Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
KPZS_zachet 1 ).doc
Скачиваний:
20
Добавлен:
03.12.2018
Размер:
668.16 Кб
Скачать

15. Межнациональные (межэтнические) отношения в конституционном праве зарубежных стран

Это-отношения не только между этническими общностями, но и между религиозными, языковыми, племенными и т. п.

Конституционно-правовое регулирование межнациональных отношений сводится к следующим формам.

Первую форму можно охарактеризовать как национально-территориальную автономию. В некоторых странах, где среди населения имеются инонациональные (инорелигиозные и т.п.) вкрапления, на соответствующих территориях создаются государственные единицы с дополнительными автономными правами, призванными удовлетворить специфические интересы их населения. При этом зачастую не имеет значения, составляет ли на соответствующей территории инонациональная группа большинство населения. Достаточно того, что она существует. Приведем несколько примеров.

Так, Италия делится на 20 областей, обладающих широкой автономией вплоть до права осуществлять законодательную власть. А кроме того, согласно ст. 116 Конституции пять областей (Сицилия, Сардиния, Трентино – Альто Адидже, Фриули – Венеция Джулия, Валь д'Аоста) наделяются особыми формами и условиями автономии согласно специальным статутам, утвержденным конституционными законами (статуты других областей утверждаются обычными законами). В частности, специальный статут области Трентино – Альто Адидже в редакции 1972 года регулирует использование немецкого и латинского языков.

Конституция Испании в ст. 2 среди прочего признает и гарантирует право на автономию для национальностей и регионов, составляющих общую и неделимую родину всех испанцев. Ныне Испания делится на 17 региональных автономных сообществ, из которых четыре (Андалузия, Галисия, Каталония, Страна басков) пользуются полной автономией, гарантирующей, в частности, интересы соответствующих национальных общностей.

В Финляндии широкой автономией обладают Аландские острова, населенные шведами.

Своеобразную форму национально-территориальной автономии представляют собой упомянутые в предыдущей главе резервации.

Вторая форма – равноправие независимо от расы, национальности, языка, религии и других подобных признаков. Содержание данного института рассмотрено в предыдущей главе. Здесь же уместно подчеркнуть, что в отдельных странах (к сожалению, не столь уж малочисленных) правящие группы, не рассчитывая на социальную привлекательность установленных ими режимов, выдают себя за выразителей интересов определенной национальной (расовой, языковой, религиозной и т.п.) общности и вводят с этой целью дискриминационные меры в отношении лиц, принадлежащих к иным общностям, действуя по древнему принципу «разделяй и властвуй». Так же порой действуют и группы, борющиеся за власть, но не способные сплотить вокруг себя большинство общества на базе общечеловеческих ценностей.

Третья форма – признание и гарантирование коллективных прав национальных (и иных) меньшинств, о чем также упоминалось в предыдущей главе. Иногда этим меньшинствам предоставляются преимущества и льготы, призванные компенсировать ущерб, нанесенный им существовавшими прежде дискриминацией или угнетением, либо обеспечить выживание соответствующей общности. Такова, например, роль гарантий, установленных для определенных каст и племен Конституцией Индии 1949 года. Это так называемая позитивная дискриминация, которая бывает необходима для выживания и развития соответствующей общности.

В тех случаях, когда та или иная общность самостоятельно создает структуры, призванные обеспечить реальное пользование ее коллективными правами, мы можем говорить о национально-культурной автономии. В принципе этот институт наилучшим образом защищает права общности, особенно проживающей дисперсно, в отличие от национально-территориальной автономии, нередко порождающей конфликты между общностями, связанные с участием в осуществлении политической власти в регионе.

