Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
курс лекций по философии.doc
Скачиваний:
15
Добавлен:
26.04.2019
Размер:
857.6 Кб
Скачать

16. Проблема человека в философии и науке

1.Учение о человеке в структуре философского знания.

2.Основные стратегии осмысления природы человека в классической философии.

3. Антропосоциогенез в философии и науке.

4. Проблема биосоциальной природы человека в современной философии.

5. Жизнь, смерть, бессмертие в духовном опыте современного человечества.

Опорные понятия: человек, антропосоциогенез, личность, индивидуальность.

1. В настоящее время проблема человека становится универсальной, комплексной проблемой, на решении которой сосредоточены усилия не только гуманитарных наук, но и в значительной мере естественных и технических. Философия в этом цикле играет особую роль, интегрируя все науки, выделяя понятие сущности человека.

Размышления о том, что такое человек, кем он является и куда идет, было основным для философии на протяжении тысячелетий ее развития. Любовь к мудрости прежде всего предполагала уяснение отношения человека к миру вокруг него и к самому себе. В человеке усматривали все богатство Космоса и сравнивали с червем и «больным» животным; искали образ и подобие Бога и втаптывали в прах земной; считали его жизнь величайшей ценностью и ничтожной. В конце ХХ века, когда появилась возможность самоуничтожения всего человечества, стало ясно, что единственная подлинная ценность – это человек.

Человек продолжает оставаться загадкой для самого себя. За тридцать столетия развития философской мысли так и не удалось объяснить человека исчерпывающим образом, исходя из какого-то одного качества или свойства. Недаром в религиозном сознании сущность человека представляется тайной, которой владеет только Бог.

Античный мудрец Сократ оставил нам вечный девиз: «Познай самого себя», хорошо понимая, что человек сам для себя является наиболее трудным для изучения предметом.

2. Вопрос о природе человека, его месте в мире - одна из основных проблем в истории философской мысли.

Каждая эпоха по-своему рассматривает проблему человека. В христианстве библейское представление о человеке как « образе и подобии Бога», внутренне раздвоенном вследствие грехопадения, сочетается с учением о соединении божественной и человеческой природы в личности Христа и возможности, в силу этого, внутреннего приобщения каждого человека к божественной благодати.

Если античный образ человека космоцентричен («Человек есть мера всех вещей» Протагор), то средневековый - теоцентричен. Человек не верит в себя, он верит в Бога. Его глаза обращены к потустороннему миру. Здесь противопоставлены друг другу бессмертная душа и смертная плоть человека. Огромное значение придается промыслу Божьему, проявлению «божественной воли» во всех событиях в мире. Считается, что человек не может самостоятельно добыть знание, оно дается ему в откровении.

Образ человека Нового времени антропоцентричен. Бог смещается на периферию человеческой жизни. Человек отрывается от него. Он теперь верит в себя. На место Бога он ставит «человекобога» (Ф. Достоевский).

Немецкая классическая философия возвращается к пониманию человека как живой целостности (Гердер, Гете): «Человек - первый вольноотпущенник природы». Он сам должен формировать себя, создавая культуру. То есть, человек - субъект духовной деятельности, создающий мир культуры, носитель общезначимого сознания, всеобщего сознания - духа, разума.

В течение ХХ века, особенно в последней его трети, усиливается интерес к проблеме человека и, в особенности, естественнонаучного подхода к изучению человеческого мира, что привело и к переориентированию философских взглядов. Осуществляемый в настоящее время цивилизованный поворот, трансформация индустриальной цивилизации в информационное общество резко повышают роль человеческой индивидуальности, творческого начала в человеке в развитии всех сфер общества.

3. Возникает, естественно, вопрос, как возникло такое необычное существо, имя которому «человек»? Ответ пытаются дать различные концепции антропосоциогенеза.

Существует три принципиальных похода к проблеме происхождения человека:

а) концепция творения человека Богом или иной надчеловеческой личностью;

б) гипотезы о внеземном, космическом генезе человеческого рода как «эксперименте» высокоразвитых цивилизаций на планете Земля;

в) трудовая теория

В XIX в., особенно после создания Ч. Дарвином эволюционной теории, получила распространение трудовая теория происхождения человека. Нам она известна в ее марксистском варианте, однако, не сводится к ней. Все сторонники этой теории считают, что именно труд, начинающийся с изготовления труда, создал человека. В ходе трудовой деятельности рука становится все более гибкой и свободной. Одновременно развивается мозг, достигается все более тесное сплочение людей и возникает потребность что-то сказать друг другу. Таким образом, орудийная деятельность, сплочение в общество, речь и мышление есть решающие факторы превращения обезьяны в человека. Затем добавляется регулирование брачных отношений, нравственность и другие моменты становления и существования человека.

