Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ильинский.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
02.12.2018
Размер:
388.61 Кб
Скачать

2. Что делать?

Положение не изменится до тех пор, пока общество, политики и власть не изменят свое понимание, а с этим и отношение к молодежи и молодежной политике, а именно: пока они не поймут что в нынешней ситуации, молодежная политика - это дело не какого-то отдельного комитета в системе государственных органов (такое возможно в стабильном, устойчивом, благополучном, эволюционирующем обществе), а дело всего государства и всего общества; взятая в полном объеме, в широком смысле, эта политика включает в свое содержание проблемы демографии, здравоохранения, образования, профессиональной подготовки, культуры, физической культуры и т.п.

Иначе говоря, государственная молодежная политика в широком смысле - это внутренняя политика государства с точки зрения интересов самой молодежи; это та часть социальной политики в ее человеческом, гуманитарном измерении, которая ближе всего и прежде всего замыкается на молодежи.

Вот первая и главная идея, которую, на мой взгляд, следует положить в основу разработки новой концепции молодежной политики государства и которую надо рассматривать как один из ведущих элементов общей стратегии по выводу России из глубочайшего системного кризиса.

При таком подходе можно и нужно ставить вопросы:

— о разработке новой концепции государственной молодежной политики и новой Комплексно-целевой программы «Молодежь России XXI века»;

— о принятии Закона РФ «Об общих началах государственной молодежной политики»;

— о создании Межведомственного Совета по делам молодежи во главе с премьер-министром Правительства РФ;

— о переосмыслении роли и назначения Госкомитета РФ по делам молодежи в смысле дальнейшего повышения его статуса: он должен стать Министерством, а министр — членом Правительства;

— о наделении этого Министерства правом проводить экспертизу всех важнейших постановлений Правительства на предмет не нанесения этими решениями и их последствиями ущерба будущим поколениям;

— о создании с той же целью соответствующих Советов по делам молодежи в Госдуме РФ, Совете Федерации и при Президенте РФ.

Я не говорю, что делать все надо только так; я говорю о том, в каком направлении должна двигаться наша мысль. Повторяю: речь идет о спасении молодежи и будущих поколений, т.е. о спасении и будущем России.

Приемлема ли такого рода молодежная политика для нынешнего режима и нынешнего государства? Нет. Почему? Все по той же причине: идеология либерализма не позволит этого сделать. Значит: либо пусть все идет так, как идет; либо надо изменить идеологию развития, скорректировать курс реформ, стратегия которого подразумевала бы в качестве одного из условий опору на молодежь и выработку сильной молодежной политики. С появлением Правительства Е.М.Примакова некоторые надежды на это появились. Но куда деваться от Президента?..

Моя вторая идея состоит в том, что пока (если исходить из реальной ситуации) вероятней разработка и реализация общественной молодежной политики, которая в данный момент должна в некотором смысле носить характер альтернативы той политике, которую проводит государство, с тем чтобы, как минимум, противодействовать и смягчить те негативные процессы в детской и молодежной среде, которым сейчас не противостоит никто.

Я считаю, что существенные перемены в содержании, характере и масштабности государственной молодежной политики сегодня могут и должны произойти под влиянием идей и воздействия сил, представляющих общественную молодежную политику. Этот тезис я отнес бы также к числу основных, на которых должна строиться новая концепция молодежной политики в России, у которой (политики) есть два крыла: государственное и общественное.

Общественная молодежная политика — это система идей, взглядов по поводу молодежи и ее роли в общественном развитии, а также практических действий различных структур гражданского общества, направленных на претворение этих идей и взглядов в жизнь в целях достижения общественных перспектив, одобряемых большинством народа. Политические партии и молодежные организации участвуют в реализации государственной и общественных политик — это правда. Так и должно быть. Более того, в зависимости от идеологической ориентации (в России зарегистрировано около 100 организаций национального уровня и более 500 — на региональном уровне) они могут иметь, имеют и проводят свою политику.

