Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Материалистическая теория происхождения языка.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
02.12.2018
Размер:
94.21 Кб
Скачать
  1. В.И. Ленин о языке

Язык по Ленину есть важнейшее средство человеческого обще­ния; единство языка и беспрепятственное развитие есть одно из важнейших условий действительно свободного и широкого, соответствующего современному капита­лизму, торгового оборота, свободной и широкой груп­пировки населения по всем отдельным классам, нако­нец - условие тесной связи рынка со всяким и каждым хозяином или хозяйчиком, продавцом и покупателем.

Много иностранных языков знал В. И. Ленин. Но особенно интересовало его развитие русского языка. Ленин выступал за точность и ясность русской речи, против неоправданного использования иностранных слов. Высоко ценил он «Толковый словарь живого великорусского языка» (1863-1866) знаменитого рус­ского лексикографа В. И. Даля. В. Д. Бонч-Бруевич вспоминал, что Владимир Ильич тщательно изучал словарь Даля, интересовался пословицами и поговорками, изучал отдельные слова в их многообразном значении.

Также Ленин уделял большое значение национальному языку как одному из важ­нейших факторов образования и развития наций. «Во всем мире,- писал. В. И. Ленин,- эпоха окончатель­ной победы капитализма над феодализмом была связа­на с национальными движениями. Экономическая осно­ва этих движений состоит в том, что для полной победы товарного производства необходимо завоевание внут­реннего рынка буржуазией, необходимо государствен­ное сплочение территорий с населением, говорящим на одном языке, при устранении всяких препятствий раз­витию этого языка и закреплению его в литературе». Именно единство языка, по мнению Ленина,- одно из условий экономического развития общества. Ленин го­ворит также, что это единство является условием «тес­ной связи рынка со всяким и каждым хозяином или хозяйчиком, продавцом и покупателем». В ус­ловиях капиталистического общества эти связи нахо­дят свое выражение в появлении социальных диалектов, языков ремесленников и т. д. Только крупная машинная индустрия вполне разрушает человеческий характер общественных связей и ставит на их место национальные (и интернациональные) связи».

С большой любовью и уважением относился к рус­скому языку В. И. Ленин. Полемизируя с реакционера­ми, либералами, националистами, требовавшими введе­ния единого государственного языка, Ленин писал: «Мы лучше вас знаем, что язык Тургенева, Толстого, Добролюбова, Чернышевского - велик и могуч. Мы больше вас хотим, чтобы между угнетенными классами всех без различия наций, населяющих Россию, устано­вилось, возможно, более тесное общение и братское единство. И мы, разумеется, стоим за то, чтобы каждый житель России имел возможность научиться великому русскому языку. Мы не хотим только одного: элемен­та принудительности. ( ... ) Мы думаем, что великий и могучий русский язык не нуждается в том, чтобы кто бы то ни было должен был изучать его из-под палки. ( ... ) Те, кто по условиям своей жизни и работы нужда­ются в знании русского языка, научатся ему и без палки. А принудительность (палка) приведет только к одному: она затруднит великому и могучему русскому языку доступ в другие национальные группы, а глав­ное - обострит вражду, создаст миллион новых тре­ний, усилит раздражение, взаимонепонимание и т.д.».

Отчетливо осознавая сложную языковую ситуацию в многонациональной России, В. И. Ленин предвидел, что в силу исторических и экономических причин рус­скому языку уготована роль языка межнационального общения. И он всячески боролся за простоту изложения различных материалов и документов. Они должны быть написаны на хорошем русском языке, чтобы быть понят­ными для широких народных масс. В. Д. Бонч-Бруевич вспоминает: « ... когда Владимиру Ильичу приходилось работать над какими-нибудь сочинениями, декретами или заявлениями, которые должны были обращаться к широким массам, то он всегда помнил сам и требовал такой же памяти от других, что все это идет именно в массы, а потому должно было быть особенно тщатель­но просмотрено, особенно популярно, но отнюдь не вульгарно написано. Если он видел, что изложение страдает отсутствием популярности, то всегда спраши­вал: «Неужели по-русски вы не можете изложить свои мысли так, чтобы они были действительно доступны всем? Русский язык очень богатый. Если вы этого не делаете, то виноваты вы сами, а не тот язык, на котором вы пишете». Ленин высмеивал псевдонаучный язык, «тарабарщину» и добивался единства глубокого содер­жания с простым и точным языком изложения.