Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
в1.doc
Скачиваний:
7
Добавлен:
17.07.2019
Размер:
131.58 Кб
Скачать

4. Учение ш. Монтескье о государстве и праве

Шарль Луи Монтескье (1689-1755 гг.) - один из ярких представителей французского Просвещения, выдающийся юрист и политический мыслитель. Тремя основными его произведениями являются: "Персидские письма" (1721), "Размышления о причинах величия и падения римлян" (1734) и, наконец, "О духе законов" (1748).

Уже в первой своей работе Монтескье стремится обосновать вывод о том, что миром управляет не божественный промысел или фортуна, а действующие в любом обществе объективные общие причины морального и физического порядка, определяющие "дух народа" и соответствующие формы и нормы его государственной и правовой жизни.

Главная тема всей политико-правовой теории Монтескье и основная ценность, отстаиваемая в ней - политическая свобода. К числу необходимых условий обеспечения этой свободы относятся справедливые законы и надлежащая организация государственности.

В поисках "духа законов", т.е. закономерного в законах, он опирался на рационалистические представления о разумной природе человека, природе вещей и т.п. и стремился постигнуть логику исторически изменчивых позитивных законов, порождающие их факторы и причины.

Закономерное в тех или иных отношениях (т.е. закон, правило соответствующих отношений) означает, согласно Монтескье, разумное и необходимое, противопоставляемое им случайному, произвольному, фатальному (слепой судьбе). Закон по Монтескье, как раз выражает момент определяемости, обусловленности и пронизанности тех или иных отношений разумным началом, т.е. присутствием разумного (и необходимого) в этих отношениях.

Общим понятием закона охватываются все законы - как неизменные законы, действующие в мире физическом, так и изменчивые законы, действующие в мире разумных существ. Как существо физическое, человек, подобно всем другим природным телам, управляется неизменными естественными законами, но как существо разумное и действующее по своим собственным побуждениям человек беспрестанно нарушает как эти вечные законы природы, так и изменчивые человеческие законы.

Применительно к человеку законы природы (естественные законы) трактуются Монтескье как законы, которые "вытекают единственно из устройства нашего существа". К естественным законам, по которым человек жил в естественном состоянии, он относит следующие свойства человеческой природы: стремление к миру, к добыванию себе пищи, к отношению с людьми на основе взаимной просьбы, желание жить в обществе. Но как только люди соединяются в обществе, они утрачивают сознание своей слабости, которая по Монтескье присуща человеку. Исчезает существовавшее между ними равенство, начинаются войны двоякого рода между отдельными лицами и между народами. Появляются законы, определяющие отношения между народами (международное право); законы, определяющие отношения между правителями и управляемыми (политическое право); законы, которые определяют отношения всех граждан между собой (гражданское право).

Потребность людей, живущих в обществе, в общих законах обуславливает, согласно Монтескье, необходимость образования государства. Такое соединение силы отдельных людей предполагает наличие уже единства их воли, т.е. гражданское состояние. Для образования государства (политического состояния) и установления общих законов необходимо, таким образом, достаточно развитое состояние жизни людей в обществе, которое Монтескье называет гражданским состоянием.

Положительный (человеческий) закон предполагает объективный характер справедливости и справедливых отношений. Справедливость предшествует положительному закону, а не впервые им создается. Закон вообще - это, по Монтескье, человеческий разум, управляющий всеми людьми. Поэтому "политические и гражданские законы каждого народа должны быть не более частными случаями приложения этого разума". В процессе реализации такого подхода Монтескье исследует факторы, образующие в своей совокупности "дух законов", т.е. то, что распределяет разумность, правомерность, законность и справедливость требований положительного закона.

Перечисляя необходимые отношения, порождающие закон, Монтескье прежде всего обращает внимание на характер и свойства народа, которым должен соответствовать закон, устанавливаемый для данного народа. Отсюда вытекает общий вывод о том, что лишь в чрезвычайно редких случаях законы одного народа могут оказаться пригодными также и для другого народа.

Далее Монтескье отмечает необходимость соответствия положительных законов природе и принципам установленного правительства (т.е. форме правления), географическим факторам и физическим свойствам страны, ее положению и размерам, ее климату, качеству почвы, образу жизни населения, его численности, богатству, склонностям, нравам, обычаям и т.д. Специальное внимание уделяется необходимости учета взаимосвязанности законов особых обстоятельств возникновения того или иного закона, целей законодателя и т.п.

Решающее влияние на законы, согласно Монтескье, оказывают природа и принцип правительства, учреждаемого в гражданском состоянии. Он различает три образа (формы) правления: республиканский, монархический и деспотический.

При республиканском правлении верховная власть находится в руках или всего народа (демократия), или его части (аристократия). Монархия - это правление одного человека, но посредством твердо установленных законов. В деспотии все определяется волей и произволом одного лица вне всяких законов и правил. Такова, по оценке Монтескье, природа каждого образа правления, из которой вытекают "основные краеугольные законы" данной формы правления.

