Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Хронические болевые синдромы.pdf
Скачиваний:
97
Добавлен:
16.09.2017
Размер:
3.27 Mб
Скачать

зывается эффективной, так как учитывая этиологию заболевания, требуется комплексный подход к лечению дисфункций ВНЧС у больных с ДСТ, включая витаминотерапию, применение препаратов магния и др.

ФАКТОРЫ РИСКА И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ВЕРОЯТНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ХРОНИЧЕСКОЙ ГОЛОВНОЙ БОЛИ НАПРЯЖЕНИЯ У ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА

Яковлев Н. А., Слюсарь Т. А., Рубина С. С., Восколович И. А.

ГОУ ВПО «Тверская ГМА Росздрава», Тверь, Россия

Головная боль напряжения (ГБН) может возникать в любом возрасте, в том числе пожилом. Хотя пик заболеваемости чаще всего отмечается между 20 и 40 годами, возможен дебют и позже 50 лет. С возрастом заболеваемость ГБН как у женщин, так и у мужчин уменьшается, однако в популяции пожилых лиц представленность этого типа головной боли остается высокой — 27 %, тогда как во всех возрастных группах — 20 % (Solomon S. et al., 1992). Клинически ГБН проявляется болевыми эпизодами раличной частоты, интенсивности и длительности (от нескольких минут до 7 дней). Обычно боль двусторонняя, сжимающего или давящего характера, умеренной интенсивности, ухудшает, но не нарушает дееспособность пациента. ГБН может сопровождаться анорексией без тошноты и рвоты, фотофобией или фонофобией, напряжением мышцы головы и шеи. Пациенты с редкой ГБН, как правило, не обращаются к врачу, так как головная боль проходит самостоятельно и не требует приема медикаментов. Частая эпизодическая ГБН является прогностически неблагоприятным вариантом, так как велика вероятность ее трансформации в хроническую форму. Хроническая ГБН (ХГБН), как и другие хронические болевые сндромы, в наибольшей степени снижает качество жизни пациентов, их дееспособность (Вейн А. М., Табеева Г. Р., 1999, 2001; Вознесенская Т. Г., 2002; Павленко С. С., 2002; Воробьева О. В., 2006). Патогенез и факторы риска развития ГБН изучены недостаточно (Яхно Н. Н. и соавт., 2000; Филатова Е. Г., 2006).

Цель настоящей работы: анализ факторов риска (ФР) развития головной боли напряжения у пожилых лиц и определение подходов к прогнозированию ее хронизации в пожилом возрасте.

77

Методы. Проведен скрининг основных ФР у 59 пожилых пациентов с хронической ГБН (средний возраст 67,2 ± 3,4 г., 45 женщин и 14 мужчин) и у 53 условно здоровых пожилых лиц контрольной группы, не страдающих головными болями и болевыми синдромами иной локализации (средний возраст 69,3 ± 4,6 г., 32 женщины и 21 мужчина). Диагноз ГБН устанавливали по МКГБ — 2 после после тщательного соматического, неврологического и лабораторно-инструментального обследования пациентов. Возможные факторы, влияющие на развитие и формирование ХГБН изучали по данным клинико-инструментально- го обследования пожилых лиц обеих групп, их анкетирования, бесед с членами семей и изучения медицинской документации. С учетом представлений о важной роли психологических факторов в патогенезе ГБН, особое внимание уделяли ФР, предъявляющим повышенные требования к адаптивным возможностям личности (Lazarus R., 1984; Гафаров В. В. и соавт., 2000). Уровень психосоциального стресса определяли по тесту Холмса-Рея (Holmes,T. H., R. H. Rahe, 1967), уровень тревожности — по вопроснику Ч. Д. Спилберга (Белова А. Н., Шепетова О. И., 2001), депрессии — по шкале Бэка (Beck A. T. et. al. 1961), степень социальной поддержки — при помощи теста Брекмана-Сим (WHO, Geneva, 1985). Наличие семейно-наследственной отягощенности по головным болям и тревожно-депрессивнымрасстройствамустанавливалиподанныманам- неза, клинической беседы и тестирования родственников испытуемых. Социально-экономический статус определяли по данным самооценки обследуемых,характериколичествосоматическихзаболеванийуодного пожилого человека — по результатам анализа медицинской документации. Учитывали также традиционные ФР — гиподинамию, избыточную массу тела (ИМТ Кетле ≥ 29), текущее курение (независимо от числа сигарет), злоупотребление алкоголем (систематический прием алкогольныхнапитковнезависимоотихвидавдозе,превышающей90гэтилового спирта в неделю). Для ранжирования выделенных ФР и определения их прогностической значимости использовали математический метод наибольшего правдоподобия (Е. Н. Шиган, 1973). Количественные показатели обрабатывали с использованием пакета прикладных программ

Statistica, версия 6,0 (StatSoft, 2003).

