Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ответы к экзамену по логике.doc
Скачиваний:
505
Добавлен:
16.12.2013
Размер:
1.77 Mб
Скачать

39. Познавательные способности аналогии.

Аналогию с полным правом можно назвать формой вы­вода, широко применявшейся на ранних стадиях развития мыш­ления. Аналогия — частая форма вывода в рассуждениях ребен­ка, мышление которого в своем развитии повторяет в сжатой фор­ме историю развития человеческого мышления в целом.

История развития науки и техники показывает, что аналогия послужила основой для многих научных и технических открытий. Блестящая догадка Фарадея о физическом существовании маг­нитных линий, подобных линиям электрическим, а также прове­денная им аналогия между магнитом и Солнцем, с одной сторо­ны, и световыми лучами и магнитными линиями — с другой, по­служили программой для дальнейших исследований и открытий Максвелла, Гершеля, Лебедева, Попова и других ученых.

Большую роль в современной науке играет метод моделиро­вания, в основе которого лежит умозаключение по аналогии. Он применяется в кораблестроении, аэродинамике, гидростроитель­стве, кибернетике и др.

Умозаключение по аналогии выполняет особую роль в науках общественно-исторических, приобретая нередко значение единст­венно возможного метода исследования. Не располагая достаточ­ным фактическим материалом, историк нередко объясняет малоиз­вестные факты, события и обстановку путем их уподобления ранее исследованным событиям и фактам из жизни других народов при наличии сходства в уровне развития экономики, культуры, полити­ческой организации общества.

Существенна роль умозаключения по аналогии в политологии и политике при разработке стратегических задач и определении тактической линии в конкретных условиях общественно-полити­ческого развития.

К аналогии обращаются в особых случаях правовой оценки, а также в процессе расследования преступлений и проведении кри­миналистических экспертиз.

Аналогия в правовой оценке. В отдельных правовых систе­мах допускается правовая оценка по аналогии закона или по пре­цеденту.

Исходя из практической трудности предвидеть и перечислить в законе все могущие возникнуть в будущем конкретные виды правоотношений, законодатель предоставляет суду право оцени­вать непредусмотренные законом случаи по нормам, которые ре­гулируют сходные правоотношения. В этом и состоит суть право­вого института аналогии закона.

В российской правовой системе аналогия уголовного закона не предусмотрена. Она действует лишь в гражданском праве, что объясняется сложностью хозяйственного оборота и практической трудностью предусмотреть в системе права все могущие возник­нуть в будущем новые виды гражданско-правовых отношений.

Согласно теории и правовой практике оценка гражданско-правовых отношений по аналогии закона допускается лишь при соблюдении определенных условий. Во-первых, требуется отсут­ствие в системе права нормы, которая бы прямо предусматрива­ла данный вид отношений. Во-вторых, применяемая по аналогии норма права должна предусматривать сходные по своим суще­ственным признакам отношения при несущественности различий.

Правовая оценка протекает в форме умозаключения по анало­гии и в случае допущения в судопроизводстве прецедента, когда суд в своих выводах об основаниях и пределах правовой ответ­ственности по конкретному делу опирается на ранее вынесенное судом решение по сходному делу.

Такое уподобление не может претендовать на демонстративность. Каждое правонарушение, особенно в области уголовного права, — это строго определенная совокупность объективных и субъективных обстоятельств, требующая конкретной оценки и строго индивидуального подхода к избранию меры наказания. Ссылка же на судебный прецедент часто нивелирует различия и тем самым не обеспечивает правовой справедливости. Именно поэтому обращение к судебному прецеденту, которое практикует­ся, к примеру, в англо-американской правовой системе, никогда не признавалось в теории и практике достаточно надежным источ­ником права. В российской истории судебное право никогда не придавало прецеденту значения источника права.

Аналогия в процессе расследования. Анализируя фактиче­ский материал, судья и следователь используют не только общие знания, полученные наукой и практикой, не в меньшей мере они обращаются и к индивидуальному опыту — своему и чужому. Срав­нение конкретного дела с ранее исследованными единичными случаями помогает выяснить сходство между ними и на этой ос­нове, уподобив одно событие другому, обнаружить ранее неизве­стные признаки и обстоятельства преступления.

В наиболее отчетливой форме умозаключение по аналогии встречается при раскрытии преступлений по способу их соверше­ния.

Вероятный характер получаемого с помощью аналогии знания предопределяет неодинаковую роль этого умозаключения на раз­личных стадиях судебного исследования. Так, в процессе предвари­тельного расследования и судебного следствия обращение к анало­гии вполне правомерно, здесь она выполняет эвристическую функ­цию — служит стимулом к размышлениям, выступает логической основой построения версий.