Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
вкр.docx
Скачиваний:
26
Добавлен:
17.06.2019
Размер:
130.91 Кб
Скачать

Глава I. Купцы в истории России и отечественной литературе XV — первой половины XIX века

    1. Появление купеческого сословия в России

В русском языке «купцами» традиционно называют людей, которые занимались торговлей. В «Толковом словаре» В.И. Даля купец — это «торговец, посадский, негоциант, торгующий чем-либо» [48]. С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова уточняют, что купец — это «богатый торговец, владелец торгового предприятия» [52]. В социальной структуре современного общества (при определении типологически сходных явлений сейчас используется понятие предприниматель) эта социальная группа не выделяется, поэтому в толковых словарях часто статьи о них сопровождается пометами «истор.», «устар.» и «дорев.» [53].

В сознании современного человека образ купца формируется благодаря знаниям по отечественной истории или имеющемуся литературному опыту, что доказывает актуальность изучения структуры художественного образа купца как одного из источников получения представлений об определенной исторической эпохе и существовавшем ранее сословии. К большому сожалению, в художественных произведениях и учебниках истории мы часто встречаемся со стереотипным, упрощенным образом представителя данного сословия. Например, в национальном корпусе русского языка собраны такие варианты использования образа: «В центре страны должен перестать стоять купец стяжатель, потребитель» [21]; «У меня здесь тоже был тезка ― по виду русский купец конца девятнадцатого века, в смазных сапогах и картузе»; «К тому же еще классики писали, что русский купец чувствует себя человеком лишь тогда, когда продает подгнивший или залежалый товар» [6]. В словаре арго В.С. Елисарова купец понимается, как «торгаш, фарцовщик, спекулянт» или «карманный вор» [50]. Заметно, что кроме тех примеров, где определяется род деятельности купцов, о них чаще всего говорят оценочно, фиксируя при этом основные черты сложившегося стереотипа: купец, купчина, — обязательно обманщик, эксплуататор, невежа, деспот в семье, неумеренный в еде и выпивке, жаждущий легкой наживы эгоист, обязательно с бородой.

Субъективность оценочных характеристик возникла во многом под влиянием русской художественной литературы. Произведения русских классиков запечатлели в сознании читателя сатирический образ купца-стяжателя, обманщика и корыстолюбца: например, за «тонкой, нежной душой» и трудолюбием купцаЛопахина из «Вишневого сада» А.П. Чехова в финале произведения все равно проглянет образ предельно расчетливого человека, готового пожертвовать любыми «идеалами» ради явной выгоды.

Но в действительности торговлей в дореволюционной России занимались не только обманщики и негодяи. Вспомним, о щедрости купцов, среди которых было немало благодетелей и покровителей. Например, Савва Иванович Мамонтов, продолжатель известного в России рода купцов, известен не только предпринимательской деятельностью, но и меценатством, благотворительностью и активной культурной деятельностью. Ярославлю он запомнился как директор и главный акционер Московско-Ярославской железной дороги, которую благодаря ему в начале 1890-х гг. продлили до Архангельска. По замечанию Евгения Арензона в книге «Мамонтов. Искусство и железные дороги», Савва Мамонтов работал не ради прибыли, а во имя великой страны [13].

На Руси купеческое сословие появились еще в IX веке. Благодаря выгодному географическому положению страны стремительно начала развиваться внешняя торговля. Изначально торговали только князья и дружинники, которые собирали дань с подданных (меха, воск, мед). В Византии они обменивали собранное на вина, шелк, оружие и т.д. А.С. Верещагин и Р.Х. Хайртдинов, авторы учебного пособия по истории российского предпринимательства, говорят о том, что первых русских торговцев описал арабский географ и путешественник Ибн Русте: «Вооружены они были прекрасно: на боку — стальной меч, в руках — копье. Одеты они очень хорошо» [20]. Он также описывал золотые обручи (гривны), шаровары в 100 локтей материи и мечи, пояса, в которые купцы завязывали деньги.

