Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
shpora_po_istorii_chast_3.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
26.04.2019
Размер:
304.64 Кб
Скачать

50. Национальная политика большевиков. Образование ссср.

После октябрьского переворота 1917 г. большевики взяли курс на мировую революцию. В этих условиях члены ЦК партии Николай Бухарин и Иосиф Джугашвили (Сталин) отстаивали принцип самоопределения, но не всей нации, а лишь пролетариата в рамках данной нации. Как видно, для Сталина первичной была классовая идея, а национальный вопрос был вторичным. Национальная традиция, культура, психология поглощались классовой идеей. Такой подход можно назвать классово-унитарным. Однако Ленин, руководствуясь идеей Маркса о принципе самоопределения наций, вкладывал в это понятие иной смысл. Каждая нация должна получить право на самоопределение, а это будет способствовать самоопределению пролетариата. Он понимал, что одной из причин победы большевиков в гражданской войне было конфедеративное устройство республик, их экономический и военный союз. При этом он не делал различия между конфедерацией и федерацией (“союз”, “объединение”), но главное - был сторонником федерации.

Понятие “федерация” очень сложно и многозначно. Ленинское и эсеровское понимание федерации имеет много общего. Эсеры считали, что каждая область (у Ленина - республика) будет со своей Думой (у Ленина - Советами) ведать своими путями сообщений, заводами, торговлей, своей частью земли. А центральные органы должны руководить армией, флотом, отношениями с другими государствами, распоряжаться всей землей, денежной системой. Но главной особенностью ленинского понимания федерации было то, что и здесь господствовал классовый подход. Для лидера большевиков национальный вопрос был средством укрепления режима, диктатуры пролетариата, построения социализма и борьбы с мировым империализмом. Он писал в 1922 г.: “Составить весь наш госаппарат исключительно из коммунистов...Федерация нам нужна для борьбы с мировой буржуазией”.

Классовый подход проявился и в том, как большевики понимали причины и возможности для создания союза. Ленин, многие руководители партии считали, что существуют объективные предпосылки для образования Союза советских республик:

во-первых, для восстановления народного хозяйства, успешного проведения НЭПа необходимо объединить людские, материальные, финансовые ресурсы всех республик;

во-вторых, появилась возможность развивать хозяйство по единому плану, что являлось важнейшим марксистским принципом построения социализма;

в-третьих, создание единой армии, флота, единой внешней политики необходимо для борьбы против экономической блокады и дипломатической изоляции;

в-четвертых, республики составили бы единый хозяйственный организм, между ними существовало бы разделение труда.

Таким образом, большевики считали, что существуют объективные основы для создания Союза республик.

Существовали различные проекты создания Советского многонационального государства. При этом в партии боролись две тенденции:

унитарные - это стремление к созданию единого государства с мощным центром и подчиненными ему республиками;

федералистские - это стремление к созданию союза государств, сохраняющих независимость, но имеющих общую армию, флот, финансы, внешнюю политику, координирующие органы.

Сторонником первой модели был Сталин, второй - Ленин. Эти расхождения проявились в так называемом “грузинском деле”.

Весной 1922 г. была создана Закавказская федерация (Армения, Грузия, Азербайджан), но основные хозяйственные полномочия были оставлены в руках республик. Причем Грузия имела особое положение, имея торговые связи с капиталистическими странами через Батум. Генеральный секретарь партии ( с апреля 1922 г.) и секретарь Закавказского крайкома Орджоникидзе считали, что Закавказская федерация должна войти в Союз как автономия. Ленин из-за болезни узнал об этом проекте с опозданием, но сразу же направил письмо члена Политбюро, в котором подверг критике сталинский проект, называя его “царским”. Ленин предложил, чтобы Советские республики объединились в новом государстве на основе их полного равноправия и суверенности (независимости). Каждая республика имеет право свободного выхода из союзного государства. Ленин вызвал Сталина в Горки и настоял на своем проекте. Сталин не спорил, но в письме к Каменеву написал о “национальном либерализме т. Ленина”.

В октябре 1922 г. между Орджоникидзе и ЦК партии Грузии возник серьезный конфликт. Член ЦК Махарадзе предложил, чтобы в Союз входила не вся Закавказская федерация, а отдельные республики - Грузия, Армения, Азербайджан. Споры дошли до оскорблений и рукоприкладства. Возникло “грузинское дело”. Ленин потребовал разбирательства. Но комиссия во главе с Дзержинским обошла факт рукоприкладства, а позицию Орджоникидзе признала правильной.

30 декабря 1922 г. состоялся I Всесоюзный съезд Советов (Ленин не присутствовал из-за болезни). С Декларацией об образовании Союза Советских Социалистических Республик (С.С.С.Р. - именно так писалась эта аббревиатура тогда) выступил Сталин. В основу Декларации были положены ленинские принципы о федерации, равноправии, суверенитете и свободе выхода из Союза.

Съезд провозгласил образование СССР в составе четырех союзных республик - Российской Федерации, Украины, Белоруссии, Закавказской Федерации. В 20-30 гг. СССР пополнился остальными республиками (перед Великой Отечественной войной их было 15).

II Всесоюзный съезд Советов утвердил 31 января 1924 г. первую Конституцию СССР. Конституцией были установлены государственный герб, флаг и столица Союза ССР - Москва. Гимном (до 1944) стал “Интернационал”.

Как и Конституция РСФСР 1918 г., Конституция СССР носила ярко выраженный классовый характер, закрепляя на территории республик ведущую роль принципов диктатуры пролетариата. Конституция союзного государства

жестко была обозначена верховенством общесоюзной власти. За республиками сохранялось право свободного выхода из Союза, причем статья, обеспечивающая это право, могла быть отменена или изменена лишь с согласия всех членов Союза.

Если оценивать Конституцию с юридических позиций, то может показаться, что она воплотила ленинский представления по национальному вопросу. На деле же, по мере укрепления сталинского единовластия, национальная политика все более приближалась к унитаризму. Укрепляя свою личную диктатуру и всевластие союзных партийных и государственных структур, Стал тем самым закладывал мину замедленного действия под воспеваемым гимном СССР “Союз нерушимый республик свободных”.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]