Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Otvety_Ekzamen_itog.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
17.04.2019
Размер:
912.9 Кб
Скачать

72. Виды воздушного пространства и их правовой режим.

Действующие нормы международного права и международная практика государств позволяют разделить все воздушное про­странство планеты на три категории:

1 Воздушное пространство над сухопутной и водной территорией государства в пределах его государственных границ. Такое воздуш­ное пространство считается «территорией» государства, на кото­рое распространяется его полный и исключительный суверенитет (см. § 2).

Международное воздушное пространство за пределами госу­дарственных границ прибрежных государств, в пределах которого действует свобода полетов всех воздушных судов без какой-либо дискриминации (в рамках свободы открытого моря — см. § 2).

Воздушное пространство со смешанным режимом, в пределах которого одновременно действуют нормы национальных законов соответствующих государств и нормы международных договоров.

К числу таких воздушных пространств относятся:

1) воздушное пространство над проливами, используемыми для международного судоходства, в котором действуют национальное законодательство припроливных государств и право транзитно­го прохода морских судов и пролета воздушных судов (ст. 37—45 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.).

Транзитный проход представляет собой осуществление свободы судоходства и полета единственно с целью непрерывного и быст­рого транзита через пролив между одной частью открытого моря или ИЭЗ и другой частью открытого моря или ИЭЗ.

При транзитном проходе над такими проливами: «все летатель­ные аппараты пользуются правом транзитного пролета» с целью непрерывного и быстрого транзита через такой пролив; «без про­медления следуют над проливом; воздерживаются от любой угрозы силой или ее применения против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости государств, грани­чащих с проливом, или каким-либо другим образом в нарушение принципов международного права, воплощенных в Уставе ООН; воздерживаются от любой деятельности, кроме той, которая свой­ственна их обычному порядку непрерывного и быстрого транзита, за исключением случаев, когда такая деятельность вызвана обсто­ятельствами непреодолимой силы или бедствием».

Кроме того, «летательные аппараты при транзитном пролете:

соблюдают Правила полетов, установленные Международ­ной организацией гражданской авиации, поскольку они относятся к гражданской авиации; государственные летательные аппараты будут обычно соблюдать такие меры безопасности и постоянно действовать с должным учетом безопасности полетов;

постоянно контролируют радиочастоты, выделенные компе­тентным органом но контролю за воздушным движением, назна­ченным в международном порядке, или соответствующие междуна­родные частоты, выделенные для передачи сигналов бедствия»:

2) воздушное пространство над архипелажными водами, в ко- тором действует право архипелажного прохода морских судов и пролета воздушных судов (ст. 46—54 Конвенции 1982 г.).

Государство-архипелаг может устанавливать морские коридоры и расположенные над ними воздушные коридоры (шириной по 25 морских миль в обе стороны от осей коридоров), приемлемые для непрерывного и быстрого прохода иностранных судов через его ар-хипелажные воды и прилегающее территориальное море и пролета иностранных летательных аппаратов над ними. Все летательные аппараты пользуются правом архипелажного пролета над такими морскими коридорами. Статьи, касающиеся судов и летательных аппаратов при транзитном пролете и пролете над международными проливами, применяются mutatis mutandis и к пролету над архипе­лажными водами (ст. 53—54 Конвенции 1982 г.);

воздушное пространство над Черноморскими проливами регули­руется ст. 23 Конвенции о режиме Черноморских проливов 1936 г. «Для обеспечения прохода гражданских воздушных судов между Средиземным морем и Черным морем Турецкое правительство бу­дет указывать, вне запретных зон Проливов воздушные маршруты, предназначенные для этого прохода; гражданские воздушные суда могут использовать эти пути, делая Турецкому правительству для эпизодических воздушных рейсов предуведомление за три дня, а для регулярных воздушных рейсов — общее предуведомление о датах прохода»;

воздушное пространство над архипелагом Шпицберген. Воз­можность использовать воздушные суда участниками Договора о Шпицбергене 1920 г. с посадками на аэродромах архипелага в соот­ветствии с действующими в Норвегии, в том числе и на архипелаге Шпицберген, законами и правилами, заложена в самом Договоре 1920 г., особенно в его ст. 3, в части осуществления одинакового свободного доступа для любой цели и задачи в воды, фиорды и порты местностей архипелага.

