Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ УЧЕБНИК.docx
Скачиваний:
17
Добавлен:
06.11.2018
Размер:
599.87 Кб
Скачать

 Словарь

Амбивалентность (от лат. ambo – «оба» и valentia – «сила») – разнонаправленность чувств, стремлений: «и хочется и колется» (страх, смешанный с желанием, например).

Бессознательное – в психоанализе Фрейда: резервуар, отстойник несбывшихся влечений, неутоленных надежд и прочей вытесненной «сексуальности», «шевелящийся хаос», так и норовящий выплеснуться тем или иным образом, порвать тонкую пленку «сознания», «воплотиться». Первая схема психики, по Фрейду, включала в себя «бессознательное – предсознательное – сознание», впоследствии она выглядела уже следующим образом: «Оно (бессознательное) – Я (Сознание) – СверхЯ (след, осадок эдипова комплекса)».

Комплекс кастрации – в психоанализе Фрейда: первичное столкновение ребенка с тем, что у взрослых называется различием полов: ребенок, сталкиваясь с присутствием/отсутствием пениса, вынужден, дабы разрешить страшную «загадку» и преодолеть тем самым возникшие в связи с этим фобии (например, «лишиться пениса») или зависть, выстраивает, в фантазии, некоторый миф – объяснение неизвестного; фантазм, вызванный данным комплексом – яркий пример производства всякой мифологии; комплекс кастрации – вариация комплекса неполноценности.

Комплекс Электры – в психоанализе Фрейда: бессознательное влечение девочки к отцу как к обладателю фаллоса, сиречь власти, компенсируя собственную неполноценность, стремление «обладать обладателем», и оттого – негативное отношение ее к матери, как к «сопернице»; комплекс Электры более поверхностный и не столь всеобщий комплекс, как комплекс Эдипа, более, если угодно, «культурный», не столь первичный.

Либидо (лат. libido – «желание», «половое влечение») – психическая энергия полового влечения; «Либидо… мы называем этим термином энергию таких влечений, которые имеют дело со всем тем, что можно охватить словом «любовь»». (З. Фрейд)

Мандала – в аналитической психологии Юнга: ключевой символ, матрица целостности мироздания – круг с вписанным крестом (в динамическом изображении – свастика); принципиальная модель Мандалы – 3+1, состоящая из трех «обычных» частей и одной «странной»; другой вариант выражения Мандалы – Кватерность (Четверица); впрочем, внутренняя структура мандалы может быть и другой, более геометрически множественной; «Мандала является символом индивидуации…» (К.Г. Юнг)

Нарциссизм – в психоанализе Фрейда: фиксация либидо человека на самом себе; в широком смысле – «любовь к себе любимому», страсть к самолюбованию; существует нарциссизм первичный, – и стадия развития ребенка, последующая анальной и оральной и предшествующая гениальной (в соответствии с зоной фиксации наслаждения в тот или иной этап развития), – и психическая травма, случившаяся в данный период развития, «запрограммировавшая» человека всю дальнейшую жизнь «любоваться собой», – переходящая в нарциссизм вторичный; нарциссизм следует четко различать с эгоизмом. Культуру, в этом смысле, даже можно, наверное, представить как зеркало, в котором человек любуется самим собой.

Сублимация (от лат. sublimes – высокий, возвышенный, возвышающийся) – процесс перевода энергии безличных «сексуальных» влечений человека в энергию личного творчества.

Фрустрация (лат. frustratio — «обман», «тщетное ожидание») – ограничение, задержка осуществления какого-либо влечения, желания, в связи с некоторыми объективными обстоятельствами, определенной здесь и теперь невозможностью

Эрос – в психоанализе Фрейда: влечение к жизни; противоположность Эроса – Танатос (греч.  - смерть) – бессознательное влечение к смерти; с другой стороны, Эрос, у Фрейда, зачастую оказывается амбивалентным (двойственно, противоположно направлен) и проявляется как разрушение, саморазрушение, влечение к смерти – в значительной степени это происходит от того смешения в понимании Любви и Власти, как то имеет место быть во фрейдовском мироощущении; а стремление к власти, разумеется, в значительной степени, есть эффект влечения к смерти.

