Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Реферат по Маркузе.docx
Скачиваний:
28
Добавлен:
14.04.2019
Размер:
69.77 Кб
Скачать

Глава 4. Одномерный человек. Паралич критики

Книга «Одномерный человек» стала венцом эволюции социально-философской мысли Герберта Маркузе. Увидев свет в 1964 году, она фактически стала путеводной звездой, кодовым знаком, своеобразной Библией набиравшего тогда силу движения "новых левых", пик которого пришелся на конец 1960-х - начало 1970-х. До написания "Одномерного человека" Маркузе был известен лишь в узких кругах людей, интересующихся политической и социальной философией, и его известность значительно уступала известности, например, Эриха Фромма - другого знаменитого мыслителя Франкфуртской философской школы и теоретика фрейдомарксизма. После же опубликования философско-социологической работы "Одномерный человек" - Маркузе стали приглашать на всевозможные семинары философов, социологов, начали переводить эту и другие работы на различные языки. Таким образом, социальная философия - область, предназначенная, казалось бы, для узкого круга интересующихся, оказалась предметом интереса сотен тысяч людей в разных уголках мира.

Если в своей предыдущей книге «Эрос и цивилизация» (1956) Маркузе рассматривал становление репрессивной цивилизации, то теперь в фокусе его внимания – состояние человека в современном индустриальном обществе.

Говоря о философском базисе книги, стоит отметить, что здесь Г. Маркузе пытается дать социально-политический портрет развитого индустриального общества с точки зрения осовремененного неомарксизма и "критической теории", намеченной в работах сотрудников Франкфуртского института социальных исследований.

Структура работы позволяет очень четко проследить за ходом мысли автора, последовательность и логичность изложения способствуют тому, что читателю легче разобраться в рассуждениях и сути излагаемой теории. Книга содержит всего три части (не считая вступления и заключения): одномерное общество, одномерное мышление и шанс альтернативы. В этой связи мы считаем целесообразным и наши рассуждения построить в соответствии с ходом изложения материала автором рассматриваемой работы.

Понятие «Одномерного общества» в философии Г. Маркузе

Центральным и ключевым понятием данной работы становится категория «одномерности». Этот термин отражает состояние современного автору индустриального общества середины 1960-х годов, которое, достигнув небывалых высот в техническом прогрессе, выработало и закрепило механизмы «привязывания» к себе индивидов, таким образов превратившись в общество массового потребления, где каждый в равной степени зависим от этого общества.

Здесь необходимо упомянуть тот факт, что позже сам писатель признался, что в качестве прототипа для своего исследования он взял Соединенные Штаты Америки.

Разбираясь в сути новых форм контроля, Маркузе в первую очередь говорит о формировании у индивидов репрессивных потребностей, ложных потребностей, удовлетворение которых невозможно осуществить вне индустриальной цивилизации. Права и свободы, игравшие роль жизненно важных факторов на ранних этапах индустриального общества, при переходе на более высокую стадию развития постепенно сдают свои позиции, становясь на службу интересам не личности, а одномерного общества. Своей критической функции в обществе лишаются такие категории, как: независимость мысли, автономия и право на политическую оппозиционность.

В этой связи Маркузе опять возвращается к мысли, высказанной еще в работе «Эрос и цивилизация»: «технологические процессы механизации и стандартизации могли бы высвободить энергию индивидов и направить ее в еще неведомое царство свободы по ту сторону необходимости. Это изменило бы саму структуру человеческого существования; индивид, избавленный от мира труда, навязывающего ему чуждые потребности и возможности, обрел бы свободу для осуществления своей автономии в жизни, ставшей теперь его собственной. И если бы оказалось возможным организовать производственный аппарат так, чтобы он был направлен на удовлетворение витальных потребностей, и централизовать его управление, то это не только не помешало бы автономии индивида, но сделало бы ее единственно возможной».13

Особую роль в одномерном обществе Г. Маркузе отводит средствам массовой коммуникации, которые, по его мысли, играют ключевую роль в воздействии на индивидуальное создание индивидов и упразднении «общественного мнения» вместе с теми, кто его создает.