73. Международное космическое право: определение отрасли, специальные принципы, договорные источники.

Международное космическое право (МКП) это совокупность общепризнанных и специальных (отраслевых) принципов и норм, регулирующих международно-правовой режим космического про­странства, Луны и других небесных тел и деятельность в нем субъ­ектов международного права.

К числу основных принципов международного права примени­тельно к МКП, можно отнести следующие принципы: суверенно­го равенства государств, неприменения силы или угрозы силой, мирного разрешения международных споров, невмешательства во внутренние дела государств, сотрудничества государств, доб­росовестного выполнения своих международных обязательств, ответственности государств и др.

К числу специальных (отраслевых) принципов МКП можно от­нести следующие принципы: свободы научных исследований кос­мического пространства, Луны и других небесных тел; запрещения национального присвоения космического пространства, Луны и других небесных тел; оказания помощи и спасания космонавтов, возвращения космонавтов и космических объектов государству, осуществившему запуск; обязательной регистрации запускаемых космических объектов у Генерального секретаря ООН; сохране­ния суверенных прав государства на запускаемые им космические объекты и юрисдикции на космический экипаж; предотвращения потенциально вредных последствий экспериментов в космическом пространстве и на небесных телах; полной демилитаризации Луны и других небесных тел и частичной демилитаризации космического пространства; ответственности государства и международной меж­правительственной организации, запускающих порознь или сов­местно космический объект, за ущерб, причиненный космическим объектом, принцип свободы выбора запускающим государством источника питания ИСЗ (ядерного, солнечного или иного) и др.

Особенностью источников МКП является то, что их разработ­ка, принятие, кодификация норм и их прогрессивное развитие с самого начала осуществляются в рамках ООН, поскольку первые шаги в этой области были сделаны Генеральной Ассамблеей ООН, которая в исторически короткие сроки приняла важнейшие меж­дународные документы общемирового значения: в 1959 г. резолю­цией Генеральной Ассамблеи ООН был образован Комитет ООН по использованию космического пространства в мирных целях (со Штаб-квартирой в Вене) в составе 18 членов (в начале XXI в. уже 64 члена); в 1963 г. Генеральная Ассамблея приняла «Декларацию правовых принципов деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства», в которой были сформулированы основополагающие правила поведения госу­дарств в космосе; в 1967 г. — Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического про­странства, включая Луну и другие небесные тела (далее — Договор о космическом пространстве); в 1968 г. — Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство (Соглашение о спасании космонавтов); в 1972 г. — Конвенцию о международной ответствен­ности за ущерб, причиненный космическим объектом (Конвенция об ответственности); в 1975 г. — Конвенцию о регистрации объек­тов, запускаемых в космическое пространство (Регистрационная конвенция); в 1979 г. — Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах (Лунное соглашение). Вопросы МКП всегда были и продолжают оставаться в центре внимания ООН. Об этом свидетельствуют Всемирные конференции ООН по космосу, состоявшиеся в Вене (Австрия), 1968, 1982 и 1999 гг.

Другую группу источников МКП составляют многочислен­ные научно-технические договоры, регулирующие совместную деятельность государств в космосе. К ним относятся совместные международные космические программы СССР/России, США, Европейских стран, учредительные документы международных космических организаций, другие международные договоры по конкретным вопросам совместного освоения космоса, в том числе Конвенция о Международной организации морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ) с Эксплуатационным соглашением 1976 г. с поправками к Эксплуатационному соглашению 1979 г. и к Кон­венции 1981 г., Принципы, касающиеся использования ядерных источников энергии в космическом пространстве 1992 г. и др.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]