Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Транзит в Чили.docx
Скачиваний:
6
Добавлен:
16.07.2019
Размер:
41.44 Кб
Скачать

20 Http//newsvote.Bbc.Co.Uk/rapapps/pagetools/print/news.Bbc.Co.Uk/hi/spani sh.../4365309. St 20.03.05.

стр. 102

рии страны. Для Чили после почти 30-летнего доминирования военных это событие явилось знаковым. Оно свидетельствовало о кардинальных сдвигах на политической арене. Именно тогда был концептуально сформулирован подход к определению места вооруженных сил в условиях демократии. Суть его сводилась к следующему: они должны перестать быть кастой, обслуживающей репрессивный режим, а превратиться в институт, тесно связанный с гражданским обществом, призванный защищать суверенитет и территориальную целостность страны. Говоря о специфике работы в должности руководителя оборонного ведомства, М. Бачелет отметила: принципиальным является содействие складыванию военно-гражданского союза, "соответствующего строю консолидированной демократии"*.

В 2005 году Бачелет делает судьбоносный шаг в своей карьере - объявляет о намерении выставить свою кандидатуру на президентских выборах. Пикантность ситуации заключалась в том, что аналогичные амбиции имелись и у руководителя внешнеполитического ведомства С. Альвеар, члена Христианско-демократической партии. К тому же обе дамы практически одновременно входили в правительство и были добрыми подругами. Соперницы, они же союзницы по коалиции, ринулись в бой. Впереди их ждали праймериз в рамках альянса. Бачелет быстро набирала обороты, степень поддержки стремительно росла. В сложившихся условиях Альвеар сошла с дистанции. Надобность в первичных выборах отпала, социалистка автоматически становилась единым кандидатом. Открывался путь на самый верх. Пикантность событию придавало то, что на вершине пирамиды власти оказалась атеистка, мать троих детей от разных мужей, воспитывавшая их одна. И все это случилось в католической стране, где разводы разрешили лишь в 2004 году.

Значимость происходившего М. Альенде, дочь С. Альенде, оценивала так: победа М. Бачелет знаменует начало более справедливого и менее мачистского этапа. Женщины составляют стержень страны. Они ухаживают за детьми, трудолюбивы и способны работать в команде. Несмотря на это, их всегда маргинализировали. С ее избранием все может измениться.

Не вдаваясь в подробности деятельности М. Бачелет на посту главы государства (это тема специального исследования**), заметим, что накануне завершения полномочий ее рейтинг доверия достигал 80 процентов21. Если гипотетически она бы выдвинулась вторично, наверняка добилась успеха. Но этого не произошло - запрещал Основной закон.

* Подробнее об этом см. Хериа М. Бачелет. В Чили складывается <демократический> военно-гражданский союз. - "Латинская Америка". 2002. N 9.

** Подробнее об этом см.: "Чилийская модель: ее преимущества и риски (мандат М. Бачелет)". М., 2009; Л. В. Дьякова. Деятельность правительства Мишель Бачелет в 2006 - 2008 гг. - "Латинская Америка". 2009. N 3; она же. Чили. - "Латинская Америка: испытания демократии. Векторы политической модернизации". Ч. II. М., 2009.

21 "El Nuevo Herald" (Miami). 08.01.2010.

стр. 103

Вместо послесловия

Прошло 20 лет с момента прихода к власти <демократической> коалиции. За истекший период Чили под руководством входивших в нее партий добилась впечатляющих успехов на ниве строительства правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой. Они осуществили плавный переход от авторитаризма к демократии. Сегодня страна является своеобразным флагманом политической модернизации на континенте с исправно функционирующими и не зависимыми друг от друга ветвями власти, со свободными средствами массовой информации и развитыми институтами гражданского общества, которые создаются "снизу", а не насаждаются искусственно "сверху". Как справедливо подчеркнула известный российский исследователь М. Л. Чумакова, к числу бесспорных исторических заслуг "Concertacion" следует отнести "укрепление <демократических> институтов, регулярность свободных выборов, изменение законодательной базы и социально-политическую стабильность"22.

Нелишне обратить внимание на характерную деталь чилийской политической культуры. Президенты, готовящиеся передать бразды правления преемникам, не помышляли ни о пролонгации полномочий, ни о сохранении в той или иной форме рычагов управления. Кроме того, минувшие годы ярко продемонстрировали жизнеспособность и эффективность стратегического альянса социалистов и христианских демократов. Создав уникальный тандем, пожалуй, не имеющий аналогов на континенте, они смогли перестроиться, перешагнуть через прежние распри, адаптироваться к вызовам времени, преподать наглядный пример многим странам.