Результаты. Установлено, что хронизация ГБН у пожилых пациентов в большей степени ассоциируется с семейно-наследственной отягощенностью по головным болям и аффективным нарушениям тревож- но-депрессивногоряда,высокимуровнемпереживаемогопсихосоциаль- ного стресса в сочетании с низким уровнем социальной поддержки

78

(недостаточность близких контактов и социальных связей, в том числе в рамках общественных объединений и групп), низким социаль- но-экономическим статусом, наличием соматической патологии (артериальная гипертензия, и гипотензия) и особенно полиморбидности пожилых лиц (при сочетании 3 и более хронических соматических заболеваний у одного и того же человека), в меньшей степени — с гиподинамией. Меньшее значение в развитии ХГБН имеют традиционные факторы риска (курение, избыточная масса тела, алкогольные эксцессы). Выявлены определенные половые различия в представленности некоторых ФР. Для определения степени вероятности формирования ХГБН у пожилых лиц по методике Е. Н. Шигана рассчитаны коэффициенты правдоподобия по каждому значимому фактору риска и индивидуальный показатель риска заболеть (ИПРЗ). В зависимости от значения последнего выделены группа неблагоприятного прогноза (ИПРЗ > >М±2σ)игруппавнимания(ИПРЗ=М±2σ),требующиепервоочередного воздействия на корригируемые ФР, такие как высокий уровень тре- вожности(ИПРЗ—22,7),депрессии(ИПРЗ—4,5),склонностькартери- альной гипертензии (ИПРЗ — 23,8 и др. К сожалению, в настоящее время потенциально трудно корригируемыми у пожилых людей остаются такие значимые ФР ХГБН, как психосоциальный стресс (ИПРЗ — 27,1) или низкий уровень социальной поддержки (ИПРЗ — 29,1). С учетом данных литературы, касающихся структурно-функцональных изменений головного мозга у пожилых людей с дисбалансом нейротрансмиттерных систем, нейротрофической дисфункцмей, снижением нейропластичности и функциональных возможностей церебральных адаптационно-ком-

пенсаторных механизмов (Brown R. M., 1993; Koppleman MD., 1994;

Яхно Н. Н, 1995; Яхно Н. Н., Дамулин И. В., 2001, 2004; Скоромец А. А., 2005 и др.) разработана схема, иллюстрирующая роль и место наиболее значимых биологических и психологических ФР в формировании ХГБН.

Заключение. При с равнительном исследовании пожилых пациентов с хронической ГБН и сопоставимых по возрасту и полу, но не страдающих головными болями лиц контрольной группы выявлены значимые биологические и психологические ФР, принимающие участие в развитии хронической формы ГБН. Проведено ранжирование выделенных ФР, определена прогностическая ценность наиболее значимых из них, рассчитаны индивидуальные показатели риска заболеть, позволяющие прогнозировать степень вероятности хронизации ГБН у лиц пожилого возраста и целенаправленно воздействовать на значимые и потенциально корригируемые факторы риска.

79

ГОЛОВНАЯ БОЛЬ У УЧАСТНИКОВ ЛОКАЛЬНЫХ ВОЕННЫХ КОНФЛИКТОВ, КЛИНИКО-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Якунин К. А., Михайлова Е. В., Рачин А. П.

Кафедра неврологии и психиатрии ФПК и ППС, Медицинская академия, г. Смоленск, Россия

Актуальность проблемы. В последние годы в отечественной и англоязычной литературе все чаще обсуждается проблема социальной дезадаптации, болевых феноменов и коморбидных депрессивнотревожныхрасстройств у участников локальных военныхконфликтов (ЛВК). Особая роль у этой категории пациентов принадлежит головной боли (ГБ), частота встречаемости которой по некоторым данным составляет до 70 %. В то же время, несмотря на широкое применение различных методов терапии, у этих больных не до конца раскрыты особенности психотерапевтического воздействия.