Иными словами, сегодня говорить о существовании в России какой-то одной и единой, тем более целостной, сознательно проводимой общественной молодежной политики не приходится вообще. И прежде всего потому, что в России еще не сформировалось гражданское общество, которое единственно, а не Президент, может быть подлинным гарантом стабильности и точности курса развития страны. Молодежные общественные организации и объединения пока идут в хвосте той политики, которую проводят государственные органы по делам молодежи, зачастую в качестве своего рода группы поддержки и скандирования, за что получают с милостивой «руки» этих органов крохи средств, которые позволяют им как-то существовать. В принципе, большинство из этих организаций (не считая тех, которые созданы партиями) поставлены в унизительное положение просителей у государства.

Между тем, дети и молодежь — это забота и дело всего общества, ибо через детей и молодежь общество воспроизводит и развивает себя. И эта задача не может быть делом самих детских и молодежных организаций. Это дело не только государства. Государственная молодежная политика имеет приоритет перед общественной, но только до той поры, пока государство говорит голосом общества, пока эта политика вполне отвечает интересам общества и большинства народа. Когда же государство начинает работать против общества и народа, как это происходит сейчас, тогда общество должно изменить его курс и политику, а если это не получается, то изменить государство и систему властвования. Сейчас мы находимся именно в таком положении. Следовать и далее в фарватере существующей государственной политики — значит соглашаться с ней, помогать ее осуществлению, т.е. заниматься самоубийством. Этого делать нельзя.

«Сон разума рождает чудовищ». Мы долго и крепко спали. За это время новое российское государство из слуги общества выросло в чудовище, которое руками сонма чиновников обворовывает и пожирает свой народ, унижает и уничтожает его породившее общество.

Что же делать в области общественной молодежной политики?

Я исхожу из того, что в обществе уже много людей, которые хорошо понимают все вышесказанное. Как истинные граждане своей страны, они обеспокоены происходящим с нашими детьми, с молодежью.

Но обеспокоенность — еще не политика. Наличие даже самого большого количества граждански настроенных людей - это еще не гражданское общество. Количество само по себе безмозгло, безъязыко, оно не имеет воли, не может действовать и бороться. Оно просто объект воздействия и влияния: толпа, масса, налогоплательщик, электорат. Именно в таком качестве и нужны мы нынешнему режиму и государству.

Чтобы возникло гражданское общество, оно должно самоорганизоваться, структурироваться по сферам жизни, секторам и «нишам», по различным направлениям деятельности, которые, как минимум, зеркально отражают направления деятельности государства.

Моя главная рациональная идея в этом отношении состоит в том, что «взрослая» часть общества, которая обеспокоена проблемами детей и молодежи (учителя, преподаватели, ученые, писатели и журналисты, деятели культуры и искусства, военные и т.д.) — одним словом все, кого эти проблемы волнуют, должны объединиться. Пора действовать.

Нельзя думать, что гражданское общество однажды свалится с неба. Его надо создавать тем, кто считает себя гражданином и патриотом своей страны. Ибо только гражданское общество может противостоять попыткам к стремлению государства подчинить себе весь многообразный и многоуровневый комплекс социальных отношений, осуществлять развитие общества исключительно по своей доктрине, которая как это происходит сейчас в России, не поддерживается подавляющим большинством народа.

Ради чего мы должны объединиться? Ради того, чтобы спасти подрастающее и молодое поколение, способствовать созданию таких условий, стимулов и гарантий, которые способствовали бы возрождению и развитию молодежи как стратегического ресурса, человеческого потенциала нашего общества. Именно так — «Ради наших потомков» — можно было бы назвать массовое общероссийское движение, ориентированное на левоцентристский политический блок.

Сразу возникает вопрос: «Что такое «левый центр»?» На эту тему можно завязать долгую дискуссию, если поставить задачу дать совершенно четкий ответ. Скажу так: вероятней всего — это социал-демократия. Но лучше всего сказать — это так называемое «смешанное общество», которое позволило бы России вернуть необходимую и достаточную целостность, обрести необходимую и достаточную мощь и силу, добиться достойного уровня жизни; это общество, в котором есть необходимые и достаточные свободы, рыночные отношения и различные формы собственности, включая частную; где судьбу государства и общества определяет народ, а не кучка политических авантюристов. Думаю, такой ответ многих не устроит: «Нет четкости». Но «четкие» государства и общества образуются на самых крайних полюсах, обретая тоталитарные формы. Во всех иных случаях все смешано и размыто. В мире не было и нет одной-единственной модели либерализма, капитализма, социализма, социал-демократизма, а были и есть либерализмы, социализмы, капитализмы, социал-демократии. Я отношу себя к числу тех людей, которые не хотят быть рабами, но не хотят быть и хозяевами. Мне кажется, в этой фразе весь смысл «центризма».