От этой природы правления он отличает присущий каждой форме принцип правления. Поясняя это различие, он писал, что "природа есть то, что делает его таким, каково оно есть, а принцип - это то, что заставляет его действовать. Первая есть его особенный строй, а второй - человеческие страсти, которые двигают им".

Одним из основных законов демократии является закон, в силу которого законодательная власть принадлежит только народу. Но кроме постоянных законов необходимы и постановления сената, которые относятся к актам временного действия.

К основным законам аристократии он относит те, которые определяют право части народа издавать законы и следить за их исполнением. В общем виде Монтескье отмечает, что естественно, и должно определять, по его мнению, главное направление аристократического законодательства в целом.

В монархии, где источником всякой политической и гражданской власти является сам государь, к основным Монтескье относит законы, которые определяют "существование посредствующих каналов, по которым движется власть", т.е. наличие "посредствующих, подчиненных, зависимых" властей, их правомочий. Главной из них является власть дворянства, так что без дворянства монарх становится деспотом.

Природа каждой формы правления, таким образом, определяет основные, конституирующие данный строй (и в этом смысле - конституционные) законы. Природе каждого вида правления соответствует и свой принцип, приводящий в движение механизм человеческих страстей - особый для данного политического строя. В республике (и особенно в демократии) таким принципом является добродетель, в монархии - честь, в деспотии - страх.

В плане конкретизации общей идеи о необходимости соответствия позитивных законов принципам правления Монтескье обстоятельно, иногда доходя до частностей, исследует вытекающие из данной идеи следствия применительно к законам для общества в целом, к законам о воспитании, об обороне и т.д. Подробно прослеживается им влияние, оказываемое принципами различных видов правления на характер гражданских, уголовных законов, на формы судопроизводства и определение наказаний.

Специальное внимание Монтескье уделяет проблеме соотношения закона и свободы. Он различает два вида законов о политической свободе: 1) законы, устанавливающие политическую свободу в ее отношении к государственному устройству и 2) законы, устанавливающие политическую свободу в ее отношении к гражданину.

Речь, следовательно, идет о институционном и личностном аспектах политической свободы, подлежащих законодательному закреплению. Без сочетания этих двух аспектов политическая свобода остается неполной, нереальной и необеспеченной. Монтескье подчеркивает, что политическая свобода возможна лишь при умеренных правлениях, но не в демократии или аристократии, а тем более в деспотии. Да и при умеренных правлениях политическая свобода имеет место лишь там, где исключена возможность злоупотребления властью, для чего необходимо достичь в государстве разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Основная цель разделения властей - избежать злоупотребления властью. Разделение и взаимное сдерживание властей являются, согласно Монтескье, главным условием для обеспечения политической свободы в ее отношениях к государственному устройству. Он при этом подчеркивал, что политическая свобода состоит не в том, чтобы делать то, что хочется.

Личностный аспект свободы - политическая свобода, в ее отношении уже не к государственному устройству, а к отдельному гражданину - заключается в безопасности гражданина. Рассматривая средства обеспечения такой безопасности, Монтескье придает особое значение доброкачественности уголовных законов и судопроизводства.

Политическая свобода граждан в значительной степени зависит от соблюдения принципа соответствия наказания преступлению. Свобода, по Монтескье, торжествует там, где уголовные законы налагают кары в соответствии со специфической природой самих преступлений: наказание здесь зависит не от произвола и каприза законодателя, а от существа дела. Такое наказание перестает быть наличием человека над человеком. Причем "законы должны наказывать одни только внешние действия".

Составной частью учения Монтескье о законах является его суждение о различных разрядах, типах законов. Люди, отмечает он, управляются различными законами: естественным правом, божественным правом, церковным (каноническим) правом, международным; общим государственным правом, относящемуся ко всем обществам; частным государственным правом, имеющем в виду отдельное общество, правом завоевания, гражданским правом отдельных обществ, семейным правом.

Специальное внимание Монтескье уделял способам составления законов, законодательной технике. Основополагающим принципом законодательства является умеренность. Он формулирует, в частности, следующие правила составления законов, которыми должен руководствоваться законодатель:

а) слог законов должен быть сжатым и простым, слова закона должны быть однозначными, вызывая у людей одни и те же понятия;

б) законы не должны вдаваться в тонкости, поскольку они "предназначены для людей посредственных";

в) когда закон не нуждается в ограничениях и видоизменениях, то лучше обходиться без них;

г) мотивировка закона должна быть достойна закона.

Разработка теории законов в произведениях Монтескье прочно опирается на анализ истории законодательства. Исторический подход тесно сочетается у него со сравнительно-правовым анализом законодательных положений различных эпох и народов. Учение Монтескье о "духе законов" и разделении властей оказало существенное воздействие на всю политико-правовую мысль, особенно на развитие теории и практики правовой государственности.

Английские просветители.