Но, почему животные предки начали трудиться, и почему трудовая активность превратила, в конечном счете, обезьяну в человека? В популярной литературе часто можно найти такой ответ: для того, чтобы поддержать свое существование, люди должны есть, пить, защищаться от холода и т. п., а это вынудило их к производству материальных благ. Однако в природе животные, включая наших животных предков, не производят, не испытывают никакой потребности в производстве и вполне способны поддержать свое существование. Но даже и тогда, когда животные в ряде случаев осуществляют орудийную деятельность, это не способствует преодолению ими границ животного мира.

По-видимому, если мы выводим мышление из труда, а не труд из мышления, у нас нет достаточных данных для того, чтобы дать объяснение переходу (тем более, в течение короткого периода каких-то тысяч лет) от инстинктообразных к целеполагающим формам труда. Но коль скоро труд, в его ставших целеполагающими формах, возник, мы действительно получаем возможность объяснить ход антропосоциогенеза. Причем дело не столько в том, что труд, по-видимому, сыграл действительно решающую роль в возникновении принципиально новой формы наследования, открывшей безграничные возможности становления человека. Речь идет о сдвиге с генетических форм наследования на социальные.

Существенной чертой антропосоциогенеза является именно то, что изготовляемые человеком орудия труда аккумулируют в себе способы деятельности с ними. Это достигается тем, что в процессе изготовления предмету придается целесообразная форма. Распредмечивание этих форм осуществляется как развитие человеческих способностей.

4. Человек является частью природы и вместе с тем существом социальным. Люди принадлежат к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens. Соотношение природного (биологического) и социального (общественною) очень сложно. В науке сложились две крайние точки зрения: биологиторство, абсолютизирующее роль природного начала в человеке, и сациологизаторство, преувеличивающее роль социального начала. Эти позиции в чистом виде редко встречаются, чаще можно столкнуться с преобладанием той или иной точки зрения. Каждая из таких полярных точек зрения имеет свои аргументы и ведет к неоднозначным социальным последствиям. Так, констатирование расовых различий соответствует требованиям науки, и оно побудило в свое время к благородной миссионерской деятельности. Вместе с тем оно способствовало зарождению и развитию расизма, колониализма и фашизма. Учет половых различий необходим в организации производственной деятельности. Но это не должно приводить к взгляду на женщину как на низшее существо. В недавнем прошлом в нашей философии подчеркивались лишь социальные характеристики человека, его биологические свойства недооценивались. Между тем в настоящее время очень важно оценить перспективы человека как вида. Человек более универсален, чем животное. Он изменяет окружающую среду, создавая «вторую природу», стараясь не изменяться сам. Но его ресурсы не безграничны, хотя они пока еще плохо выяснены.

5. Коль скоро речь идет о подвластности человека законам природы, неизбежно возникает вопрос о жизни и смерти. Ранее эти категории в нашей философии не присутствовали, между тем как в зарубежной философии они представлены весьма объемно. Критикуя, во многом справедливо, «философию жизни» (В. Дильтей, А. Бергсон, О. Шпенглер), мы не позаботились о глубокой разработке проблемы жизни. Молчаливо признавалось, что человечество бессмертно, хотя индивид смертен. В настоящее время все вызывает споры. Так, с возникновением ядерного оружия человечество стало потенциально смертным.

Вопрос о жизни и смерти дискутируется не только в плане права на жизнь - этого высшего права, высшей ценности. Стал обсуждаться и вопрос о праве самого человека решать, стоит ли ему жить дальше. Ранее этот вопрос по сути решался в духе христианской религии, т. е. в духе безоговорочного осуждения самоубийства. В науке все это оценивается неоднозначно.

Проблема жизни и смерти тесно связана с традиционным вопросом о смысле жизни. Большинство ученых согласны, что нравственный смысл жизни состоит в развитии способностей человека, совершенствовании социальной сущности и духовных оснований жизни (спасении души).

Сложнее со смыслом жизни для человечества. Ранее здесь господствовал безоглядный оптимизм. На смену ему приходят требования реализма. Остро стоит проблема выживания человечества.

Выше уже говорилось о важности проблемы личности, в основном в связи с анализом различных философских направлении. Надо признать, что ранее марксистским работам (исключая работы молодого К. Маркса) был присущ несколько абстрактный подход к личности, которая как бы выводилась из «среды», «класса», «общественных отношений» и т. д.

Для ряда зарубежных философских направлений (экзистенциализм, персонализм) характерен интерес к живой личности, но гуманистическая тенденция не опирается на серьезные основания, не согласуется с законами бытия, нет перспективы усовершенствования мира и личности. Философское учение о личности складывается в результате взаимодействия разных подходов. Ниже рассматриваются лишь важнейшие аспекты проблемы.

Для правильной ориентации в проблеме следует четко различать понятия «человек» и «личность». Как было сказано выше, человек, с одной стороны, часть природы, с другой - существо социальное. Понятие «личность» отражает только социально значимое в человеке.

Рассмотрение понятия «личность» предполагает привлечение и других понятий. Человек есть член сообщества (подобно популяции животных), и в этом смысле он индивид. Термин «индивид» употребляется для обозначения единичного, отдельного представителя человеческого рода. Под понятием индивидуальности разумеется мера или степень отличия одного индивида от других. Противоположные понятия - типичность, массовидность.

