Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Джон МакАртур_Харизматики.docx
Скачиваний:
126
Добавлен:
28.10.2018
Размер:
359.75 Кб
Скачать

14. Вопрос иных языков: часть 2

На каких "языках" говорят сегодня?

Несмотря на то, что Священное Писание опровергает утверждение, что иные языки возобновятся опять, пятидесятники и харизматики продолжают настаивать:

"Но как же вы объясните мой личный опыт? Я говорю на иных языках и это дает мне чудесное ощущение. Я чувствую себя ближе к Богу. У меня больше силы свидетельствовать и жить для Христа. Как вы объясните это?" И подобных свидетельств о последствиях дара иных языков очень много Например:

"Для чего говорить на иных языках? Единственное, что я могу сказать в ответ: 'А для чего существует синяя птица? Или какая польза от красоты заката?' Это просто чувство настоящего подъема и бодрости, это невыразимая радость, а также со всем этим - здоровье, покой и избавление от бремени и напряжения. Когда я начал молиться на иных языках, то почувствовал себя на двадцать лет моложе (многие мои знакомые обратили на это внимание)... Это ободряет меня, дает радость, отвагу, внутренний мир и сознание Божьего присутствия, а я со своей слабохарактерностью так нуждаюсь в этом." (John L. Sherrill, They Speak With Other Tongues [Old Tappan, N.J.: Fleming H. Revell Co., 1964], p. 83.)

Это - убедительная реклама для потенциального "покупателя", что вам предлагается действительно прекрасная вещь. И подобные заявления, что дар иных языков дает здоровье, радость и даже обладает способностью омолаживать, привлекают многих желающих.

Но насколько больше силы жить для Христа имеют те, кто сегодня говорят на иных языках, все же остается вопросом субъективного мнения. Многие, говорившие на иных языках в прошлом, свидетельствуют, что они не знали настоящего мира, удовлетворения и радости до тех пор, пока они не вышли из этого состояния. Несомненно, некоторые люди находят иные языки полезными в той или иной степени, однако то, что они практикуют, не является библейским даром иных языков. К тому же то, что они делают, может закончиться разочарованием, когда потребность в постоянном экстазном подъеме станет все труднее и труднее удовлетворять.

Есть несколько объяснений явления "иных языков", которые мы слышим сегодня:

1. Иные языки могут быть сатанинского или демонического происхождения. Отдельные критики харизматиков и пятидесятников полностью приписывают иные языки "работе дьявола". И хотя мы не готовы пока этого сделать, но все же верим, что в некоторых случаях сатана действительно кроется за всем происходящим. Что дает основание так думать? То, что все лжерелигии в мире произошли от одной личности - сатаны.

Лжерелигиям присущи иные языки - невнятное бормотание в состоянии эйфории. Последнее издание Encyclopedia Britannica содержит полезные статьи о практике иных языков, которой пользуются язычники во время своих религиозных обрядов. Из Восточной Африки пришло сообщение об одержимых бесами людях, свободно говорящих на языке суахили или же на английском, хотя при нормальных условиях они не поняли бы ни одного слова на этих языках.

В племени тонга (Thonga people) в Африке во время ритуала изгнания злого духа собравшиеся обычно поют на языке зулусов, хотя сами тонгайцы этого языка не знают. Сам изгоняющий бесов говорит при этом на языке зулусов посредством, якобы, "чуда иного языка".

Применение иных языков можно найти у мусульман, эскимосов и тибетских монахов. Парапсихологическая лаборатория при медицинском факультете университета в штате Вирджиния сообщает о практике иных языков у тех. кто занимается оккультизмом. (Подробное описание распространения иных языков вы найдете в труде William J. Samarin, Tongues of Men and Angels [New York: Macmillan Co., 1972]. См. также Joseph Dillow, Speaking in Tongues [Grand Rapids: Zondervan Publishing House, 1975], pp. 172-74.)

