Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Vostochnye_slavyane_v_mirovom_istoricheskom_pro....docx
Скачиваний:
6
Добавлен:
21.04.2019
Размер:
402.3 Кб
Скачать

3. Социальные и политические условия процесса феодального раздробления

Какие же основные черты периода феодальной раздробленности? В условиях феодальной раздробленности усилилась эксплуатация крестьянства, постепенно сократилось число свободных общинников, община попала под власть земледельцев. Ранее свободные общинники стали феодально-зависимыми. Ухудшение положения крестьян и городских низов выражалась в различных формах, участились восстания против феодалов.

Неотъемлемой чертой феодального общества и государства в этой период была взаимозависимость владения землей и политической власти: крупные землевладельцы имели большую власть, чем владельцы более мелких вотчин.

В общественном развитии Руси достаточно отчетливо проявляется иерархическая структура феодального землевладения и, соответственно, сеньориально-вассальные отношения внутри класса феодалов.

Главным сюзереном был великий князь — осуществляющий верховную власть и являющийся собственником всей земли данного княжества.

Бояре, будучи вассалами князя, имели своих вассалов — средних и мелких феодалов. Великий князь раздавал вотчины, иммунитентные грамоты и обязан был решать спорные вопросы между феодалами, защищать их от притеснений соседей. Его вассалы за это должны были выполнять определенные обязанности: нести военную службу и осуществлять управление землями в качестве наместников, волостелей и доводчиков. Иногда бояре оказывали материальную помощь великому князю.

Система формирования вооруженных сил, ополчения и феодальных дружин, также была построена по иерархической структуре. Она давала реальную власть феодалам в отношении зависимого крестьянства.

Типичной чертой периода феодальной раздробленности была дворцово-вотчинная система управления. Центром этой системы был княжеский двор, а управление княжескими землями и государством не было разграничено. Дворцовые чины (дворецкий, конюший, сокольничий, чашничий и др.) выполняли общегосударственные обязанности, управляя определенными территориями, осуществляя сбор налогов и податей.

Правовые вопросы в период феодальной раздробленности решались на основе «Русской правды», обычного права, различных договоров, грамот, уставов и др. документов.

Межгосударственные отношения регулировались договорами и грамотами («доконченное», «ряд», «крестное целование»). В Новгороде и Пскове в XV в. появились свои правовые сборники, разработанные в развитии «Русской правды» и церковных Уставов. В них были, кроме того, реализованы нормы обычного права Новгорода и Пскова, грамоты князей и местное законодательство.

Следует отметить и развитие международного права. Об этом свидетельствуют договора Новгорода со Швецией, Норвегией, Левонским орденом: Галицко-волынской Руси с Польшей, Литвой, Венгрией и др. государствами.

Основу феодального способа производства составляет натуральное хозяйство (совокупность товаропроизводителей, объединённых собственностью на средства производства). Возникшее феодальное производство, призванное урегулировать отношения между феодалами и зависимыми крестьянами, обычно краткосрочно по времени своего существования, например, Империя Карла Великого.

Процесс образования отдельных феодальных княжений, в конечном счете приведший к раздроблению Древнерусского государства, протекал далеко не мирно.

Уже в конце XI или начале XII века наш летописец, оглядываясь назад и подводя итоги пройденному Русью историческому пути, счел необходимым подчеркнуть разницу между своим настоящим и прошедшим. Он совершенно явно отдает предпочтение прошлому. В старые времена (он разумеет период роста и расцвета Древнерусского государства) князья и их мужи расширяли границы Русской земли, но сами вели скромный образ жизни. Обращаясь к своему времени, летописец подчеркивает прежде всего заметную перемену в отношениях господствующих классов к зависимому от них населению; он указывает на их ненасытную алчность и, обращаясь к богачам, говорит: «За наше ненасытство навел бог на ны поганые; а и скоты наша и села наша и имения за теми суть, а мы своих злых дел не останем».

