Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Документ Microsoft Word (11).docx
Скачиваний:
9
Добавлен:
18.12.2018
Размер:
29.93 Кб
Скачать
  1. 1. Наука и психология: в чем особенность научного психологического знания? Материал – задание «Эксперименты». Особенность научного психологического знания заключается в том, что оно дает возможность с помощью научных понятий и терминов объяснять происходящие на практике явления, строить теории и гипотезы, для доказательства или опровержения которых могут проводиться четко организованные эксперименты. Особенность теорий состоит в том, что их действие распространяется не только на единичные проявления в жизни, но на все возможные случаи. Научное психологическое знание общее для всей жизни, не только для конкретных ситуаций, оно оперирует закономерностями. В качестве примера таких теорий я могу привести такие теории, как теория социлитальных ассимиляций (присутствие живых существ того же вида повышает тонус и является возбуждающим фактором для организма, действительно только для выполнения элементарных задач), теория когнитивного диссонанса (по Леону Фейсегеру две мысли человека не должны вступать в противоречие), теория психологического реакционного поведения (привлекательность трудно досягаемого объекта у мальчиков 2-х лет), 2-хфакторная теория эмоций (возбуждение /физиологичекое/ +контекст, их сопоставление). Человек предпочитает определенные контексты по степени их симпатичности для него самого), принцип контраста, теория доступности установки (соотнесение поведения и установки, которая работает только будучи в поле сознания), эксперимент с ситуацией сомнения и необходимость принимать решение, которое человек перекладывает на другого, авторитетного на его взгляд, человека.

  1. 4. Магия и психология: Цели магии, принципы магии (Джеймс Фрэзер, Золотая ветвь). Анализ магических ритуалов на примерах.

Магия является искаженной системой природных законов и ложным руководящим принципом поведения; это одновременно и ложная наука и бесплодное искусство.

Принципы магии.

Первый: закон подобия: подобное производит подобное или следствие похоже на свою причину, из этого маг делает вывод, что он может произвести любое желаемое действие путем простого подражания ему. Подобие вещей воспринимается как их идентичность. На этом принципе основана гомеопатическая магия.

Второй: закон соприкосновения: вещи, которые раз пришли в соприкосновение друг с другом, продолжают взаимодействовать на расстоянии после прекращения прямого контакта, на основании этого маг делает вывод, что все то, что он проделывает с предметом, окажет воздействие и на личность, которая была однажды с этим предметом в соприкосновении. На этом принципе основана контагиозная магия.

  1. 9. Религия и психология: Фрейд – гипотеза о происхождении религиозного мировоззрения («о мировоззрении»).

Странное сочетание поучения, утешения и требования в религии можно понять только в том случае, если подвергнуть ее генетическому анализу. Его можно начать с самого яркого компонента этого ансамбля: с учения о возникновении мира <…>. Учение таково: мир был создан существом, подобным человеку, но превосходящим его во всех отношениях: - власти, мудрости, силы страстей, т.е. неким идеализированным сверхчеловеком. <…>Интересно, что этот создатель мира всего один, даже там, где верят во многих богов. Точно так же обычно это мужчина<…>.

Дальнейший путь легко определяется тем, что бог-творец прямо называется отцом. Психоанализ заключает, что это действительно отец, такой грандиозный, каким он когда-то казался маленькому ребенку. Религиозный человек представляет себе сотворение мира так же, как свое собственное возникновение. <…> То же самое лицо, которому ребенок обязан своим существованием, - отец (хотя правильнее – состоящая из отца и матери родительская инстанция) оберегал и охранял слабого, беспомощного ребенка, предоставленного всем подстерегавшим его опасностям внешнего мира; под его защитой он чувствовал себя уверенно. И хотя, став взрослым, человек почувствовал в себе гораздо больше сил, его сознание опасностей жизни тоже возросло, и он по праву заключает, что в основе своей остался тем же беспомощным и беззащитным, как в детстве, что по отношению к миру он все еще ребенок. Так что он и теперь не хочет отказываться от защиты, которой пользовался в детстве. Но он давно уже понял, что в своей власти его отец является весьма ограниченным существом, обладающим далеко не всеми преимуществами. Поэтому он обращается к образу воспоминаний об отце, которого так переоценивал в детстве, возвышая его до божества и включая в настоящее и в реальность. Аффективная сила этого образа-воспоминания и дальнейшая потребность в защите несут в себе его веру в бога. <…>

Тот же отец, который дал ребенку жизнь и оберегал его от опасностей, учил его, что можно делать, а от чего он должен отказываться, оказывал ему на необходимость определенных ограничений своих влечений, заставил узнать, каких отношений к родителям, к братьям и сестрам от него ждут, если он хочет стать терпимым и желанным членом семейного круга, а позднее и более широких союзов. С помощью системы поощрений любовью и наказаний у ребенка воспитывается знание его социальных обязанностей, его учат тому, что его безопасность в жизни зависит от того, что родители, а затем и другие любят его и могут верить в его любовь к ним. Все эти отношения человек переносит неизменными в религию.

Запреты и требования родителей продолжают жить в нем как внутренняя совесть; с помощью той же системы поощрений и наказаний бог управляет человеческим миром; от выполнения этических требований зависит, в какой мере защита и счастье достаются индивидууму; на любви к богу и на сознании быть любимым зиждется /основывается/ уверенность, которая служит орудием против опасностей как внешнего мира, так и человеческого окружения. Наконец, в молитве верующие оказывают прямое влияние на божественную волю, приобщаясь тем самым к божественному всемогуществу.