Это только несколько примеров применения практики иных языков на протяжение веков и до наших дней среди язычников, еретиков и поклонников оккультизма. И хотя вряд ли многие из последователей харизматического движения могут быть причислены к этому разряду, здесь есть над чем задуматься каждому харизматику.

2. Иные языки - это заученное поведение. Разговор на иных языках не является сверхъестественным переживанием. Человек может просто научиться, как это делать. Это. пожалуй. наиболее общее объяснение того явления иных языков, которое встречается в харизматическом движении сегодня. Поразительно, что многие, говорящие на иных языках, употребляют одни и те же термины и звуки. Я достаточно наслушался всего этого, чтобы самому начать повторять эти "слова".

В своей книге "Psychology of Speaking in Tongues" ("Психология разговора на иных языках") Дж. Килдаль определил иные языки, как безусловно усвоенный навык. (John Kildahl, The Psychology of Speaking in Tongues [New York: Harper and Row, 1972], p. 74.) Клиническому психологу Дж. Килдалю и его коллеге, психиатру П. Квальбену, было поручено American Lutheran Church и National Institute of Mental Health тщательно и всесторонне изучить явление "иных языков". После всех своих исследований они пришли к твердому убеждению, что это ничто иное, как поведение, заученное в результате подражания.

Как-то в нашей церкви ко мне подошел один человек и признался, что это именно так. "Я научился это делать. Хотите, я вам покажу?" - спросил он, и тут же заговорил на иных языках. Странно, но исходящие от него звуки были точь-в-точь такими же, какие я слышал уже раньше от других. И все же существует мнение, что каждый харизматик получает свой собственный "личный" молитвенный язык.

Вспоминаю - как-то при посещении церкви из деноминации Детей Божиих я наблюдал, как один человек пытался научить другого говорить на иных языках. Новообращенный "ученик" только что пришел ко Христу, а "учитель" изо всех сил старался, чтобы этот младенец во Христе получил "дар" иных языков, Можно еще понять, когда христианин хочет научиться лучше применять свой духовный дар. Но почему человек должен "учиться", как получить "дар" Духа Святого - это просто необъяснимо. Тем не менее, в харизматическом движении продолжают учить, как говорить на языках.

В другой раз, желая глубже исследовать это явление, я смотрел по телевидению харизматическую программу вопросов и ответов. Один человек признался, что он переживает духовные проблемы. Тогда другой спросил у него: "Говорите ли вы на 'своем языке каждый день?" "Нет", - признался первый. На что второй сказал: "Вот в этом-то и заключается ваша проблема. Вы должны заниматься этим каждый день, и совсем неважно, как это у вас начинается. Вы просто начинайте говорить, а когда начнете, Дух Святой будет продолжать".

Эта беседа вскрывает несколько проблем: во-первых, если Дух Святой дал кому-то дар иных языков, почему же этому человеку нужно прилагать усилие, стараться начать?

В харизматическом движении сильный нажим оказывается со стороны друзей - ты должен принадлежать, должен проявлять, должен иметь те же дары и ту же силу, что и другие. "Ответом" на все духовные проблемы являются иные языки. Нетрудно понять, почему иные языки стали таким огромным общим знаменателем - конечной целью для каждого, кто с этим связан.

Дж. Килдаль и П. Квальбен пришли к выводу, что в применении иных языков скрывается залог огромного разочарования. Человек вскоре осознает, что он научился всему этому и здесь не было ничего сверхъестественного. Слишком быстро он обнаруживает, что старые проблемы и привычки все еще с ним. Согласно Дж. Килдалю и П. Квальбену, чем искреннее человек был вначале, при "получении" иных языков, тем большее разочарование он переживет, когда перестанет.

