Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Тема 3. Доиндустриальная Россия.docx
Скачиваний:
25
Добавлен:
10.12.2018
Размер:
59.03 Кб
Скачать

2. Феодальная собственность на землю в россии

Возникновение частной собственности в условиях разложения первобытнообщинного строя было вызвано экономическими причинами и прежде всего необходимостью увеличения производства. Сначала возникает мелкое, а затем крупное землевладение.

Право земельной собственности при феодально-крепостническом строе монопольно принадлежало классу феодалов. Процессу образования класса феодалов сопутствовало формирование феодально-зависимого населения, в подавляющей массе – крестьянства.

Важнейшая черта феодального хозяйства – пожалование земельного владения какому-либо лицу на условии выполнения им военной или административной службы.

Землевладельцы феодальных княжеств в период, например, Киевского государства и особенно в период феодальной раздробленности являлись вассалами великого князя. Крупные землевладельцы в свою очередь имели вассалов более мелких и т. д.

В развитии феодализма большую роль играло и внеэкономическое принуждение, личная зависимость крестьянина от феодала. Так, в дофеодальный период общинник-смерд работал на свободных общинных землях. По мере роста феодальных отношений, путем захвата крестьянских общинных земель образовывалось:

1) княжеское землевладение,

2) боярское землевладение,

3) монастырское феодальное землевладение.

Вотчина и поместье

Феодальный период в истории России представлен двумя основными формами феодальной земельной собственности:

1) вотчина (европейский аналог – «аллод»);

2) поместье (европейский аналог – «бенефиций»)

Уже Киевская Русь знала крупную феодальную земельную собственность в форме вотчинного землевладения, где эксплуатировался труд крестьян-смердов, холопов и, в незначительных размерах, рабский труд. В эпоху раннего феодализма было все еще много свободных крестьян-смердов, живших на общинной земле. Однако крупная вотчина (княжеская, боярская и монастырская) все больше и больше угрожала общинному землевладению.

На правах собственности владела своей землей лишь незначительная часть крестьян — так называемые «земцы».

По мере усиления феодальной раздробленности Руси росло значение феодальной вотчины. Представители феодальной верхушки прибирали к рукам общинные («черные») земли, покупая их и захватывая различными путями. В результате этих процессов свободные общинники превращались в феодально-зависимых крестьян, работавших уже на частновладельческих землях. Крестьяне все в большей степени теряли экономическую и личную самостоятельность, закабалялись светскими и духовными феодалами, превращаясь в «закупов», «изгоев» и др.

Итак, вотчина (европейский аналог – «аллод») в период феодальной раздробленности Руси главной формой феодальной земельной собственности. Причем, вотчинная собственность – это безусловная собственность.

Вотчины князей, бояр, церкви, монастырей достигали сравнительно крупных размеров. Достаточно сказать, что Иван Калита оставил после смерти несколько десятков городов, волостей и свыше 50 сел, а великий князь Василий Темный – еще больше; в его духовной грамоте перечислено более 125 сел, принадлежавших ему и членам его семьи.

Вотчинная земельная собственность отличалась от условного феодального землевладения, из которого развилась поместная форма землевладения.

Поместная собственность (поместье) – это условная собственность (европейский аналог – «бенефиций») также известна Руси со времени раннего феодализма.

Поместное землевладение развивается и начинает играть особенно большую роль в эпоху создания централизованного Русского государства — во второй половине XV века.

При условной поместной земельной форме собственности помещик, фактически владея землей, длительное время не имел права передавать ее по наследству. Если в вотчине земля была полной собственностью феодала (то есть, безусловной собственностью), то в поместье она составляла условную собственность, поскольку ее верховным, полным собственником было государство в лице князя, а позднее государя.

Иван III использовал поместную систему землевладения для обеспечения служилых людей. Им раздавались земли княжеского домена, «черные» земли и земли боярской оппозиции. В 1475 году Иван III отобрал владения у крупных новгородских бояр и пожаловал их в поместья. Три года спустя он же отобрал 10 волостей у новгородского архиепископа и монастырей, аргументируя тем, что эти волости ранее принадлежали князьям. На протяжении последней четверти XV века Иван III неоднократно конфисковывал земли оппозиционного новгородского боярства. В итоге на великого князя был «отписан» огромный земельный массив, достигавший миллиона десятин и использованный для раздачи поместьями.

Такой же процесс происходил и в других районах страны. Феодалы и служилые люди кроме вотчин и денежного жалованья получали «кормления» (форма дохода с правительственных должностей). Но в XVI веке эти источники оказались недостаточными; в результате широко распространилась поместная система.

Позднее, по мере усиления государства, поместная система все больше влияла на вотчинную форму землевладения и сливалась с ней. Так, если в период феодальной раздробленности вотчинное землевладение не обусловливалось служебными отношениями землевладельца и князя, то позднее служить были обязаны владельцы не только поместий, но и вотчин. При поместной системе фактическим владельцем земли был феодал-помещик, но верховным ее собственником был государь, которому помещик и обязан был служить.

Иван IV, ограничивая привилегии вотчинников, нанес феодальной вотчине сильный удар организацией в 1565 году так называемой опричнины. Чтобы подорвать позиции боярской знати, он в ряде районов страны конфисковал вотчинные земли, обратил их в государственные, и поселил там мелких дворян на правах поместного владения. Родовитые вотчинники были переселены и «посажены» на землю уже в качестве помещиков.

В результате всех этих мер, в конце XVI века поместная земельная собственность стала господствующей формой землевладения.

В свою очередь, вотчинная форма приобрела в известной степени условный характер и сблизилась с поместной.

После крестьянской войны 1670-1671 годов правительство царя Алексея Михайловича для укрепления дворянского землевладения раздало государственные и дворцовые земли в поместья и вотчины. Денежные затруднения вынуждали правительство продавать дворянству и купечеству также пустые земли.

Вотчинная форма феодальной собственности дворянства вновь приобретает большое значение, поскольку дворянство добивалось укрепления прав на земельную собственность, и правительство шло навстречу этим требованиям, раздавая земли преимущественно на вотчинном праве. Если в 20-х годах XVII века в центре страны больше 70% земель помещиков «держалось» на поместном праве, то в 1624-1640 годах эти земли составляли 54, а в 1678 году – 41 %. Следовательно, доля вотчинных земель выросла.

Интересно, что Уложение 1649 года все еще характеризовало поместья как условную феодальную собственность, но оно уже разрешало менять их на вотчины, наследовать и т. д.