Основной целью настоящего исследования явилось изучение структуры и клинико-психологических особенностей ГБ у участников локальных военных конфликтов, а также изучение их реакции на различные виды психотерапевтического лечения.

Материалыиметоды.Намибылообследовано100пациентовмужского пола (ср. возраст 39,7 лет) — в прошлом, участников ЛВК, находившихся на стационарном лечении в ОГУЗ «Областной госпиталь ветеранов войн». Диагноз ГБ выставлялся в соответствии с рекомендациями международного общества по ГБ второго пересмотра (2003). Для оценки параметров реактивной (РТ) и личностной (ЛТ) тревожности применялся опросник Ч. Спилбергера, для оценки депрессии — опросник А. Бека, акцентуации личности пациентов исследовались по тесту К. Леонгарда, а для оценки жизненной позиции важнейших факторов мы использовали метапрограмный опросник и шкалу Холмса-Рея.

Все пациенты случайным образом были распределены на 3 группы (1-ая стандартная медикаментозная терапия, 2-ая — сочетание стандартной медикаментозной терапии и НЛП; 3-я — сочетание стандартной медикаментозной терапии и эриксонианского гипноза).

Результаты и обсуждение. Как показали результаты исследования среди обследованных нами пациентов жалобы на ГБ предъявляли 69,0 %. Наиболее часто диагностировалась посттравматическая ГБ (53,6 %) и головная боль напряжения (ГБН) (27,5 %). Сравнительный анализ цефалгии показал, что ГБН у участников ЛВК реже носит односторонний характер (5,3 % против 21,6 %), чаще возникает в вечерние

80

часы (42,1 % против 8,1 %) и провоцируется переменой погоды (52,7 % против 32,4 % соответственно), а для посттравматических ГБ наиболее характерны возникновение в любое время суток (67,6 % против 21,3 % в группе ГБН) и нестерпимый характер (24,3 % против 10,5 % соответственно). Кроме того, ГБН характеризовалась значительно меньшейпродолжительностьюзаболевания.Сравнениерезультатовпометапрограммному опроснику выявило, что у участников ЛВК, страдающих посттравматическими ГБ, достоверно чаще отмечалась активная жизненная позиция (стремление над избеганием), чем у пациентов с ГБН. По шкале стрессовой нагрузки (Холмса-Рея), выявлен высокий уровень стресса во всех группах. Сравнительная характеристика психологических особенностей у участников ЛВК с ГБН и при посттравматических болях не выявила достоверных различий между группами.

Результаты проведенной терапии показали, что при отсутствие достоверных различий между контрольной и экспериментальными группами пациентов по уровням тревожности (реактивная — низкая, личностная — умеренная), в группах психотерапии существенно снижается уровень депрессии (контроль 16,9 ± 5,14; группа эриксонианского гипноза 12,5 ± 3,3, группа НЛП 12,04 ± 3,3). Уровень субъективного ощущения боли (1-й вопрос КБО) оказался примерно одинаковым во всех трех группах (контроль 3,7 ± 1,4; группа эриксонианского гипноза 3,7 ± 1,2, группа НЛП 3,6 ± 0,9).

При просторном обследовании пациентов спустя 10–12 месяцев (повторная госпитализация) значимых различий при сравнении психотерапевтических групп между собой снова не было выявлено. Исходя из этого, две экспериментальные группы были объединены и сравнены с контролем. И в контрольной, и в экспериментальной группах за период без лечения выросли показатели личностной тревожности и число баллов по шкале Бека. Значимых различий по первому пункту КБО «Оцените уровень своей боли в настоящий момент» выявлено не было (контроль 5,4 ± 3,6, группа психотерапии 5,2 ± 1,5). Однако, в эксперементальной группе показатели депрессии (13,9 ± 5,5) и личностной тревожности (45,0 + 4,4) были ниже, чем в группе сравнения

(17,7 ± 10,5 и 50,5 ± 7,1 соответственно).

Заключение. Результаты проведенной работы катамнестически подтверждают эффективность применения психотерапии при головных болях у участников ЛВК а также целесообразность использования психотерапевтических техник и методик из различных методов и направлений для лечения данной патологии (учитывая коморбидную отягощенность).

81