3. Иные языки могут быть чисто психологическим явлением. Некоторые, наиболее странные, случаи проявления иных языков можно объяснить психологически. Человек, говорящий на иных языках, впадает в состояние автоматических (непроизвольных) движений, внутренне отключаясь от внешнего окружения, что приводит к разъединению почти всех мышц с сознательным контролем над ними. Приходилось ли вам когда-нибудь наблюдать по телевидению за поведением девочек-подростков на концерте рок-музыки? В результате сильного эмоционального возбуждения, при общем энтузиазме и шуме, они буквально перестают владеть собой, в том числе и своими голосовыми связками и мышцами, падают и начинают биться об пол.

Большинство людей, рано или поздно, сталкиваются в своей жизни с моментами некоторой оторванности, почти потери сознания. В подобных случаях, особенно в обстановке, где много шума и возбуждения, как это часто бывает в харизматических собраниях, человек может легко перейти в состояние, когда он уже не вполне владеет собой, и последствием этого также может быть явление иных языков. В этой области психологического состояния не исключена возможность гипноза. Дж. Килдаль и П. Квальбен заключили на основании своих наблюдений, что "подверженность гипнозу представляет собой благоприятные условия для перехода в глоссолалию". (Ibid., p. 54.)

После всестороннего исследования говорящих на иных языках, Дж. Килдаль и П. Квальбен пришли к выводу, что люди покорные, поддающиеся внушению и впадающие в зависимость от руководства, обычно попадали под влияние иных языков. (Ibid., pp. 38-56.) Вильям Самарин также подтверждает, что "люди определенного типа проявляют обычно особый интерес к религиям, где практикуются иные языки". (Samarin, Tongues, p. 228.) И хотя вполне очевидно, что не все, но все же подавляющее большинство из говорящих на иных языках относятся к этой категории. Они легко поддаются силе внушения и делают то, что им предлагается. И когда возбуждаются эмоции и усиливается давление, в результате могут проявиться иные языки.

Невозможно проанализировать побуждения каждого, кто говорит на иных языках, и обнаружить полную причину подобного поведения. Но есть много объяснений явления иных языков, в частности, в области психологии и подражания. Д-р Е. Манселл Паттисон, член Христианской Ассоциации психологических исследований (Christian Association for Psychological Studies), писал:

"Итогом нашего анализа является демонстрация как раз тех естественных механизмов, в результате которых происходит глоссолалия. Как психологический феномен, глоссолалия легко производима и это явление нетрудно исследовать. Я могу включить также свои личные наблюдения из клинических опытов над пациентами с неврологическими и психиатрическими заболеваниями. В результате известных видов мозговых нарушений, наступающих вследствие инсультов, мозговых опухолей и т п. пациент остается с нарушениями в автоматических связях эталонов речи. При исследовании состояния подобных пациентов с 'афазией' (утратой навыков речи), мы наблюдали то же явление разлада речи, которое происходит при глоссолалии.

Подобный разлад речи наблюдается в образе мышления и речи шизофреников, по своей структуре напоминающем глоссолалию. Эти данные демонстрируют то, что одни и те же стереотипы речи следуют всякий раз, когда сознательное, волевое управление речью нарушается в результате травмы мозга или психоза, а также в результате пассивного, самовольного отказа от контроля." (E. Mansell Pattison, "Speaking in Tongues and About Tongues," Christian Standard [February 15, 1964], p. 2.)

Всякому, кого хотят научить говорить на иных языках, дается совет "пассивно отказаться от волевого управления собой". Человек должен как бы освободиться от себя, отказаться от управления своим голосом. Он должен сказать всего несколько слов, а потом предоставить им возможность литься, и ему не нужно думать о том, что он говорит.

Интересно, что Джозеф Смит, основатель лжерелигии мормонов, так учил своих последователей говорить на иных языках: "Встань на ноги и говори или производи какие-либо звуки, и так продолжай производить эти звуки, пока Господь не превратит их в язык или речь". (Samarin, Tongues, p. 53.)