 Французский психоаналитик Жак Лакан предложил свою, довольно оригинальную и доводящую «до ума» концепцию Фрейда, «филологическую» трактовку вышеизложенной схемы психики, где «Оно – Я – СверхЯ» определяются как «реальное – воображаемое – символическое»; «реальное» – принципиально невыразимое в языке бессознательное, вытесненное, однако всегда уже «структурированное как языковая деятельность»; «воображаемое» – индивидуальная форма представления «реального» в Я; «символическое» – интериоризированная система культурных символов, знаков, определяющая поведение и поступки человека.

? «Стадия зеркала», по Лакану, есть период в жизни ребенка, когда он осознает себя как «Я», т.е. существо, имеющее целостное единство, душевное и телесное: другие, обращающиеся к нему, как индивидуальному существу, одновременно, полагают его в нем как единичность, и отчуждают его от себя самого как другого, т.е. созданного другими, навязывая ему его культурный образец («символическое»). Сопоставьте «стадию зеркала» и миф о Нарциссе, – как символ и процесс окультуривания человека.

Библиографический список

1.Адлер А. Наука жить. – Киев, 1997.

2.Кляйн М. Развитие в психоанализе. – М., 2001.

3.Лакан Ж. Инстанция буквы в бессознательном или судьба разума после Фрейда. – М., 1997.

4.Лакан Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе. – М., 1995.

5.Руднев В. Тайна курочки рябы. – М., 2004.

6.Руднев В. П. Характеры и расстройства личности. – М., 2002.

7.Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. – М., 1989.

8.Фрейд З. Основной инстинкт. – М., 1997

9.Фрейд З. Психология бессознательного. – М., 1989.

10.Юнг К.Г. Воспоминания. Сновидения. Размышления. – Киев, 1994.

11.Юнг К.Г. Архетип и символ. – М., 1991.

12.Юнг К.Г. Душа и миф: Шесть архетипов. – Киев, 1996.

13.Юнг К.Г. Человек и его символы. – СПб., 1996.

7.3. «Культурные комплексы» Г. Башляра

Огонь, заключенный в очаге, был для человека, без сомнения, первым пределом его мечтаний, символом покоя, приглашением к отдыху. Совершенно невозможно рассматривать философию покоя без мечтаний у горящих поленьев… Созерцание огня ведет нас к самым истокам философской мысли… (Г. Башляр)

 Концепцию культуры французского философа Гастона Башляра, наверное, нельзя назвать в полной мере как «концепцией», так и «концепцией культуры», – это, скорее, исследование не ставящее себе целью изучение культуры как таковой, но тех глубинных «психологических комплексов», которые, подспудно, определяют наше воображение и, значит, наш жизненный мир, особенности горизонта нашего мировосприятия. «Комплексы» Башляра – это своего рода точки интенсивности нашего мироощущения, воображения, культурного творчества.

Башляр обращается к первичным мифологическим стихиям, – огню, воздуху, воде и земле, – как непреходящему аналогу всякого культурного человеческого проявления, поведения человека, специфики его мышления, души. К подобным опытам, разумеется, обращались и многие другие философы, исследователи мифологии, искусства, культуры, – от Фалеса до Гачева, – однако французский философ не ограничивается просто аналогией между теми или иными культурными характеристиками различных народов или людей и первичными мифологическими стихиями, он пытается найти в этих плавающих метафорах некие устойчивые стереотипические модели, – как он называет, «комплексы», на основании которых и плетет вязь своего рассуждения, – причем он ищет и находит соответствующие аналогии не только между людьми, их свойствами, событиями и стихиями, но и вплетает примеры, как образцы, из произведений искусства, дабы нить рассуждения оформилась символическими изящными узелками. Его концепция – своеобразное кипу (узелковое письмо) души культуры, – вспомните, как тот же Шпенглер выводил культуры из некоей ее изначальной души, как ее сущности и прообраза.

Культурные комплексы, по Башляру:

Огонь

Комплекс Прометея:

«Только этот комплекс может научить нас понимать легенду об Отце огня… мы предлагаем собрать под именем прометеева комплекса все стремления, которые толкают нас к тому, чтобы узнать столько же, сколько и наши отцы, и больше, чем наши отцы, столько же, сколько наши учителя, и больше, чем наши учителя… Прометеев комплекс есть эдипов комплекс интеллектуальной жизни».

«Любовь есть первая научная гипотеза для объективного воспроизведения огня. Прометей был скорее смелым любовником, чем мудрым философом, и мщение богов есть мщение ревнивца».