Купцы-профессионалы появились лишь в Х в. Причина — накопление излишков продукции сельского хозяйства и лесных промыслов, возрастающая потребность в их сбыте. Теперь купцами становились воины-дружинники, ремесленники, княжеские и боярские слуги. Как отмечают А.С. Верещагин и Р.Х. Хайртдинов, все они отличались предприимчивостью, инициативой, смелостью, решительностью [20].

В XI–XII вв. на Руси возникли купеческие организации, объединенные общими коммерческими интересами, трудностями внешней торговли. В стране появился слой профессиональных деловых людей, которые стремились к объединению, чтобы совместно защищать свои интересы. Новый социальный класс впервые зафиксирован Ярославом Мудрым в «Русской Правде» XI–XII вв. В структуре общества той эпохи купец находится между боярами и смердами. За его убийство полагался штраф в 40 гривен. Высокая цена обусловлена «полезностью» сословия для государства, которое с помощью торговцев расширяло международные связи, а часть прибыли, получаемая с торговли на иностранном рынке, поступала в общую казну (таможенный налог, мыт — старейшая торговая пошлина, налоги с мер и весов). В 1125 г. Владимир Мономах издал закон о защите русских купцов от нападения за границей.

Со временем класс купцов настолько расширился и укрепился, что появилось негласное деление на «низших» торговцев и «высших». Первые занимались местной торговлей, вторые — международной.

Затем, к XVII веку, сложилась более четкая иерархия. Купцы, торгующие за рубежом, обособились от остальных. Их называли гостями и гостиной сотней. Средние, мелкие и розничные торговцы объединялись в суконные или черные сотни и слободы [27]. М.В. Брянцев писал о все возрастающем «привилегированном» положении купечества. Он говорил о том, что возникающие между торговцами и покупателями размолвки решались в специальном торговом суде. В случае финансовых затруднений состоятельным купцам, входившим в торговую ассоциацию Руси, давали кредит или безвозмездную помощь [17].

В XVII в. купечество распространилось по всей стране. Торговля на Руси тогда была в основном ярмарочной. На ярмарки съезжались множество русских и иностранных купцов. Вокруг появлялись магазины, склады, гостиницы, трактиры, даже театры и цирки. Например, Нижегородская Макарьевская ярмарка (XVI в.), ярмарки в Холопьевом городке на реке Мологе и в селе Симонова монастыря.

При Петре I появились купеческие «гильдии», членов которой избавили от телесных наказаний за проступки. «Правовой статус купечества со временем приобретал все большую определенность. В 1703 г. было создано купеческое собрание в Петербурге, которое фактически являлось первой российской биржей» [41]. Некоторые заводы из рук государства передали в частные руки. На заводы царь разрешил покупать рабочую силу — крестьян.

Александр I издал в 1807 г. манифест «О дарованных купечеству новых выгодах, отличиях, преимуществах и новых способах к распространению и усилению торговых предприятий», которым разрешил заниматься внешней торговлей в товариществах.

К XIX в. сформировались капиталистические отношения во всех отраслях российской экономики. «Продукция сельского хозяйства производилась с целью сбыта, возрастала доля денежных оброков. В поместьях появляется все больше промышленных предприятий и мануфактур, на которых использовался труд крепостных. В промышленности стал широко применяться наемный труд, увеличивалось число кустарных и мелких предприятий, крестьянских промыслов. В 30-е гг. мануфактуры превращались в капиталистические фабрики, использующие машинную технику» [25].

Одним из известных представителей купеческого сословия Твери был ходивший «за три моря» Афанасий Никитин. Он был первооткрывателем новых земель, торговцем и дипломатом в одном лице. В эпоху Ивана Грозного прославились купцы Строгановы, династия которых просуществовала 500 лет. Они основали солеваренное дело, построили множество заводов, занимались меценатством.

Таким образом, мы видим, что купечество стремительно набирало силу в русском государстве, но сословные ограничения не позволяли ему реализоваться в полной мере. Самые находчивые торговцы старались получить дворянство, которое присваивали за заслуги перед отечеством, и давало больше возможностей развития дела. Однако в сознании русского человека на протяжении многих веков за купцом закрепилась репутация человека исключительно корыстного и расчетливого.