Вот как оценил еще в 2005 году значимость и масштабы перемен в Чили авторитетный лондонский еженедельник "Экономист", подчеркнувший: "Если во многих латиноамериканских странах проекты полноценной демократии и экономического развития все еще находятся под вопросом, то чилийцы начинают ощущать, что достигли и того, и другого. Повсюду на латиноамериканском континенте и левые, и правые заговорили о чилийской модели, хотя в это понятие они вкладывали разный смысл"23.

11 марта 2010 года произошло важнейшее политическое событие. Правящая левоцентристская коалиция передала эстафету правой оппозиции, представитель которой победил во втором туре президентских выборов, состоявшемся в январе текущего года. Смена власти осуществилась буднично, без эксцессов, продемонстрировав зрелость чилийской демократии.

22 "Латинская Америка: испытания демократии. Векторы политической модернизации". Ч. I. М., 2009. С. 81.

23 Цит по: "El Mercurio". 01.04.2005.

стр. 104

Электоральный успех правой коалиции отнюдь не случаен. Она тоже внесла существенный вклад в <демократический> <транзит>. На протяжении минувших 20 лет занимала конструктивную позицию, придерживалась установившихся правил игры. Ее выдвиженцы на равных регулярно боролись за президентский пост во всех избирательных кампаниях. И как правило, разница между победителем и побежденным была минимальной. Они были достойными соперниками с собственными представлениями о путях развития страны, органично вписывавшимися в рамки <демократической> парадигмы. Они стойко терпели неудачи. И наконец их час настал. Уход в оппозицию соперников - отнюдь не трагедия, а нормальная практика в <демократических> правовых государствах.

Нелишне напомнить об общеизвестной истине. Регулярная смена у руля правления различных сил посредством электоральных процедур служит гарантией необратимости <демократических> процессов и хорошей вакциной от авторитаризма. Длительное пребывание на Олимпе одной политической силы либо коалиции чревато негативными последствиями, порождает застой, стагнацию. И в этом состоит еще один урок Чили. Не следует засиживаться у власти. Пришла пора передать бразды правления оппозиции, которая не на словах, а на деле попытается доказать гражданам свою способность управлять <демократическими> методами лучше предшественников. В противном случае неизбежно их возвращение к власти.

В завершение несколько слов о ситуации на правом фланге. Здесь расположился альянс "Союз ради Чили", образованный в 1993 году24. В него входят партия "Национальное обновление", зарегистрированная в 1988 году, и Независимый <демократический> союз, основанный в 1989 году. В прошлом некоторые представители этих организаций сотрудничали с авторитарным режимом, входили в правительство. Впоследствии большинство их эволюционировали на умеренные позиции, принимали активное участие в электоральных процедурах, завоевывали солидное количество мест в обеих палатах парламента. Отныне им предстоит управлять страной. Слова нынешнего президента С. Пиньеры о стремлении к диалогу, необходимости достижения единства, произнесенные в ходе пресс-конференции после победы на выборах, служат знаком готовности к сотрудничеству с оппозицией25.

Специфический чилийский опыт перехода от авторитаризма к демократии имеет непреходящее значение. Он востребован, пристально изучается не только в Латинской Америке, но и далеко за ее пределами. Далеко не случайно, что первый <демократический> президент этой страны П. Эйлвин,

24 См. "Латинская Америка и Карибы. Политические институты и процессы". М., 2000. С. 328.

25 См. "El Nuevo Herald". 23.01.2010.

стр. 105

побывавший в 1993 году в России с официальным визитом, встречался не только с официальными деятелями, обсуждая состояние и перспективы двусторонних отношений. Весьма плодотворным было его общение с представителями научной общественности в здании президиума Российской академии наук, где высокий гость изложил стратегию правящей коалиции, делавшей начальные шаги в этом направлении, и ответил на многочисленные вопросы собравшихся.

Эту практику в известной степени продолжил другой глава государства, Э. Фрей Руис-Тагле, приезжавший в Москву после сдачи полномочий и выступивший перед сотрудниками Института Латинской Америки РАН. Вслед за этим в МГИМО(У) МИД РФ руководитель оборонного ведомства М. Бачелет в 2002 году поведала студентам о специфике складывания военно-гражданского союза. Реакция слушателей повсюду свидетельствовала о живом интересе к процессам, происходящим в одном из государств, казалось бы, далекого, но на самом деле близкого континента.

Причина лежит на поверхности: она проста и понятна. В обеих странах <демократический> <транзит стартовал практически одновременно - на заре 1990-х годов. В Чили он оказался успешным, поскольку на протяжении 20 лет осуществлялся под руководством уникальной в своем роде коалиции, имевшей хорошо продуманную стратегию и опиравшейся на поддержку различных социальных слоев. В России же он двигался зигзагообразным путем, а в настоящее время переживает стагнацию.

стр. 106