Уникальность, своеобразие человека проявляются уже на биологическом уровне и выражаются во внешних чертах. Однако в еще большей степени уникальность человека связана с его духовным миром, особенным способом бытия, общением его с людьми и природой. В качестве примеров развития индивидуальности обычно указывают на выдающихся деятелей эпохи Возрождения. Вместе с тем их индивидуализм подчас приводил к попранию моральных устоев (Бенвенуто Челлини).

Понятие личности характеризует человека как продукт и - в то же время как субъект (агент) общественных отношений. В настоящее время актуальны две основные концепции личности:

1) как набор (ансамбль) социальных ролей человека;

2) как сущностная характеристика человека.

Понятие социальной роли человека (он может выступать в качестве мужа, отца, инициатора общественных движений, коллекционера и т. д.) отражает внешнее проявление его индивидуальности. Это понимание важно для прикладной социологии, но его недостаточно. Когда речь идет о личности как о сущностной характеристике человека, то здесь понимается квинтэссенция способностей, потребностей, интересов, убеждений личности. Личность есть совокупность трех основных составляющих: биогенетических задатков, социального воздействия и психосоциального «ядра» - «Я». Субъективно, для индивида, личность выступает именно как образ его "Я". Личность должна реализовать, выразить себя. Этому и служит процесс соотнесения «Я» с реальными жизненными обстоятельствами. Важнейшими компонентами структуры личности выступают мировоззрение, самосознание, способности, характер, ценностные ориентации (прежде всего нравственные).

Рассмотренные понятия можно представить в виде следующей сетки категорий: индивид - вид, индивидуальность - типичность, личность - общество.

Для характеристики личности очень важно выяснить ее взаимоотношения со средой. Под социальной средой понимается определенный фрагмент общественного бытия, с которым взаимодействует субъект, включая конкретных людей, социальные институты, продукты деятельности. Это взаимодействие осуществляется как непосредственно, так и опосредованно.

Существование и формирование личности включает социализацию. Социализация - это усвоение индивидом определенной системы социальных ролей и культуры. Социализация проходит на протяжении по существу всей жизни человека. В первые годы жизни ребенок особенно интенсивно осваивает окружающий мир, его психика наиболее пластична, потеря этих лет практически невосполнима. Для подростка характерно стремление к утверждению себя в компаниях сверстников.

В обществознании сложились две основные крайности в подходе к соотношению личности и общества. Первую можно обозначить как идею «робинзонады», согласно которой лишь независимый одиночка полностью раскрывает себя как личность, общество же выступает как механическая совокупность, как фиктивное целое. Согласно другой точке зрения, социальные институты представляют собой независимую, самостоятельную реальность, первичную по отношению к личности силу. Как осознание общественных связей, так и идея самостоятельности, суверенности личности являются результатом исторического развития. Свободная индивидуальность является не исходным пунктом, а высшей ступенью общественного прогресса.

Становление личности правомерно рассматривать и в плане проблемы отчуждения. Под отчуждением понимается разрыв общественных связей между людьми, осознание их как навязанных извне и чуждых. Развитие и усложнение трудовой деятельности, формирование частной собственности приводит к тому, что у человека появляются частные интересы, он начинает обособляться. Разделение труда, разрыв сословных перегородок увеличивают степень свободы личности. Вместе с тем созданный человеком продукт отделяется от него, господствует над ним, как слепая стихийная сила.

Преодоление отчуждения возможно не ценой отказа от благ общественного прогресса, а на его основе, путем соединения людей друг с другом и со средствами труда. Преодоление отчуждения и достижение тем самым свободы есть длительный исторический процесс. Он предполагает достижение «негативной свободы», т. е. «свободы «от» (угнетения, эксплуатации и пр.) и «позитивной свободы», т. е. «свободы «для» (развития индивидуальности).

Процесс взаимодействия личностей может быть понят как общение. В процессе общения происходит обмен результатами деятельности, осуществляется социализация. Отчуждение личности непосредственно проявляется в нарушении общения, поэтому общение в известном смысле является антиподом отчуждения.

Относительно устойчивую общность людей, занятых решением конкретной общественной задачи, называют коллективом. Коллектив является промежуточным звеном между личностью и обществом, он призван сочетать их интересы. Существуют две жизненные позиции, два принципа деятельности: индивидуализм и коллективизм. Суть индивидуализма состоит в подчеркивании автономии «личности», в предпочтении личных интересов общественным, суть коллективизма - в предпочтении общественных, коллективных начал. Ранее в нашей философской и общественно-политической литературе индивидуализм рисовался негативно, а коллективизм - как безусловно положительное явление. В настоящее время намечается тенденция пересмотра этих оценок, в ее основе лежит мысль, что подлинная коллективность невозможна без развитой индивидуальности. Христианство, например, исходит из признания симфонии, гармонии личности и общества.