Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ref-19991.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
26.11.2018
Размер:
189.44 Кб
Скачать

§ 2. Недействительность международных договоров

Право договоров исходит из презумпции действительности договоров. Договор рассматривается как действительный, за исключением тех случаев, когда иное установлено в соответствии с международным правом. Эта презумпция нашла отражение и в формулировке принципа “pacta sunt servanda” в Венских конвенциях: “Каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться” [1.5-1.6].

Действительность договора имеет два аспекта - процессуальный и материальный. Первый состоит в правомерности процесса заключения. Материальная действительность состоит в том, что содержание договора законно с точки зрения международного права. Поэтому действительным является законно заключенный договор с правомерным содержанием. Но есть и еще один аспект. Осуществление договора должно также протекать в рамках международного права. Если последующая практика применения договора, выражающая согласие участников, приводит к нарушению норм международного права, то возникает вопрос о его действительности.

Международной практике известны случаи прекращения договора одной из сторон на том основании, что при пользовании вытекающими из него правами другая сторона нарушила нормы международного права. Недействительность может быть относительной и абсолютной. Первая делает договор оспоримым. Ее основаниями явля­ются: ошибка, обман, подкуп представителя. Абсолютная недействительность означает ничтожность договора с самого начала. Ее основания: принуждение представителя, принуждение государства, противоречие императивной норме общего международного права. Случаи относительной недействительности встречаются сравнительно редко.

Абсолютная недействительность - сравнительно новое явление, вносящее серьез­ные изменения во все международное право и характеризующее степень его развития.

В международном праве существовало парадоксальное положение - принуждение представителя государства делало договор недействительным, а принуждение самого государства считалось законным. Утверждение в международном праве нормы о недействительности навязанных силой договоров - важный шаг на пути прогрессивного развития этого права. Венские конвенции содержат эту норму в следующем виде: “Договор является ничтожным, если его заключение явилось результатом угрозы силой или ее применения в нарушение принципов международного права, воплощенных в Уставе Организации Объединенных Наций”. До самого принятия Венской конвенции 1969 г. в доктрине встречались высказывания о том, что сила, примененная против самого государства, вообще не считается влияющей на действительность договоров. Между тем Лига Наций еще в 1932 г. приняла резолюцию, подтверждающую эту норму. Сегодня она обусловлена принципом неприменения силы, закрепленным Уставом ООН. Поэтому Комиссия международного права с полным основанием констатировала, что упомянутая норма представляет собой принцип, являющийся “lex lata” в международном праве наших дней. Договор недействителен в случае, если сила применялась в наруше­ние принципов Устава ООН. Применение силы в соответствии с этими принципами не делает договор недействительным. В отношении мирных договоров, заключенных в результате второй мировой войны, это прямо предусмотрено ст. 107 Устава. На будущее такая возможность предусмотрена статьями Венских конвенций. В прошлом считалось, что неравномерное обременение одного из участников за счет другого не является препятствием для обязательности трактатов. Неравноправные договоры получили широкое распространение.

Сегодня недействительность договоров, противоречащих основным принципам международного права, можно считать общепризнанной. Она вытекает из ст. 103 Устава ООН, предусматривающей преимущественную силу вытекающих из него обязательств в случае противоречия с обязательствами члена по какому-либо другому международному соглашению. Ст. 53 Венской конвенции установила: “Договор является ничтожным, если в момент заключения он противоречит императивной норме общего международ­ного права” [1.5]. Главное место среди императивных норм занимают основные принципы международного права. Возникновение новой императивной нормы делает недействительными противоречащие ей договоры, которые были заключены до этого. Положения договора, недействительность которого установлена, не имеют юридической силы. Каждый из участников вправе требовать от другого участника восстановить по возможности положение, которое сложилось до осуществления договора [1.3, 1.5-1.6, 1.8 и др.].

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]