Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Медицина катастроф.doc
Скачиваний:
200
Добавлен:
18.03.2016
Размер:
5.03 Mб
Скачать

3.3. Медико – психологическая защита населения и спасателей в чрезвычайных ситуациях.

По мнению экспертов ВОЗ, рост числа психических нарушений, в том числе возникших при ЧС, в последние годы достиг значительных масштабов. В России за последние десять лет также отмечается увеличение распростра­ненности пограничных расстройств — в 2,7 раза (с 87 до 237 на 1000 чел.), психозов — в 1,7 раза (с 16,5 до 28 на 1000 чел.).

В значительной мере группа населения с пограничными психичес­кими расстройствами увеличивается за счет лиц, пострадавших при локальных военных конфликтах, стихийных бедствиях и авариях, став­ших вынужденными переселенцами, впавших в нищету.

В настоящее время считается признанным, что психические нару­шения относятся к числу наиболее частых медицинских последствий различных ЧС. Только по косвенным данным в нашей стране число лиц, имеющих проблемы с психическим здоровьем в результате пере­житых ими стихийных бедствий, техногенных катастроф и вооружен­ных конфликтов, составляет не менее 10 млн человек. В происхожде­нии этих нарушений значимую роль играют стрессовые реакции, а также временное снижение психической устойчивости.

Главная опасность острых и особенно затяжных психотравмирующих ситуаций заключается в том, что обусловленные ими психические расстройства имеют часто хроническое или рецидивирующее развитие. Об этом свидетельствуют отдаленные последствия, наблюдаемые у лиц, переживших трагедию Чернобыля, Спитака, Буденновска. Такие факторы, как потеря социальной поддержки, изменение образа жиз­ни, утрата родных и близких в результате ЧС, не только способствуют переходу психических нарушений на более глубокий уровень, но и при­водят к тому, что медико-социальные последствия по своим масштабам значительно превосходят прямые эффекты катастрофы.

Именно поэтому своевременное оказание медицинской помощи пораженным с психоневрологическими расстройствами является чрез­вычайно актуальным.

По данным разных авторов, в очагах катастроф и стихийных бед­ствий психоневрологические расстройства развиваются в среднем у 80% пораженных. У 70-80% из них, т.е. у подавляющего большинства, не­посредственно после начала того или иного катастрофического воздей­ствия возникают непсихотические расстройства — острые психологи­чески понятные реакции.

Опыт оказания помощи пострадавшим при различных катастрофах показал целесообразность выделения доклинического (психологичес­кого) уровня, включающего психологические стрессовые реакции (ПСР) как проявление острого периода.

При этом если психотический уровень расстройств (аффективно-шоковые и реактивные психозы), поданным разных авторов, составлял 1-5%, пограничный (невротические реакции и состояния) — 15-25%, а психологический 75-85%.

Клиника и диагностика посттравматических стрессовых расстройств

Стрессовое расстройство может возникнуть независимо от преморбидных личностных качеств. Отсутствует иммунитет против стресса. У каждого существует строго индивидуальная «точка перегруз­ки», по достижении которой компенсаторные системы не выдержива­ют и психоэмоциональное напряжение сопровождается срывом психи­ческой адаптации.

Воздействие на организм и личность человека целого комплекса неблагоприятных факторов ЧС приводит в большинстве случаев к пси­хической травме. Воздействие стрессоров способствует заострению черт характера и деформации стиля поведения.

Длительное пребывание в неблагоприятных природно-климатичес­ких условиях, астенизация вследствие перенесенных инфекций, травм и ранений осложняют течение психогений.

Их своеобразие заключается также в легкости взаимоперехода сим­птомов и синдромов, их нередкой скоротечности и некоторой «размы­тости» границ. Все это обусловливает определенные отличия психоге­ний катастроф от клиники аналогичных расстройств, наблюдающихся в обычных условиях.

Посттравматические стрессовые расстройства (ПТСР) отличаются не только боль­шой частотой, но и значительным полиморфизмом. Чем острее был характер их развития, тем менее специфичными были их клинические проявления.

Нередко при ПТСР регистрируют вегетативные и психотические нарушения: учащен­ное сердцебиение, повышение артериального давления, головокруже­ние, тошноту, озноб, высокий уровень тревожности.

Отставленные: психологические реакции возникают через некото­рое время после психотравмирующих переживаний (после периода «мнимого благополучия»), имеют большее клиническое своеобразие, как правило личностно обусловленное, меньшую остроту развития и более пролонгированное течение. Отставленные психологические стрессовые реакции возникают преимущественно в отдаленном перио­де после катастрофы (до 6 мес).

