Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Права - 2001.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
16.12.2018
Размер:
277.5 Кб
Скачать

Дело в. А. Ковальчука

Летом 2000 г. был привлечен к уголовной ответственности изобретатель бесшумного патрона, патрона для подводной стрельбы и т.п. В. А. Ковальчук. Он обвиняется в изготовлении опытного образца патрона, хотя материалы следствия не доказывают факта такого изготовления. Патрон свой В. Ковальчук запатентовал, публикация об этом была в открытом источнике, но испытаний, как он утверждает, не производил. В. Ковальчук обвиняется также в экспорте оружия и военной технологии, выразившихся в передаче информации в ряд зарубежных фирм о бесшумном, беспламенном патроне собственного изобретения. Это произошло после того, как ни Министерство обороны Российской Федерации, ни один из оружейных заводов, в которые он обращался, не взялись за его изготовление. Письма В. Ковальчук написал уже после публикации описания его изобретения в открытых источниках. 15 августа 2000 г. В. Ковальчук передал описание своих изобретений на 14 страницах некоему гражданину, который представился помощником венного атташе Кувейта в России Муатаззалем Аль Хасаунехом. Встреча состоялась в номере 401 гостиницы «Малахит» в Челябинске. Номер был предварительно оборудован офицерами ФСБ подслушивающей аппаратурой и разговор записан. Однако ФСБ «не смогло установить» кем был этот Муатаззаль Аль Хасаунех. Муатаззаль Аль Хасаунех был объявлен в розыск. Однако розыск был прекращен из-за того, что он не был найден, документы об этом находятся в следственном деле. Защитник В.А. Ковальчука К.Г. Нерсесян выяснил, что военного атташе Иордании зовут именно так: Муатаззаль Аль Хасаунех. Однако не его вопрос выяснял ли сотрудник ФСБ, который ездил по делу Ковальчука в Москву то ли это человек, который встречался в гостинице Малахит с В.Ковальчукаом, руководитель следственной группы ответил, что не выяснял.

В.Ковальчук был задержан через 4 минуты после закладки втулки в мусорный контейнер, которую он сделал по просьбе Муатаззаля Аль Хасаунеха. Втулка тоже была изъята и фигурирует в суде под названием «гильза», хотя не существует оружия, к которому она бы подходила. Это говори о том, что работники ФСБ не собирались дожидаться того, кто будет вынимать втулку. На суде фигурируют 14 страниц переданных В. Ковальчуком Муатаззалю Аль Хасаунеху материалов, которые, как говорит следствие, были отправлены через почтовый ящик и главпочтамт в Иорданию, в чем и заключался «экспорт технологии». Однако на конверте наклеена обычная марка, а письмо из 14 страниц весит, очевидно, больше 20 грамм, как положено письму без доплаты. Тем не менее, оно проштамповано на главпочтамте как отправленное и изъято сотрудником ФСБ, акт об этом имеется в деле. Однако акта об изъятии письма на главпочтамте нет, и никогда не было. Адвокат В.А. Ковальчука К.Г. Нерсесян считает, что дела В.Ковальчука сфабриковано с помощью целой серии провокаций. Так называемый Муатаззаль Аль Хасаунех является сотрудником ФСБ, но они сами поставили себя в ложное положение, объявив его в розыск. В 2001 г. в России впервые после 1937 г. одновременно ведется 5 судебных процессов о шпионаже и подобных делах. Дело В. Ковальчука стоит в одном ряду с делами Никитина, Пасько и других. Однако оно имеет и свои особенности. Впервые ФСБ посягнуло на интеллектуальную собственность гражданина России42.

Первые два заседания суда состоялись в конце августа 2001 г. Дело В. Ковальчука стоит в одном ряду с делами Никитина, Пасько, и других, которые в последние годы фабрикует ФСБ.