Комплекс Эмпедокла:

«Мечтание об огне поистине драматично; оно обостряет человеческую судьбу, связывает малое с великим, очаг с вулканом, жизнь полена с мировой жизнью… Завороженное существо слышит зов костра… Это очень специфическое, но и очень общее мечтание определяет настоящий комплекс, в котором объединяются любовь и поклонение огню, инстинкт жизни и инстинкт смерти. На скорую руку его можно назвать комплексом Эмпедокла».

«Смерть в пламени есть наименее одинокая смерть. Это поистине космическая смерть, в которой вся вселенная гибнет вместе с мыслителем. Костер есть спутник развития».

Комплекс Новалиса:

«Комплекс Новалиса синтезирует влечение к огню, вызванное трением, потребность в разделенном тепле. Это влечение воссоздает, в своей определенной первобытности, доисторическое покорение огня. Комплекс Новалиса характеризуется сознанием внутреннего тепла, всегда главенствующим над чисто зрительной наукой о свете. Он основан на удовольствии в тепловом смысле и на глубоком сознании теплого благополучия».

Комплекс Пантагрюэля:

«Всё, что жжется, должно получить огненную пищу».

Комплекс Гофмана:

«Демоны огня играют главную роль в гофмановском воображении… именно парадоксальный огонь алкоголя является изначальным вдохновением и весь план гофмановского здания высвечивается этим светом… Алкоголь – это фактор языка. Он обогащает словарь и освобождает синтаксис».

Воздух

Комплекс Ницше:

«Ницше может считаться представителем комплекса высоты… мы увидим, с какой легкостью и естественностью гений сосредоточивает мысль в воображении, как у гения воображение производит мысль – и отнюдь не ту мысль, которая ищет лохмотья на складе образов… «Высочайший, он возвышается» (Мишле)… Он помогает нам возвышаться, ибо с удивительной преданностью следует динамическому воображению высоты… Первый тезис «эстетики Ницше»: «Хорошее легко, всё божественное ходит нежными стопами»»

«Ницше нам покажет, что глубина направлена вверх… Возвышенная душа является глубинно доброй… Воздух – истинная родина хищника».

«Настоящему ницшеанцу нос должен доставлять блаженную уверенность в том, что в воздухе нет ароматов».

«Существо, поднимающееся и опускающееся, есть существо, посредством которого поднимается и опускается всё. Тяжесть не в мире».

«Поход против ветра, поход в горы – это физическое упражнение, наилучшим образом помогающее преодолеть комплекс неполноценности… Ходьба чистая, словно чистая поэзия, неизменно дает непосредственное ощущение воли к власти».

Вода

Комплекс Навсикаи:

«Какова же сексуальная функция реки? Воскрешать в подсознании женскую наготу… Существо, выходящее из воды есть постепенно материализующееся отражение… желание, еще только намеревающееся стать образом… Эпитет реки  («прекраснодевическая»)»

Комплекс Леды (Лебедя):

«Лебедь в литературе – это эрзац нагой женщины… Лебедь ассоциируется с образом гермафродита; при созерцании светящихся вод лебедь – женского пола; в действии он – мужского пола… Образ лебедя всегда ассоциируется с неким желанием… он поет желание… Лебединая песня – это сексуальное желание в своей кульминационной точке… Лебедь… герой мифа об умирающем солнце».

Комплекс Харона:

«Задолго до того, как живые доверились волнам, разве они не пускали гроб по течению… Гроб – не последняя лодка. Это первая лодка. Смерть же – не последнее путешествие. Это первое путешествие… Все реки впадают в Реку мертвых».

Комплекс Офелии:

«Вода – стихия юной и прекрасной смерти, смерти в цвету… стихия мазохистского самоубийства. Вода – глубокий, органический символ женщины, которая умеет лишь оплакивать свои горести и глаза которой с такой легкостью «тонут в слезах». Мужчина, встретившись с таким женским самоубийством, воспринимает эту смертную муку… через «всё женское в нем». Он снова становится мужчиной – вновь становясь «сухим», – когда иссякают слезы… Пейзаж с утопленницей относится к архетипическим грезам о природе».

Комплекс Источника Молодости:

«Одной из характерных разновидностей грез об очищении, навеваемых чистой водой, является греза о возрождении, внушаемая водою свежей… С комплексом Источника Молодости связана надежда на исцеление… Свежая вода омолаживает лицо не столько для других, сколько для нас самих… Собственно, Источник Молодости есть в каждом доме – это тазик с холодной водой для умывания бодрящим утром».