Конституция Словацкой Республики 1992 года (ст. 33) установила, что принадлежность к какому-либо национальному меньшинству или к какой-либо этнической группе не должна никому наносить ущерб. Гражданам, принадлежащим к такому меньшинству или такой группе, гарантируется всестороннее развитие, в частности право совместно с другими такими же лицами развивать собственную культуру, распространять и получать информацию на родном языке, объединяться в национальные общества, создавать и содержать образовательные и культурные учреждения. При установленных законом условиях указанным гражданам гарантируются наряду с правом на изучение государственного языка право на образование на своем языке, право пользоваться своим языком в официальных отношениях, право участвовать в решении вопросов, касающихся национальных меньшинств и этнических групп. В связи с перечисленными правами ст. 34 Конституции предусмотрела, что их осуществление не должно угрожать суверенитету и территориальной целостности Словацкой Республики и приводить к дискриминации остального ее населения.

Обратим внимание на то, что Конституция Словакии (Польши, Чехии, Венгрии – тоже) употребляет выражение «национальное меньшинство или этническая группа». В Восточной Европе под национальным меньшинством понимается этническая общность, у которой национальное государство находится за пределами данной страны (вспомним, что под нацией обычно понимается государство). Таковы венгры в Словакии, на Украине, в Румынии, Югославии, немцы (швабы) в Румынии, Венгрии и т. д. Этническая группа в отличие от национального меньшинства своего национального государства не имеет (например, в восточноевропейском регионе цыгане, до 1948 г. евреи). Особо следует остановиться на праве на самоопределение народов (нации). Оно означает право народа (нации) самостоятельно определять форму своего государственного существования, будь то в составе другого государства или в виде отдельного государства. В последнем случае такое государство может существовать отдельно, но может и войти в федеративный или конфедеративный союз с другими государствами. Коммунисты, как известно, активно пропагандировали и право на самоопределение (что, впрочем, не мешало им нарушать его, когда условия это позволяли), и целесообразность федеративных объединений национальных государств. Здесь нет необходимости останавливаться на этом подробно, однако судьба федераций, основанных на самоопределении народов, оказалась до удивительности схожей: распались и Советский Союз, и Югославия, и Чехословакия, и Пакистан, серьезные проблемы испытывает Индия, штаты которой организованы по языковому принципу, лихорадит федерацию в Канаде, где по этому принципу образована одна из провинций. Есть, правда, и относительно благополучные примеры – Швейцария, Бельгия, однако похоже, что они суть исключение из доминирующей тенденции. Видимо, не случайно признанное международным правом право на самоопределение не стало принципом конституционного права почти нигде. Да и само международное право склонно к весьма ограничительному толкованию данного принципа.

16. Конституционно-правовой статус религиозных институтов в зарубежных странах

Религия - важный институт духовно-культурной жизни общества. Конституционно-правовые гарантии: свобода совести, отделение церкви от государства, равенство вероисповедания, защита религиозных меньшинств, запрет на любые формы, средства, акты или действия, возбуждающие религиозную рознь. Некоторые законы запрещают порнографические издания, ограничивают пропаганду алкоголя или табачных изделий. Во многих странах запрещены фашистская символика и литература.

Взаимоотношения между церковью и государством определяются уровнем социально-экономического развития страны, историческими традициями. Возможно несколько моделей таких взаимоотношений.

1. В условиях демократического государства обычно признается равноправие всех религий и церквей, свобода совести и вероисповедания, любые привилегии и любая дискриминация по религиозным мотивам запрещены.

Статус религиозных объединений регулируется конституционным и текущим законодательством. Большинство конституций фиксирует отделение церкви от государства, признает религию исключительно частным делом человека.

Вместе с тем, в отдельных странах (Греция, Болгария, Великобритания) отмечается особое положение религии и церкви. Так, британский монарх возглавляет англиканскую церковь Англии и пресвитерианскую церковь Шотландии и назначает на высшие церковные должности.

Во Франции государство не признает и не субсидирует никакую церковь, не оплачивает ее служителей. В местах, предназначенных для религиозных служб, запрещается проведение политических собраний.

Возможно существование договорных отношений между государством и церковью (Италия). Здесь признается независимость и суверенность государства и церкви каждого в своей сфере.

В ряде государств существует практика финансовой поддержки церкви из государственного бюджета, а на религиозные объединения распространяется статус общественных объединений.