В ходе подготовки к юбилею комсомола создание объединения в защиту детей и молодежи по сути дела уже началось. Во всех субъектах федерации, в больших и малых городах были созданы многие сотни, возможно, тысячи оргкомитетов, которые объединили огромное множество людей разных профессий и возрастов. За эти месяцы они уже немало сделали для молодежи. Было бы хорошо, если б они продолжили свою работу, но уже в новом качестве, с новыми целями и задачами. На мой взгляд, это прекрасная база для создания массового движения. Конечно, кто-то должен взять на себя труд учредить это движение, избрать руководящие органы, собрать с мест необходимые для регистрации документы, осуществить регистрацию и организовать работу.

Думаю, это движение нашло бы поддержку прежде всего в субъектах федерации, особенно в тех, которые возглавляют здравомыслящие и умные политики. На днях я был участником встречи мэра Москвы Ю.М. Лужкова с лидерами 50 национальных и региональных молодежных организаций. Это был пример того, как государственный и политический деятель должен вести конструктивный диалог с представителями общественного крыла молодежной политики.

Необходимо предпринять меры, которые помогли бы молодежи повысить свою субъектность. Стоит подумать о создании всероссийской организации патриотической молодежи. Но дело это не простое и не скорое. Поэтому с целью объединения сил, мне кажется, следовало бы создать федерацию левоцентристских молодежных организаций.

Должна возрасти организованность студентов как наиболее консолидированной группы молодежи. Студенческие профсоюзы уже доказали свою значимость. Но у профсоюзов особое назначение. Вопрос о создании сильной общественной студенческой Организации мы обсуждали в июле с ректорами академии менеджмента и рынка, Государственного Университета управления, Государственной экономической академии им. Г.В.Плеханова, Финансовой академии при Правительстве РФ. Решили создать Союз студентов Москвы и Московской области. Сейчас готовится учредительный съезд.

Выступая единым фронтом, старшее и молодое поколения могли бы предложить обществу и стали бы проводить в жизнь доступными для них средствами, формами и методами молодежную политику, в настоящий момент альтернативную по своей сути той, которую пока проводит Российское государство. Разумеется, тут же встает вопрос о материальной базе, финансах этих объединении и т.п. вещах. Кое-кто воспримет мои соображения скептически, скажет, что сделать все это невозможно. Я не буду отделываться каламбурами типа «Политика — это искусство невозможного» и т.п. Многое все-таки возможно. Мы должны это делать вопреки всему.

Есть вопросы, в которых общество, т.е. и мы с вами, должны проявить волю и не дать радикал-либералам и оголтелым западникам из числа госчиновников делать то, что они делали и продолжают делать на наших глазах. Назову лишь некоторые из возможных направлений деятельности. Во-первых, общество должно выступить «против» безмозглой, безудержной западнизации и особенно — американизации сознания российской молодежи; «за» инновационное, то есть позитивно-избирательное отношение к западным ценностям, их разумное, умеренное освоение сообразно традициям, умонастроениям и психологии российского народа, что само по себе естественно и необходимо.

Наибольшую опасность для России я вижу в американском представлении о том, будто именно их, американский образ жизни является рецептом для всего мира; будто именно американский либерализм есть путь к универсальности цивилизации; будто путь к мировой этике лежит через распространение «этики протестантизма» в интерпретации Макса Вебера и т.п. Представления о мессианской роли США в современном мире, исключительности и превосходстве американцев, о завершенном совершенстве американской версии капитализма насильно и активно насаждаются в сознание молодежи России и, надо сказать, не без успеха. Многие молодые россияне уже поклоняются американскому образу жизни, в основе которого лежит философия прагматизма и индивидуализма, хотя, как известно, его возможности уже во многом исчерпали, изжили себя. Понимание этого растет в самой Америке, о чем пишут наиболее трезвые ученые и политики. Падает общая культура этой нации, которая, как известно, никогда не была высокой, падает уровень образованности, интерес к подлинному, настоящему искусству, серьезной литературе, девальвируют понятия «добро», «человечность», «честь».

