Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекция 3.docx
Скачиваний:
25
Добавлен:
25.03.2016
Размер:
13.43 Mб
Скачать

Лекция 3. Способы представления проектного замысла

3.1. Перспектива

Трехмерное восприятие проектируемого объекта по его плоским проекциям – дело очень сложное (рис. 50).

Рис. 50. Изображение города Витебск, датированное 1664 годом

В качестве примера работы с перспективными изображениями можно рассмотреть работы Альбрехта Дюрера (Германия) (рис. 51, 52) и Джакопо де Барбари (Италия) (рис. 53, 54) над панорамой Венеции с высоты птичьего полета.

Рис. 51. Альбрехт Дюрер. Автопортрет (1498)

и пейзаж с перспективой (1489)

Панорама Венеции произвела огромное впечатление на современников и имела громаднейший успех. Она позволяла общим взглядом охватить весь город и воспринимать его как единое целое. Возможно, впервые появилось и единое изображение целых архитектурных ансамблей в их реалистичном окружении, что существенно расширяло и понимание архитекторами их профессионального фронта работ.

Рис. 52. Альбрехт Дюрер. Рисунок уже зрелого мастера,

поясняющий, как художник создает перспективное изображение модели

с помощью рамки с сеткой. 1525

Рис. 53. Джакопо де Барбари. Карта Венеции с птичьего полета. Работа размером 134х282 см выполнена на шести деревянных досках, сейчас хранится в музее Коррер в Венеции. Завершена в 1500 году

Рис. 54. Джакопо де Барбари. Карта Венеции с птичьего полета.

Фрагмент (площадь Сан-Марко), 1500

Леонардо да Винчи (современник и единомышленник Джакопо де Барбари) (рис. 55), вдохновленный панорамой Венеции в 1503 году занялся созданием изображений с высоты птичьего полета своих родных мест – региона Тоскана. Работы да Винчи имели серьезный успех, но до наших времен почти не дошли.

Рис. 55. Леонардо да Винчи. Долина реки Арно, 1473

После панорамы Венеции в Европе стало даже модно и престижно иметь аналогичные карты-панорамы городов (рис. 56, 57), а полученные и систематизированные в конце XV века знания о построении перспективы получили самое широкое распространение (рис. 58).

Рис. 56. План средневекового Новгорода

Рис. 57. План Кремля

Рис. 58. Перспективное изображение средневекового русского двора

Таким образом, в эпоху Возрождения традиционными средствами изображений были осуществлены первые попытки выхода из плоскости в трехмерное пространство.

Уже в наше время, спустя почти 500 лет после создания объемной карты Венеции, в Томске профессором кафедры «Инженерная графика» Томского государственного архитектурно-строительного университета Юрием Нагорновым была построена «Панорама Томска первой четверти ХХ века», ставшая своеобразной реализацией идей эпохи возрождения на современном уже для нас уровне знания о законах перспективы (вся работа выполнялась автором вручную) (рис. 59).

Главная особенность этой работы в том, что это историческая панорама, воссоздавшая вид города, которого на момент построения изображения уже не было. Поэтому автору пришлось провести серьезные исторические исследования и немало времени провести в музеях и архивах. Техническая сложность и большой объем исследуемого и используемого материала (плоскость размером 2×4 метра, изображено более 7000 домов и примерно 300 кварталов, широкий угол зрения – более 80 градусов по горизонтали), а также то, что автор работал один, привели к тому, что работа выполнялась в течение восьми лет (с 1990 по 1998 год).

Рис. 59. Настольная фотография Юрия Нагорнова

с изображением панорамы Томска

План-панорама старого Томска (рис. 60) – это уникальное произведение изобразительного искусства, построенное по законам начертательной геометрии и не имеющее аналогов в отечественной и мировой практике.

Панорама, относящаяся к жанру монументальной миниатюры, выполнена в технике перьевой графики черной тушью.

Рис. 60. План-панорама старого Томска (оригинал)

Отдельные фрагменты панорамы представлены на рис. 61, 62, 63.

Рис. 61. Троицкий кафедральный собор

Рис. 62. Район Белого озера

На рис. 64 представлены инструменты, при помощи которых был создан план-панорама старого Томска.

Рис. 63. Фрагмент Воскресенской горы, на котором самыми заметными зданиями являются Воскресенская церковь (нижняя часть фотографии) и Свято-Троицкая церковь (верхняя часть фотографии)

Рис. 64. Чертежные инструменты Ю. Нагорнова

К началу ХХ века значительно возросшие технологические потребности проектирования привели к разделению перспективных изображений на архитектурную графику, рассматриваемую как способ подачи идеи и самовыражения автора, и рабочую перспективу, предназначенную для самопроверки в процессе проектирования возникающих архитектурных решений.

С этого времени рабочие перспективы уже выполнялись не для демонстрации их заказчикам или коллегам, а имели чисто техническое предназначение. Документы и архивы позволяют утверждать, что такого рода деятельность была обязательной в проектной практике при работе с особо важными или просто важными объектами. И если презентационные изображения почти всегда выполнялись по готовому или почти готовому проекту, то технические перспективы – в процессе работы.

Наиболее важные технические перспективные изображения, выполненные строго по законам классической перспективы и использовавшиеся для обоснования принятых решений и уточнения чертежей проекта, фактически становились неотъемлемой частью проектной документации и почти для всех значимых зданий сохранились в архивах.

Эти изображения, служившие для уточнения пропорций проектируемого объекта всегда выполнялись с максимальной математической точностью (рис. 65).

Рис. 65. Юрий Нагорнов. Одно из технических построений при создании исторической панорамы Томска. ТГАСУ, 1990-98

Многие перспективные расчеты впоследствии выверялись на натурном объекте путем выполнения проблемного фрагмента в натуральную величину из более простого материала. Технические перспективы были частью технологии проектирования, причем достаточно сложной и трудоемкой, но необходимой.

Например, при разработке проекта знаменитого ныне здания Адмиралтейства в Санкт-Петербурге архитектором Андреяном Захаровым было только для портика выполнено более трехсот перспективных набросков, уточнявших пропорции деталей сооружения в соответствии с перспективными сокращениями (рис. 66).

Рис. 66. Андреян Захаров. Здание Адмиралтейства в Санкт-Петербурге.

Фрагменты работы. Начало XIX века

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]