Здесь уместно напомнить и более поздние оценки этого прошлого. Автор «Слова о полку Игореве», оплакивая бедственное состояние феодально-раздробленной Руси, обращается к славному прошлому, вспоминает «первую годину» и «первых князей». Почему нельзя было навсегда удержать в Киеве «старого Владимира»?6 Автор другого поэтического произведения, «Слова о погибели земли Русской» вдохновляется тем же историческим сюжетом прошлого.

Действительно, уже в конце XI века появилось в общественных и политических отношениях много таких явлений, которые не могли не обратить на себя внимания. Прежде всего, произошли перемены в формах эксплуатации зависимого населения. Усилилось экономическое и политическое значение знати на местах; произошёл рост городов и, как его следствие — пробуждение деятельности вечевых собраний (особенно главных городов, вечевые решения которых были обязательны для всей зависимой от них территории). Отсюда видна основная линия того процесса, который протекал в XI веке в Киевской Руси и который достаточно четко отметил и летописец. Он имел полное основание указывать на значительную разницу между своим настоящим и еще сравнительно недавним прошлым.

Борьба русского народа за свою независимость в этот период становится особенно острой; перемены, происходившие в Древнерусском государстве, и прежде всего ослабление его военной мощи в связи с обособлением земель, еще недавно признававших власть киевского князя, будили надежды у соседних народов, готовых расширить свои владения за счет Русской земли.

Половцы, отодвинутые было за Дон во время Мономаха, снова начинают надвигаться на южные пределы Руси, и с 60-х годов XII века этот напор степных кочевников достигает огромной силы.

Историческая жизнь древней Руси не удержалась на первоначальной территориальной базе, сдвинулась к северу и северо-востоку, северо-западу и западу, постепенно теряя прежнюю ориентировку на юг, и стала группироваться вокруг нескольких новых центров.

Каждая из обособившихся земель обращается в целую политическую систему, со своей собственной иерархией землевладельцев (князей и бояр), находящихся в сложных взаимных отношениях. Эти разрозненные ячейки, все больше замыкаясь в тесном пространстве своих узких интересов по сравнению с недавним большим размахом международной политической жизни Древнерусского государства, заметно мельчали. Однако внутренняя жизнь этих политически разрозненных миров текла интенсивно и подготовила базу для образования новых государств в Восточной Европе, и самого крупного из них — Русского централизованного государства.

Для истории Древнерусского государства в XI веке была характерна обостряющаяся борьбу двух систем: старой, выражающейся в стремлении удержать господство Киева над огромной территорией с русским и частично нерусским населением, и новой, отрицающей право Киева распоряжаться силами всего государства и выдвигающей новый принцип суверенного существования каждой волости-княжества. Мономах с сыном могли только задержать дальнейшее углубление начавшегося раздробления Древнерусского государства, но не прекратить его совсем.

Установление татаро-монгольского ига над Русью и его последствия

Татаро-монгольское нашествие принесло неисчислимые бедствия народам Руси; оно привело к огромным человеческим жертвам, к уничтожению и расхищению материальных и культурных ценностей и задержало экономическое развитие Руси. Оно привело, наконец, к установлению ига монгольских феодалов над русским народом. Монгольские завоеватели стремились лишить Русь ремесленников, умевших ковать оружие, строить города и крепости. Они уводили их в рабство, вывозили орудия ремесла и другие металлические изделия. Поэтому во второй половине XIII в. ухудшилась и была даже полностью забыта сложная техника в ряде отраслей ремесла, которыми до того времени славилась Русь (например, производство эмалей, техника черни, зерни и скани). Почти прекратился рост городов, и нарушилась связь городского ремесла с рынком. Изменился и самый облик городов. Сильно сократилось и пришло в упадок строительство каменных зданий. Нашествие монгольских войск и монгольское иго были причиной последующего отставания Руси от передовых европейских стран.