У истоков просветительской мысли XVII в. стоят англичане Томас Гоббс (1588-1679) и Джон Локк (1632-1704), внесшие серьезный вклад в становление теорий естественного права и общественного договора.

Т. Гоббс свои политические взгляды изложил в работе "Левиафан или материя, форма и власть государства", в которой он по-новому освещает вопрос о происхождении государства. Решительно отвергнув концепцию божественного происхождения королевской власти, он видел ее источник в воле народа, в общественном договоре. В основе учения Гоббса - представление, что люди, по природе своей, имеют равные физические и умственные показатели, и поэтому каждый имеет одинаковые с другими права на все (естественные права). Но одновременно человек - существо глубоко эгоистическое, поэтому для естественного догосударственного общества характерен хаос, "война всех против всех" (Соответствует древнеримскому выражению "человек человеку волк"). Однако, человеческий разум, по Гоббсу, позволил найти выход из этого опасного положения в общественном договоре: люди добровольно согласились ограничить свои естественные права. На этой основе и возникает государство, которое Гоббс уподобил мифическому библейскому чудовищу Левиафану. Таким образом государство, согласно Гоббсу, - продукт человеческою разума, возникает в результате общественною договора и создается людьми, чтобы с его помощью покончить с войной всех против всех, гарантировать мир и безопасность в обществе. Однако Гоббс подчеркивает, что люди отказались от своих естественных прав не полностью, а только в той мере, в какой этого требуют интересы мира и самозащиты. Государство, особенно в форме неограниченной монархии, которую Гоббс считал лучшей формой политической власти, стоит над обществом и личностью, обеспечивает порядок и благоденствие.

Дальнейшее развитие гражданская концепция политики получает в политической теории Джона Локка, выдающегося английского философа и общественно-политического деятеля периода "славной революции" и реставрации династии Стюартов. В своем произведении "Два трактата о государственном управлении" (1690) он не только отразил идеи своих предшественников о естественном праве, общественном договоре, народном суверенитете, неотъемлемых свободах личности, но и развил и дополнял их новыми и интегрировал в целостное политическое учение - доктрину раннебуржуазного либерализма.

Как и Гоббс, Локк видел причину образования государства в добровольном общественном договоре людей. Но, в отличие от него, догосударственное естественное состояние общества изображал не как хаос, а как благополучное, свободное, равноправное и упорядоченное положение людей. Но здесь не было специального органа, механизма обеспечения общественного порядка, права ,свобод личности, поэтому люди могли время от времени причинять ущерб друг другу. Именно для этого человеческий разум привел людей к общественному договору об образовании государства. Только государство, по мнению Гоббса, может обеспечить гарантированную свободу личности, и в этом заключается принципиальное преимущество государственно организованного гражданского общества от его догосудорственного, естественного состояния. Подчеркивая, что предгосударственное состояние характеризуется полной свободой людей относительно их действий и права распоряжаться собственностью и личностью, этим самым Гоббс утверждает, что источник возникновения государственной власти - естественное право, свобода и согласие народа. Таким образом, по Локку, государство - это совокупность людей, объединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного закона с целью надежно обеспечить естественные права, защиту личности и собственности. У Локка был свой взгляд на частную собственность как естественное право человека, объясняя ее высокий статус двумя причинами: частная собственность позволяет человеку обеспечивать себя и семью всем необходимым для жизни, что дает возможность больше внимания уделять собственному развитию. Таким образом для Локка частная собственность - не абсолютная ценность, а средство достижения свободы.

Локк правомерно считается родоначальником либерализма. Он впервые четко разграничил такие ключевые понятия, как "общество", "личность" и "государство". Личность обладает такими естественными, неотчужденными правами, как право на жизнь, владение имуществом, и на свободу и равенство, которые человек не передает никому и ни при каких обстоятельствах. Эти неотъемлемые ценности - конечная граница власти и деятельности государства, переходить которую ему запрещено. Таким образом в отличие от Гоббса, Локк ставит личность выше общества и государства. Государство должно служить обществу, а они оба - личности. Государство призвано защищать права личности и обеспечивать баланс общих и личных прав и интересов. Государство не должно быть более могущественным, чем личность ибо личности создают общество, а общество - государство.

З А К Л Ю Ч Е Н И Е.

Жан-Жак Руссо, действительно, оставил глубокий след не только в истории философской мысли Франции, но и в истории всего человечества. Своими трудами он на несколько десятилетий предвосхитил те передовые демократические преобразования, которые произошли в Европе в конце XVIII - начале XIX вв. и продолжают развиваться во всем мире до сих пор. Огромен вклад этого величайшего мыслителя французского Просвещения в разработку и исследование идей социального равенства, народного суверенитета и т.п., и ,хотя в своих работах он не находит разрешения многих противоречий, то что он поднимает эти вопросы подчеркивает глубину мысли философа. Многие идеи Руссо об обществе, человеке, нравственности очень актуальны и сегодня, в эпоху научно-технического прогресса и наступающего экологического кризиса.