Пессимистичный настрой автора виден уже после утверждения, что «в наиболее высокоразвитых странах современного общества трансплантация общественных потребностей в индивидуальные настолько успешна, что различие между ними кажется чисто теоретическим».14 Для описание самого процесса перехода «внешних» потребностей во «внутренние» Маркузе использует термин интроекция. Интроекция (от лат. intro — внутрь и jacio — бросаю, кладу) в теории познания — это понятие о недопустимом вкладывании воспринимаемых образов в сознание индивида, в психологии — включение индивидом в свой внутренний мир воспринимаемых им взглядов, мотивов и установок других людей, что является основой идентификации.15 Здесь Маркузе отмечает, что процесс интроекции позволяет технологической реальности вторгаться в это личное пространство, т.е. пространство, где он может оставаться самим собой, и сводить его на нет.

Говоря об организации функционирования общества, Маркузе выделяет тенденции, свойственные западной цивилизации, как типичные для одномерного общества:

  1. концентрация национальной экономики вокруг потребностей крупных корпораций при роли правительства как стимулирующей, поддерживающей, а иногда даже контролирующей силы

  2. включение этой экономики в мировую систему военных альянсов, денежных соглашений, технической взаимопомощи и проектов развития

  3. постепенное уподобление синих и белых воротничков, разновидностей лидерства в сферах бизнеса и труда, видов досуга и устремлений различных социальных классов

  4. формирование предустановленной гармонии между образованием и национальной целью

  5. вторжение общественного мнения в частное домашнее хозяйство

  6. открытие дверей спальни перед средствами массовой коммуникации

В политике эти тенденции получают отражение в стремлении к унификации и слиянии противоположностей, когда с каждым годом программы двух противоборствующих партий становятся все более похожими друг на друга, исключая, таким образом, возможность альтернативного выбора.

В культурной сфере Маркузе обнаруживает следы сходного процесса. Движение прогресса и , что здесь для нас важнее, технологической рациональности ликвидирует оппозиционные элементы «высокой культуры», заменяя их на более понятные каждому культурные ценности, которые в условиях репрессивного общества становятся одним из самых действенных инструментов сплочения.

Кроме того, особо интересен анализ особенностей общественного дискурса, проводимый Маркузе в рамках описания и характеристики одномерного общества. Функционализм языка здесь становится средством изгнания нонконформистских элементов из языковой структуры и речевого процесса, оказывая аналогичное воздействие на лексический состав и синтаксис.16

«Одномерное мышление» как инструмент господства и управления

В этой части исследования Маркузе пытается выделить основные стадии формирования стереотипной логики (формы мышления, предназначенной для постижения действительного как разумного) как логики господства. Маркузе утверждает, что технологической и дотехнологической стадиям в равной степени присущи определенные основные представления о человеке и природе, выражающие непрерывность западной традиции. Здесь происходит столкновение различных способов мышления, свойственных различным путям осмысления, организации и изменения общества и природы. Однако с помощью достижений индустриальной цивилизации массовое общество кладет конец сформировавшемуся конфликту взглядов, конфликту сил негативного мышления со стабилизирующими тенденциями сил мышления позитивного, что привело к торжеству одномерной действительности над всеми противоречиями.

Помещая в центр своего внимания сам переход от негативного мышления к позитивному, Маркузе начинает с утверждения, что господство человека над человеком в социальной действительности по-прежнему есть то, что связывает дотехнологический и технологический Разум в единый исторический континуум.17 Однако, в обществе, нацеленном на техническую трансформацию природы и подчинение ее своим нуждам, «классический» вариант подчинения на основе личной зависимости заменяется зависимостью от «объективного порядка вещей», который, разумеется, является плодом самой цивилизации.

Трансформация негативного мышления в позитивное ведет к разрушению альтернатив, так как она порождает одномерное сознание. Мышление и поведение одномерного человека порождены ложным сознанием, отражающим тот порядок вещей, поддержание которого необходимо для успешного функционирования индустриальной цивилизации. То есть для поддержания самого себя массовое общество воспроизводит это сознание с помощью навязывания ложных ценностей, которые, как и ложные потребности, выступают рычагами в механизме господства.