В целом ПСР характеризуются психологической понятностью пси­хического реагирования, зависимостью от конкретной ситуации и, как правило, транзиторностью течения. Вместе с тем чрезмерное «застревание» на психотравмирующих пе­реживаниях, снижение работоспособности, зачастую невозможность труда (отказ от деятельности), высокий риск соматизации (до 56%) и хронизации (до 23%) отличают их от естественных для любого челове­ка эмоциональных переживаний при разного рода катастрофах.

Психологические стрессовые реакции имеют место не только у пострадавших, но и у спасателей, в том числе у медицинских работников, в особенности впервые участвующих в ликвидации последствий катаст­роф.

Работа спасателей характеризуется воздействием неблагоприятных факторов среды, интенсивными профессиональными нагрузками при отсутствии условий для упорядоченного режима труда и отдыха. Все это сказывается на их здоровье.

Так, анализ состояния здоровья медицинских работников, участво­вавших в ликвидации медицинских последствий железнодорожной ка­тастрофы под Уфой в 1989 г., показал, что уже на ранних этапах они нуждались в проведении психопрофилактических мероприятий.

Стрессовым фактором оказался не только трагизм катастрофы, но и изменения условий профессиональной деятельности: увеличение про­должительности рабочего дня до 12—18 ч в сутки, изменения режима сна, приема пищи, отсутствие полноценного отдыха.

Работоспособность и реагирование практически здоровых в психи­ческом отношении медицинских работников не были однозначными в одинаково экстремальных условиях. Установлено, что все они перенес­ли первую фазу синдрома адаптации — реакцию тревоги. У части меди­ков тревога исчезла сразу, как только они приступили к выполнению своих профессиональных обязанностей. Другие, правильно оценив свои резервные возможности, профилактически принимали либо неболь­шие дозы снотворных средств, либо «дневные» транквилизаторы в ут­ренние часы, что удерживало стресс на оптимальном для них уровне и позволяло работать наиболее успешно.

Далее фаза тревоги переходила в фазу резистентности, в течение которой, несмотря на вынужденную бессонницу и недосыпание, отме­чалось хорошее самочувствие, работоспособность сохранялась в те­чение 4—10 дней, после чего появлялись признаки истощения. На­рушался сон — он становился поверхностным, отмечалось раннее пробуждение, чувство разбитости, ощущение тяжести в голове. Через 2—3 нед напряженного труда выявлялись вспыльчивость, раздра­жительность, несдержанность.

У 75% медиков, обследованных через месяц после катастрофы, со­хранялись нарушения сна, раздражительность, вспыльчивость, обид­чивость и легкая подавленность настроения, тревожность, головокру­жение, особенно при резкой перемене положения тела, головные боли, утомляемость, чувство онемения в руках и ногах перед засыпанием, тикоподобное подергивание мышц лица.

Наблюдения показывают, что сохранение экстремальных условий существования в течение длительного времени может приводить к соматическим по­ражениям, из которых наиболее уязвимыми явля­ются желудочно-кишечная и сердечно-сосудистая система. Частота встречае­мости соматических расстройств соответствует глубине и выраженности невротической симптоматики.

Неврозы (невротические состояния) это клинически оформившиеся невротические состояния.

Неврастения (астенический невроз, невроз истощения) проявляет­ся в первую очередь астеническим синдромом. Важнейшими проявле­ниями этого синдрома является сочетание раздражительности с повы­шенной утомляемостью и истощаемостью. Больные чрезвычайно чувствительны к внешним воздействиям: плохо переносят громкие зву­ки и яркий свет, перепады температуры. Их часто беспокоят головные боли. Резко снижается работоспособность, отмечаются снижение па­мяти, интеллектуальная несостоятельность. Важным симптомом явля­ется расстройство сна: наблюдаются трудности при засыпании, повер­хностный сон, не приносящий ощущения отдыха. Ипохондрические проявления характеризуются повышенной оза­боченностью состоянием своего здоровья, часто выявляется сомати­ческое заболевание, подтвержденное объективными данными.

При невротических состояниях чаще встречаются гастриты, язвенная бо­лезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, дискинезии ЖКТ.

Реактивные психозы: чувство страха, дезорганизация поведения (бес­порядочное метание, паническое бегство или оцепенение, ступор, нарушение осознания окружающего, некритичность к своему состоянию).

Аффективно-шоковые реакции развиваются при внезапно возникшем потрясении в опасной для жизни ситуации продолжительностью от 15—20 мин до нескольких часов или суток.