Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
1. Онтология.DOC
Скачиваний:
101
Добавлен:
02.03.2016
Размер:
160.26 Кб
Скачать

2). Категория бытия в истории философии

Категория бытия была сформулирована в античной философии. Первые греческие натурфилософы стремились выявить первоначала мира, гарантирующие его стабильность. Первоначала представлялись в качестве стихий: огонь, вода, воздух, земля. Размышляя о первоначалах, греческие философы вряд ли имели в виду конкретные огонь или воду. Поскольку философский язык еще только формировался, то, указывая на природность, естественность основы бытия, первые философы использовали привычные стихии.

В мифологии за этими стихиями стояли антропоморфные (очеловеченные) боги (как Посейдон бог морской стихии). У натурфилософов эти стихии, как первоначала, были безличны. Ранние античные философы стремились понять и объяснить мир как он есть сам по себе, не привнося в него ничего человеческого.

В теоретической форме понятие бытие представлено в философии Парменида: бытие есть, а небытия нет. Парменид отождествляет бытие и мышление: «одно и то же мысль и то, на что мысль направлена».

В средневековой философии истинным бытием является Бог, сообщающий всему существование и единство. Мир и человек вторичны по отношению к Богу, являясь его творением. Человек – образ и подобие Бога, поэтому несет в себе частичку истинного бытия.

В философии эпохи Возрождения возникает новая трактовка бытия. Бог и Вселенная – одно и то же, Бог и его творение совпадают. Появляются первые пантеистические интерпретации бытия.

В философии Нового времени появляется категория «субстанция», понимаемая как предельное основание бытия. Б. Спиноза говорит о единой субстанции, обладающей атрибутивными (неотъемлемыми) свойствами мышления и протяженности. Эта субстанция – Бог, отождествляемый с природой. Р. Декарт утверждает существование двух субстанций: материальной и духовной. Обе субстанции равноправны и независимы друг от друга. Г. Лейбниц полагает, что мир состоит из огромного количества субстанций, которые он называет монадами (в переводе с греч. – «единое», «единица»).

В философии Просвещения (XVIII в.) бытие рассматривается как субстанция – вещественная, объективная, неуничтожимая основа всего существующего. Вещество существует в трёхмерном пространстве и линейном, однородном текущем времени, все происходящие изменения подчиняются законам механики.

Немецкая классическая философия. Для И. Канта бытие не является свойством вещей. Кант ставит бытие в зависимость от познавательных способностей субъекта. Бытие есть результат оформления чувственного материала, предоставляемого опытом, посредством априорных форм чувственности, рассудка и разума. В системе Г. Гегеля бытие совпадает с абсолютной идеей, которая активна и деятельна. Бытие есть необходимый этап развития чистого мышления. Следующим этапом является небытие (ничто). Наличное бытие понимается как простое единство бытия и ничто.

Марксистская философия отождествляет бытие с материей, понимаемой как объективная реальность, существующая вне и независимо от сознания. Сознание, с одной стороны, является атрибутом материи, с другой – противопоставляется ей как субъективная реальность. Бытие есть всё существующее, видимое и воспринимаемое, если не в данный момент, то в принципе.

С конца XIX в. и в течение всего XX философия представляет собой довольно пёструю картину с точки зрения отношения к онтологической проблематике. Логический позитивизм категорически не признаёт классических онтологических концепций. Здесь бытие, субстанция – псевдопонятия. Предмет философии – анализ естественнонаучного знания с целью уточнения основных понятий с помощью аппарата логики. К отрицательной оценке классического онтологизма примыкает и аналитическая философия. Её предметом является не язык науки, а естественный язык. В экзистенциализме бытие трактуется как бытие человека. Бытие, по М. Хайдеггеру, не является теоретическим событием. Это условия, позволяющие человеку в созерцании или действии пробиться к бытию, установить свою укоренённость в нём. В философской герменевтике, согласно Г. Гадамеру, истина есть не форма знания, а форма бытия человека в мире. Главной онтологической характеристикой человеческого бытия и мышления выступает историчность. Человек определён местом и временем, а следовательно, исторической ситуацией. Преодоление этой ограниченности осуществляется через текст, понимаемый как событие внутренней жизни.