Подобные указания Дж. Смита звучат, как цитаты из многих харизматических книг, в которых даются указания, как начать говорить на иных языках. Тому, кто желает говорить на иных языках, советуется вначале "производить какие-либо звуки". И ему не следует беспокоиться о том, что он говорит, "потому что Господь сделает из этого язык". То есть, он должен отказаться от всякого контроля над тем, что говорит. Поэтому не удивительно, что изучавшие глоссолалию пришли к выводу, что это стереотипный образец поведения - которое наступает при специфических эмоциональных условиях в результате отсутствия сознательного управления голосовым аппаратом.

Вся суть заключается в том, что само по себе возникновение иных языков может иметь много объяснений, и это явление может проявляться сегодня в таком же поддельном виде, не зависящем от работы Святого Духа, как в свое время в коринфской церкви.

Почему же иные языки так распространены?

Несмотря на все объяснения о сущности и о происхождении иных языков, во всех деноминациях есть те, кто продолжает говорить на них, а также каждый день новые люди получают "дар иных языков". Проповедники и писатели из среды харизматиков утверждают, что это работа Святого Духа и излияние Его могучей силы на церковь в последние дни.

Однако, как мы уже рассмотрели, иные языки, на которых говорят сегодня, не являются библейскими языками, так как говорящие в настоящее время на иных языках не имеют проявления того дара, который описывается в Священном Писании. Но чем же тогда объясняются их действия? Зачем же они с таким рвением добиваются этой способности? А также почему они так искусно (а иногда и более напрямую) пытаются убедить других, подчас даже запугивая, чтобы те также начали делать подобное? Главная причина - это духовный голод. Слыша о том, что иные языки - это путь к чудному духовному опыту, многие боятся, что если они не будут говорить на иных языках, то что-то упустят. Они стремятся к "чему-то большему".

Наряду с этим, многим хотелось бы как-то выразить себя духовно. Посещая церковь годами, но никогда по-настоящему не принимая участия ни в каком служении, они приобрели репутацию не особо духовных. А поэтому услышав, что говорящие на иных языках считаются святыми и духовными, они также решили попробовать.

Другим объяснением служит то, что харизматическое движение - это ответная реакция на светское, слишком холодное и равнодушное общество, в котором мы живем. Говорящему на иных языках кажется, что он непосредственно соприкасается со сверхъестественным. У него есть теперь нечто реальное, к чему можно почти прикоснуться. И это не что-то сухое и академическое - это реальность!

Еще одна причина роста популярности иных языков кроется в острой нужде некоторых людей испытывать чувство защищенности и признания, которое им дает принадлежность к "основной группе". Им хочется быть в числе "имеющих", их пугает мысль, что они могут оказаться в числе "неимеющих", которые находятся вне и только заглядывают внутрь. Принадлежность же к харизматическому движению дает огромное удовлетворение, когда человек, самоутверждаясь, может сказать: "Я - харизматик". Многие в результате этого чувствуют, что и они являются кем-то, что и они принадлежат к чему-то, что и они имеют что-то такое, чего другие не имеют.

Основная же причина, почему иные языки так популярны всюду именно сегодня, заключается в том, что это - реакция против холодного, безжизненного христианства, преобладающего во многих наших церквах. К харизматическому движению присоединяются люди, которые ищут деятельности, удовлетворения, тепла и любви. Им хочется верить, что Бог действительно работает в их жизни - вот здесь и прямо сейчас. Мертвая приверженность доктринам никогда не сможет удовлетворить, и потому многие люди ищут удовлетворения в харизматическом движении.

Кое-кто может возразить: "Но зачем же тогда их критиковать?" Мы делаем это только потому, что Священное Писание учит нас заботиться о наши братьях и сестрах - ходят ли они в истине. Хотя некоторым это и может показаться проявлением нелюбви, однако Библия ясно говорит: "...отвергнувши ложь, говорите (с любовью, ст. 15) истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг друга" (Еф. 4:15 и 25). А истинная любовь всегда действует на основании истины.