Таким образом, завершая второй логический блок рассуждений, маркузе констатирует победу позитивного мышления и последующее превращение его в одномерную философию.

Шанс альтернативы и катастрофа освобождения

Г. Маркузе констатирует некую двойственность, присущую разуму одномерного человека, эта двойственность порождена отсутствием противоречий между позитивным и негативным. Эта двойственность носит объективный характер только потому, что сдвиг в ощущениях и размышлениях индивида обусловлен способом соотношения фактов в действительности.

Для наглядности Маркузе приводит несколько элементарных примеров, которые, на наш взгляд, помогут понять, о какой двойственности идет речь, лучше любых рассуждений.

  1. Я еду в новом автомобиле. Я чувствую его красоту, яркость, мощность, удобство - но затем мне приходит в голову, что через относительно короткий срок он испортится и потребует ремонта, что его красота и внешний вид ничего не стоят, его мощность мне не нужна, а его размер просто нелеп; кроме того, я не найду места для стоянки. Я начинаю думать о моем автомобиле как о продукции одной из Большой Тройки автомобильных компаний. Они-то и определяют внешний вид моего автомобиля и делают его красивым и дешевым, мощным и тряским, работающим и устаревшим. Пожалуй, я чувствую себя обманутым. Я уверен, что этот автомобиль не такой, каким он мог бы быть, что за меньшие деньги можно делать лучшие машины. Но другим тоже нужно жить. Зарплаты и налоги слишком высоки, и необходимо иметь оборот, а он у нас гораздо выше, чем раньше. Напряжение между видимостью и действительностью тает, и оба чувства сливаются в одно довольно приятное ощущение.

  2. Я совершаю прогулку по сельской местности. Все так, как и должно быть. Природа в цвету. Птицы, солнце, молодая травка, за деревьями видны горы, вокруг никого, ни радио, ни выхлопных газов. Потом дорога сворачивает и упирается в шоссе. Я снова среди рекламных щитов, станций техобслуживания, мотелей и закусочных. Я прогуливался по национальному парку, и теперь я знаю, что все это было не настоящее. Это был "заповедник", нечто, сохраняемое так же, как сохраняются вымирающие виды животных. И если бы не правительство, все эти мотели, рекламные щиты, закусочные давно бы уже захватили этот уголок Природы. Я начинаю испытывать благодарность к правительству; оно у нас гораздо лучше, чем прежде... 18

Так Маркузе снова подходит к концепции Великого отказа, как к единственному выходу из сложившейся ситуации. Под Великим Отказом в «Одномерном человеке» автор подразумевает «отказ от репрессивной цивилизации вместе со всеми ее ценностями; отказ от любого сотрудничества с существующими общественными институтами; борьба ради самой борьбы; разрыв "со всеми рутинными способами видеть, слышать, ощущать и познавать вещи"».19 Однако, нужно отметить, что даже сам автор понимает, что практическая применимость указанного выхода стремится к нулю. Потому что Великий Отказ не предоставляет никакой альтернативы существующему режиму, а только констатирует радикальный путь полного отрицания и отчуждения технологической цивилизации. При этом абсолютно непонятно, куда, в конечном счете, приведет человечество этот путь.

Вывод

В книге «Одномерный человек» характер социально-философской мысли Г. Маркузе окончательно приобретает крайне пессимистический характер. Поэтапно анализирую тенденции индустриального обществе во всех областях жизни, начиная с политики и заканчивая влиянием индустриального общества на язык, автор приходит к неутешительным выводам, что современное общество не оставляет индивиду не только альтернативы выбора, но и постепенно формирует его индивидуальность так, что она прекращает быть уникальной. Все в таком обществе равны перед необходимостью удовлетворять один и те же потребности, навязанные одномерным обществом ради обеспечения бесперебойного функционирования системы. Единственный выход из возникнувшего замкнутого круга – Великий Отказ от репрессивной цивилизации, который и самому автору видится крайне утопическим решением, которое практически невозможно воплотить в жизнь.