2. При тоталитарных и авторитарных режимах отношения церкви и государства могут иметь следующий вид:

- возможно преследование по религиозным основаниям верующих со стороны государства (Албания 1976 г.);

- возможно признание со стороны государства религии и церкви в качестве основы государственной власти (Саудовская Аравия, Пакистан, Иран - здесь государственная религия - ислам);

- возможна прямая конфронтация церкви с государством (Латинская Америка в 60-е годы, католики Ольстера, борющиеся против дискриминации).

- существование фактически или юридически обязательная идеология.

Конституционно-правовой статус религиозных институтов в зарубежных странах

- в значительной мере зависит от характера гос-ва.

Теократическое госво: церковь – единственная властная структура и компонент политической организации. Организация церкви выступает одновременно как государственная организация.

Клерикальное государство: господствующая церковь оказывает значительное и нередко решающее воздействие государственную жизнь и функционирование государства (например, в Иране).

В светском госве на конституционном уровне устанавливаются:

- равноправие религиозных общин

- право религиозных общин на самостоятельное ведение дел

- отделение церкви от государства, разделение сфер их деятельности

- правовая основа взаимодействия госва и церкви (конкордаты, соглашения, договоры и тд)

- основы правового статуса религиозных общин и церкви

- имущественные права церкви, особенности их реализации и пределы.

Большую роль играют в Индии различные религиозные объединения, в которых объединяются сторонники многочисленных религиозных учений.

17. Политическая система и конституционное право в зарубежных странах

Политическая система – это отношения, связанные с функционированием политической власти в обществе, ядром которой является государственная власть.

Власть – способность и возможность одних людей (групп, властвующих) добиваться осуществления своей воли другими людьми иди группами. Реализация данного принципа наблюдается везде: власть в семье, власть политической партии, власть на работе, в дружеской компании и др.

Политическая власть – это власть определенной группы людей (элиты) над всем обществом, характеризуемая использованием в случае неповиновения насильственных принудительных методов. Публичная власть осуществляется через политические институты, главным из которых является государство, власть которого лигитимно распространяется на все общество и которое обладает монополией на применение в установленных случаях, установленными способами и в установленной степени физического насилия к подвластным.

В осуществлении политической власти участвуют также и политические партии, и общественные объединения, и религиозные организации. Все эти институты образуют институциональный костяк политической системы – механизм осуществления политической власти. Институт – структурная характеристика политической системы.

Политический режим - система способов, приемов, форм, методов осуществления политической власти в обществе.

Демократический харак-ся выражается высокой степенью свободы человека, реальных политических и правовых институтов. Политическая элита опирается на широкую социальную базу. Демократический режим отражается в конституциях, регулирующих развитые формы участия в политической жизни: институты непосредственной и представительной демократии, гарантия политических и гражданских прав, партийный плюрализм, разделение властей, легальная оппозиция.

Либеральный режим отличается высокой степенью политической свободы.

Авторитарный режим характеризуется полным или почти полным отсутствием демократических политических отношений. Оппозиция запрещена, публичная власть широко прибегает к средствам подавления. Самоуправление фактически отсутствует. Разновидность авторитарного режима составляют военные диктатуры разного рода.

Предел авторитаризма – тоталитарный режим, «контроль над мыслями». В конст факт. провозглашение прав граждан, но конст. лишь вывеска, маскирующая действительные политические отношения.

Термин «политическая система» был введен в конституционное право болгарской конституцией 1971 г., закрепившей принципы «социалистической политической системы». В подавляющем большинстве конституций стран мира термин «политическая система» не употребляется, но все они регулируют те или иные ее элементы: государство, политический режим, часто — политические партии, иногда политическую идеологию.

2 подхода к понятию: Структурно-функциональный подход в его бихевиористском (поведенческом) истолковании, сформировавшемся на основе американской политической науки, рассматривает политическую систему как политическое поведение, процесс в рамках различных человеческих коллективов.

Институциональный подход: (французской политологией, американский постбихевиоризм)

В любом государственно-организованном обществе существует одна политическая система, которая связана с государственной властью. Наряду с такими институтами, как государство, партии и др., в понятие политической системы включается обычно политический режим

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]