Во-вторых, общество должно решительно выступить «против» вседозволенности и произвола, которые творят российские средства массовой информации по отношению к детям и молодежи. Свобода слова, как любая свобода, не безгранична. Если СМИ претендуют на то, чтобы быть еще одной ветвью власти, то общество вправе потребовать от этой «ветви» делать свою работу ответственно, то есть быть действительно объективными, а не идеологически и политически пристрастными, стоять на пророссийских, а не прозападных позициях, занять ко всему происходящему позицию гражданской причастности, а не стороннего наблюдательства.

В-третьих, общество должно выработать свои способы и методы борьбы за общественный порядок, для начала хотя бы в пределах тех организаций и учреждений, где мы работаем. Всеми возможными средствами надо добиться, чтобы государство действительно занялось борьбой с наркоманией. По данным МВД РФ в стране 2 млн. наркоманов, по оценкам независимых экспертов - в несколько раз больше. В основном это молодежь, в частности, школьники и студенты. Если наркомания будет распространяться теми же темпами, что и сейчас, через несколько лет спасать Россию будет некому и не для кого.

В-четвертых, общество должно решительно выступить «за» усиление гражданского, патриотического и нравственного воспитания молодежи. Речь не о том, чтобы «лепить», «формировать» из молодежи нечто», соответствующее какому-то конкретному идеалу. Сегодня, когда общество находится в ситуации стратегической неопределенности и стабильной нестабильности, которые будут сохраняться еще довольно долго, это не только не нужно, но и просто невозможно. В такой обстановке воспитатель не может и не должен брать на себя право что-либо решать за воспитуемого. Отвечать за жизнь, а стало быть, за все выборы и решения должен тот, кому эта жизнь принадлежит. То есть сам воспитуемый - студент, школьник.

В этом случае цели воспитания сводятся к трем основным позициям. Первое — создать условия для максимально полного освоения воспитуемым материальной культуры и духовных ценностей, накопленных человечеством и нашей страной. Второе — помочь воспитуемому раскрыть его внутренние потенции, содействуя тем усилиям, которые он сам предпринимает для самоопределения, самоутверждения, самореализации. Третье — стимулировать процесс познания молодым человеком самого себя, выработку индивидуального образа (стиля) жизни и поведения.

Легче всего бубнить: «Молодежь пошла не та», «Молодежь нынче плохая» и т.п. Старшие должны воспринимать молодых такими, какие они есть, со всеми их достоинствами и недостатками. Но это не значит, что можно занимать пассивную позицию в отношении тех их выборов (образа жизни, поведения, пристрастий и т.п.) и решений, которые имеют отношение к судьбе общества и государства. Воспитание предполагает воздействие воспитателей на воспитуемых, не задевающее их человеческого достоинства и прав личности. Общество имеет право и обязано выдвигать молодому человеку определенные требования и правила, соблюдение которых оно контролирует. Я не представляю себе человека, который живет вне общества, является неким демиургом, который творит себя абсолютно свободно. При таком подходе нет ни общества, ни государства. Невозможна их нормальная управляемость и эффективное функционирование. Страна находится именно в таком положении.

В Древней Греции шедшего в школу мальчика сопровождал раб, который нес его ранец. Этот раб назывался «педагогом» (от соединения слов «пайс» — ребенок и «агогейн» — вести).

Сегодня в России все взрослые — отцы, матери, деды, которым дорога судьба их детей и внуков, должны сознательно поставить себя в положение педагогов, то есть рабов. Ранец знаний, духовности и нравственности нынешних и будущих молодых поколений, от которых зависит будущее России, пока еще в наших руках. Все, что произошло с детьми и молодежью — наша вина, ибо все это творилось на наших глазах. Там нет «хорошей» молодежи, где нет хороших стариков. Довольно волноваться. Пора действовать.

Спасем молодежь — спасем Россию.

79