По возвращении из европейского похода хан Батый и окружавшая его знать обосновались на Нижней Волге, где в 1243 г. возникло государство монголов — Золотая Орда (улус Джучидов, или Кыпчакское ханство, со столицей в Сарае). Некоторое время государство это находилось в номинальном подчинении у монгольского великого хана, пребывавшего в Каракоруме. Золотоордынские ханы требовали явки всех русских князей в Орду за ярлыками (грамотами), утверждавшими их право на княжение. Ханы широко применяли систему заложничества, подкупы, убийства и обман, стремясь использовать отсутствие политического единства иа Руси.

Татаро-монгольское нашествие, подорвав экономику страны, усилило феодальные распри на Руси. В Сарае и в Каракоруме русские князья, нередко забывая об интересах родины, сводили друг с другом счёты. В результате таких интриг в Каракоруме по приказу монгольских правителей был отравлен в 1246 г. владимиро-суздальский князь Ярослав Всеволодович, а в Сарае тогда же убит черниговский князь Михаил Всеволодович. Попытки некоторых князей продолжать борьбу с монгольскими захватчиками оказывались тщетными.

Александр Невский, ставший великим князем (1252—1263), проводил осторожную политику. Эта политика заключалась в том, чтобы, поддерживая мирные отношения с ханами Золотой Орды (для решительной борьбы с ней разорённая Русь ещё не имела необходимых сил) и в то же время объединяя постепенно русские земли, оказывать решительный вооруженный отпор крестоносным захватчикам на северо-западе.

В 1257 г. монгольские правители решили ввести на Руси свою opганизацию власти, которую они устанавливали во всех завоеванных ими землях. На Русь прибыли монгольские чиновники с полномочиями проводить перепись населения, собирать дань и доставлять её ко двору великого хана, а также производить набор войска. Монгольские численники переписывали население по домам, устанавливали поборы в виде дани, подводные и военные повинности. От обложения ханы освободили лишь духовных феодалов, рассчитывая на их поддержку, в чём и не ошиблись: часть церковников, как и часть князей, «верой и правдой» служила поработителям своей родины, призывая народ к смирению.

На Руси монгольскими завоевателями была введена военно-политическая организация баскаков. Принудительным путём были сформированы особые военные отряды, частью укомплектованные из местного населения, во главе которых поставлены монгольские командиры (десятники, сотники, тысячники и темники). Эти военные отряды поступали в распоряжение баскаков, которые были обязаны контролировать выполнение повинностей населением русских княжеств и следить за уплатой дани. Организация баскаков во главе с «великим баскаком» должна была держать в повиновении Русь. В 1257 г. такая организация была создана во Владимиро-Суздальской Руси. Монгольские правители потребовали подчинения и боярской Новгородской республики. Однако новгородцы восстали и не выполнили монгольских требований, не впустив в город численников.

Волнения продолжались в Новгороде и в дальнейшем. Зимой 1259 г. там стало известно, что монгольские ханы вновь требуют подчинения и грозят городу полным разорением. Новгородское вече решило согласиться на проведение переписи. Однако едва в город прибыли монгольские численники, как снова в Новгороде и Новгородской земле поднялось восстание, направленное против монгольского ига и против бояр. Последние сумели сговориться с захватчиками, и перепись была проведена. При определении норм обложения данью всю тяжесть поборов бояре перенесли на трудящееся население. «Меньшие» люди противились попытке надеть на них новое ярмо Монгольских численников стали тайно убивать. Но в конце концов бояре подавили народное сопротивление, и Новгородская республика приняла требования монгольских властей. В 1259 г., двинув огромное войско под предводительством воеводы Бурундая, монгольские феодалы подчинили себе и Галицко-Волынскую Русь, где по их приказу были срыты укрепления крупнейших городов — Владимира, Луцка, Львова и др.

В 1263 г. после четвёртой поездки в Орду умер Александр Невский, выдающийся государственный деятель, полководец и дипломат. В Северо-Восточной Руси после смерти Александра Невского возобновились феодальные усобицы, продолжавшиеся до начала XIV в. Великокняжеский титул и связанные с ним права использовались Золотой Ордой для разжигания распрей между русскими княжествами, число которых вследствие дробления Руси неуклонно росло. Кроме князей ростовских, тверских и московских, появились князья костромские, ярославские, можайские, коломенские и др.

