Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Федоров В.А. РПЦ в синодальный период.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
30.04.2019
Размер:
652.8 Кб
Скачать

Глава 6.

ции. На приходское духовенство была возложена обязанность объявлять прихожанам все государственные законы во время воскресной службы. Приходское духовенство обязано было вести метрические книги о крещениях, венчаниях, погребениях насе­ления своего прихода, а во время проведения переписей населе­ния (ревизий) доносить об уклонившихся от записей в ревизские «списки», выявлять раскольников и вести за ними наблюдение. Как политическое преступление считался пропуск приходски­ми священниками хотя бы одной из «табельных служб» - бого­служений в дни тезоименитств царя и всех членов царской семьи, коронаций и царских побед. Введена была клятвенная присяга ду­ховенства на верность императору. До этого священник приносил клятву следовать только церковным уставам, а в мирские дела «не вреватися» (не вмешиваться). Указ 22 апреля 1722 г. требовал, чтобы каждый, вступая в духовную должность, приносил клятву «быть верным, добрым и послушным рабом и подданным импе­ратора и его законным наследникам», оборонять прерогативы и достоинство императорской власти, «не щадя в потребном случае и живота своего», доносить о всяком ущербе, вреде и убытке интересам императора, «об открытых на исповеди воровстве, изме­не и бунте на государя или иное злое умышление на честь и здравие государево и фамилию Его Величества». Иначе говоря, свет­ская власть требовала от православного священника идти на нару­шение основного канонического правила - сохранения тайны ис­поведи. Этот же указ предусматривал, чтобы все секретные дела, которые священнику будут поручены от властей, «содержать в совершенной тайне и никому не объявлять».

В «Прибавлении» к «Духовному регламенту» снова напоми­налось об этом, причем со ссылкой на Св. Писание: «Сим объяв­лением (донесением властям о том, что сказано на исповеди. - В.Ф.) не порокуется исповедь, и духовник не преступает правил евангельских, но еще исполняет учение Христа: «Обличи брата, аще не послушает, повеждь церкви». Когда уже о братнем согре-шении Господь повелевает, то кольми паче о злодейственном на государя злоумышлении».

Петром I издаются указы, регламентирующие культовую дея­тельность, что следует квалифицировать как вторжение светской власти в каноническую сферу деятельности церкви. В законода­тельном порядке предписывается обязательная ежегодная испо­ведь прихожан (указ 1718 г.), которая должна фиксироваться в «ве-

153

роисповедных книгах». Священники должны были строго учиты­вать «небытейщиков» (не бывавших на исповеди) и доносить о них не только церковным, но и светским властям. Эта мера пре­дусматривала выявление «раскольщиков», уклонявшихся от исповеди. Всякий, упорно не ходивший на исповедь, признавался «раскольщиком», С пропустившего исповедь в первый раз взимался штраф в размере 5 коп., во второй раз размер штрафа удваивал­ся, в третий раз - утраивался. О «неисправно» бывавших на испо­веди поведено подавать ведомости гражданским властям, и по этим ведомостям «чинить наказания». Специальные указы требова­ли от священников также следить, чтобы прихожане «ходили в цер­ковь к вечерне и утрене», не отвлекались бы во время службы «по­сторонними делами», слушали богослужение «в безмолвии и с благоговением» и чтобы не было «бесчинного стояния в храме».

Преследование раскола церковью и государством имело свои особенности. Церковь строго подходила к отступлениям от вославия (вовлечение в ересь и раскол), считая их наиболее важ­ными преступлениями («опаснее человекоубийства, ибо не тело, а душу похищают»), т. е. с точки зрения государственного «вреда». На первый план здесь выступал политический момент: наиболь­шую опасность представляли те раскольники и еретики, которые не признавали не только Православную Церковь, но и «анти­христову» государственную власть, т. е. в царствующем императо­ре усматривали «антихриста». Их ловили, подвергали жестоким наказаниям и ссылали в монастырские тюрьмы «для исправле­ния» или на каторгу. К признававшим официальную власть отно­сились мягче. В 1716 г. они были обложены двойным подушным окладом, обязаны были носить особое платье, и им было запре­щено занимать любые административные должности.

По указу 1702 г. свобода вероисповедания предоставлялась всем иностранцам, проживающим в России. Но свобода вероис­поведания для иностранцев не означала признания равноправия вер. Категорически запрещалась пропаганда иностранцами своей веры в России. Каралось совращение православных в иную веру, но всячески поощрялся переход в православие. Иностранца-неправославного запрещено было хоронить на православных клад­бищах.

Важнейшим актом в конфессиональной политике Петра I яви­лось подчинение церкви в политико-административном отноше­нии, что выразилось в упразднении института патриаршества и

154