Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Тезисное изложение лекций.doc
Скачиваний:
7
Добавлен:
07.11.2018
Размер:
448.51 Кб
Скачать

Тезисное изложение лекций

Тема 1. Введение. Основные категории и определения курса. Проблемы религиозного образования в современной России

Лекция 1. Общие положения науки религиоведения

Научное изучение религии и религиозных традиций дает возможность объективного рассмотрения предмета, не имеющего прямой конфессиональной оценки или окраски.

Религиоведение (от лат. religio — религия) является знанием о религии, которое мы получаем в ходе ее научного изучения; на сегодняшний день — это совокупность научных дисциплин, изучающих религию.

Предметом современного религиоведения являются закономерности возникновения, развития и функционирования религии, ее многообразные феномены, как они представлены в истории общества, взаимосвязь и взаимовлияние религии и других областей культуры и политики. Религиоведение изучает каждую религию на уровне общества (цивилизация, общественная формация), религиозных групп и образований и отдельной личности.

Дисциплинарное и историческое деление религиоведения связаны. В настоящее время религиоведение состоит из разделов, отражающих историю развития религиоведческой мысли. Основные этапы соответствуют названным ниже разделам:

  • философии религии,

  • истории религий

  • социологии религии,

  • психологии религии,

  • феноменологии религии и др.

Как относительно самостоятельная отрасль знания религиоведение появилось в начале XIX в., хотя соответствующие знания (философские, теологические, исторические) накапливались в течение многих веков. Именно в европейской культурно-философской атмосфере возникает особый интерес к сравнительному анализу сначала собственной европейской традиции в сопоставлении опыта развития и практики религиозной жизни различных христианских деноминаций, а затем такой подход (внеконфессиональный, без оценочных суждений) переносится на всякий религиозный опыт человечества (вторая половина XIX в.).

При определенной интеграции знания, получаемого разными предметными областями, в результате междисциплинарного синтеза в религиоведении создаются и рассматриваются различные концепции религиозного опыта и модели развития традиций.

Современные направления религиоведческих исследований связаны с представлением об объективности переживания отдельным субъектом или группой людей религиозного опыта, который не сводим ни к только психологическим, ни к социальным, ни тем более к философским проявлениям, но м. б. в них показан или проявлен в них, как в той среде, которая воспринимает и отражает первичность религиозного феномена. Предметная область и задачи современных исследований, а также основные категории научного изучения религии, выстроены с учетом данных приоритетов.

Основной методологический инструмент — сравнительный анализ самого различного религиозного опыта. Историческая канва развития используются для сопоставления выявляемых параллелей и сходных явлений, что позволяет систематизировать религиозный опыт, как в целом, так и в частностях, дать классификацию доктрин и практик, провести типологизацию для каждого из них. Основная особенность религиоведческой компаративистики (типологического сравнения) состоит в стремлении к дескриптивному подходу — т. е. описанию религиозных феноменов без внесения нормативных идеологических оценочных установок какой-либо отдельной конфессии.

Здесь же таится и главная проблема критерия научной беспристрастности и объективности нашей науки на сегодняшний день: какова допустимая степень причастности исследователя к какой-либо отдельной из религиозных конфессий или традиций? Может ли он по отношению к иному религиозному сознанию быть беспристрастным?

Необходимо учитывать, что вне пространства бывшего Советского Союза любому исследователю всегда присущи определенные мировоззрение и собственная идейная позиция, связанные с личным религиозным опытом. Разумеется, что в той или иной степени это находит отражение в научной деятельности и специфике интересов каждого ученого. С другой стороны, «объективность» и «внеконфессиональность» декларируются частью отечественного религиоведческого сообщества благодаря атеистическим убеждениям самого исследователя. Действительно, скептическое отношение к религиям вообще и к религиозному опыту отдельного субъекта м. б. основано на характерном в прошлом для всей гуманитарной области страхе ученого оказаться «белой вороной» в стройном идеологически выверенном движении в светлое будущее. Однако сам по себе скепсис никогда не бывает продуктивным, а характер «объективности» атеистической и агностической оценки мало чем отличается от нигилизма, уничтожающего вообще проблемную область, сводя ее к метаморфозе истории или просто к недоразумению.

Предмет «религиоведение» является частью общеобразовательной подготовки студентов вузов и имеет свои специфические особенности, к-рые в учебном процессе необходимо учитывать. Во-первых, это — мировоззренческий, образовательный и воспитательный аспекты; во-вторых, поскольку дисциплина базируется на знаниях всеобщей и отечественной истории, а также философии, то есть возможность методического применения философской методологии в преподавании дисциплины.

Лекция 2. Религиоведение как учебная дисциплина. Проблемное положение религиозного образования в современной России

Кроме, пожалуй, европейского сообщества на Земле не нет и, возможно, никогда не было внерелигиозных или религиозно индифферентных обществ. Любая традиционная форма религии стремится к реализации своего социального потенциала и, в связи с этим, выполняет определенные функции в обществе (в т. числе просветительские и образовательные). Возникает сложный комплекс взаимоотношений религиозных конфессий и общества на уровне государственных органов власти и общественных образований. Разумеется, что и госслужащие в любой стране могут иметь религиозную принадлежность (в либеральных обществах часто запрещается иметь партийную идеологическую принадлежность).

Вопросы свободы совести и религиозного самоопределения — одно из центральных положений законодательства любого либерального государства (в том числе и РФ), в котором отстаиваются права как отдельного члена общества — личности, так и религиозных сообществ, имеющих легальный статус. Современное состояние общественного плюрализма и относительной идеологической свободы выражения религиозных симпатий, привычное для европейского сообщества, до сих пор непривычно для нашего Отечества. В результате в 1990-е гг. органы власти и общественные институты, ответственные за соблюдение прав личности, оказались без четких «идеологических» инструкций по отношению к действиям так наз. «новых религиозных движений» (НРД) и были дезориентированы всеобщей «рыночной» вседозволенностью. Тогда функцию защиты духовного здоровья нации взяла на себя, как это ни парадоксально, недавно «опекаемая» государством Русская Православная Церковь (РПЦ). Появился термин «деструктивные культы», к которым были причислены практически все новые для нашего общества религиозные образования.

За последние лет пятнадцать религия и религиозность в российском обществе перестали быть чем-то маргинальным. Постепенно созрел вопрос религиозной культуры общества и его самоидентификации, как на уровне отдельного человека, так и групп или слоев населения. Пока мы наблюдаем стихийное саморазвитие этих процессов без особенного вмешательства в них государства, которое называется «религиозной свободой». Граждане нашего полиэтнического общества пока еще не идентифицируют себя с определенной религиозной принадлежностью в четко определенной форме. То же наблюдается в молодежной аудитории, которая в девяти из десяти случаев индифферентна к религиозной проблематике или попросту равно исторически, культурно и религиозно не образована.

Однако полное отсутствие интереса со стороны власти к этой сфере жизни общества на протяжении последних 20 лет приводит к довольно печальным следствиям: нет ни одной значительной государственной программы научных исследований, которая могла бы прогнозировать развитие ситуации в стране на долгосрочной основе, а также нет внятной педагогической программы подготовки будущих кадров, в том числе для работы в социальной сфере, образовательных учреждениях, да и самих властных структурах1. Все это непосредственно сказывается в проблеме отсутствия русскоязычных ресурсов в сети Интернет, способных быть адекватными мировому уровню гуманитарного знания в области религиоведения, а также приводит к стихийному развитию этой отрасли знания, отслеживаемой государством в сфере образования по остаточному принципу2.