Политическая история Руси этого времени характеризовалась ожесточённой борьбой за великое княжение между наиболее сильными князьями: тверскими, ростовскими и московскими. Эта борьба осложнялась событиями в Золотой Орде, которая, порвав с великими ханами, оказалась вынужденной сама вести борьбу со вновь возникшей во второй половине XIII в. ордой Ногая, просуществовавшей до конца столетия в Северном Причерноморье. В междоусобной борьбе русские князья не раз сами наводили на Русь монгольские рати (в 1281, 1282, 1293 гг.), которые грабили население и разоряли страну. Монгольское иго и внутренние распри серьёзно ослабили Владимиро-Суздальскую Русь. Её князья утратили свои позиции в Полоцко-Минской и Смоленской землях. Прочным оставалось их влияние лишь в Новгородской республике; по мере сил они удерживали и Псков.

Весьма неблагоприятным оставалось и внешнеполитическое положение Руси на Севере и Западе. Швеция, используя временное ослабление Новгородской Руси в 40-х годах XIII в., овладела Финляндией, а вскоре и частью Западной Карелии; здесь был заложен город Выборг (1293 г.). Шведские феодалы не оставляли намерения закрыть Руси выход в море, хотя постоянно терпели неудачу. Так, они сделали попытку захватить Неву, соорудив на реке Охте крепость Ландскрону. Однако русские войска разбили захватчиков, а город разрушили. В 1310 г. новгородцы для охраны западного побережья Ладожского озера построили в Карелии крепость Корелу (Кексгольм, ныне Приозёрск). Укрепив Новгород каменной стеной, новгородцы соорудили в 1322 г. в устье Невы каменный город Орехов (ныне Петрокрепость). Там был подписан в 1323 г. мир со Швецией, согласно которому устье Невы осталось за Русью и Швецией было признано право свободного прохода русских судов в море. При Александре Невском Русь обменивалась посольствами с Норвегией. Русская граница, прикрывавшая Карелию и часть страны саамов с севера, была определена русско-норвежским договором и «Разграничительной грамотой» ещё в 1251 г. Позднее, в 1326 г., был подтверждён старый договор Руси с Норвегией. В 1302 г. был заключён мир с Данией.

Значительно более серьёзным было положение Руси на западной границе. Новгород и Псков имели достаточно сил, чтобы отбивать набеги датских и ливонских феодалов, но им гораздо труднее было противостоять Великому княжеству Литовскому. Литовские войска энергично наступали на Полоцко-Минскую землю. Во второй половине XIII в. полоцкие и другие князья стали вассалами Литвы, в состав которой в середине XIV в. были включены Полоцк, Витебск и Минск. Дальнейшее усиление Северо-Восточной Руси позволило ей отстоять Псков от притязаний литовской знати.

Галицко-Волынская Русь в результате монгольского нашествия была отрезана от остальной Руси и подвергалась частым вторжениям со стороны золотоордынских и ногайских полчищ, которые подрывали сельское хозяйство, ремесло и торговлю, ослабляли единство страны и в конечном итоге предопределили общий упадок юго-западных земель.

Опустошённая и раздробленная на части Русь потеряла свои позиции в Причерноморье и Поволжье. Надолго прервались прежние связи с народами Средней Азии и Кавказа. Молдавия попала под власть монгольских ханов, а затем Венгрии. Обособилась Юго-Западная Русь (Украина), и в середине XIV в. ею овладели правители Польши и Литвы.

В самой Северо-Восточной Руси (Великороссии) на длительное время прервался процесс экономического и политического объединения. Захирели многие города. Окрепли мелкие князья и боярская знать. Ослабела великокняжеская власть. С новой силой вспыхнули феодальные распри, сознательно разжигавшиеся золото-ордынскими правителями. Однако и в этих невероятно трудных условиях народ продолжал борьбу за свободу.