Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Kniga_1_S_DREVNEJShIKh_VREMEN_Zhukova.docx
Скачиваний:
974
Добавлен:
04.06.2015
Размер:
1.39 Mб
Скачать

Русская культура в XIV-XVI вв.

Особенности развития культуры в XIV XVI вв.

Внутренним рубежом в развитии культуры этого периода явилась побе­да русских войск над монголо-татарами в Куликовской битве (1380 г.), по­сле которой начинается динамичный подъем, идет слияние местных худо­жественных школ в общемосковскую, общерусскую культуру. Следующим рубежом, во многом предопределившим развитие культуры второй полови­ны XVI в., стал Стоглавый собор (1551 г.), регламентировавший образцы, которым надлежало следовать.

В 'XVI в. завершается формирование великорусской народности; прояв­ляются светские элементы в культуре.

Восстановление каменного строительства. Шатровый стиль. Строительство Московского кремля.

В условиях монголо-татарского нашествия каменное строительство на большей части территории Руси прекратилось. Главное значение приобре­тает деревянное зодчество. В подавляющем большинстве городские за­стройки представляли собой небольшие однокамерные срубы. Дома знати образовывали сложный комплекс срубов с различными типами крыш. Строили из дерева и церкви, причем это были не только высокие, но и мно­гостенные сооружения со сложными системами пристроек. Некоторые ико­ны XIV-XV веков сохранили изображения подобных деревянных храмов, завершенных шатрами. Шатровые храмы не имеют внутри столбов, вся масса здания держится на фундаменте. В 1493 г. мастер Мишак Володин срубил на Вологодском посаде шатровый храм Вознесения. Хронологиче­ски первым памятником каменного шатрового зодчества считается церковь Вознесения в царском селе Коломенском (1532 г.). Одновременно с шатро­вым продолжает развиваться крестово-купольный храм.

Относительно благополучная обстановка сложилась в Новгороде, где традиции каменного строительства не прерываются, однако и здесь на ру­беже XIII-XIV вв. строятся небольшие по объему, одноглавые церкви (Спа­са на Ковалеве (1345), Успения на Волотовом поле (1352), Федора Страти-лата на Ручье (1361), Спаса Преображения на Ильине улице (1374) и др.) Развивается техника строительства — наряду с традиционными известняко­выми плитами применяется кирпич квадратной или брусковой формы. При-, глашаются иностранные мастера (в частности, новгородский архиепископ Ефимий пригласил в 30-40-е гг. XV в. немецких мастеров).

После присоединения Новгорода к Москве новгородская архитектура быстро идет на сближение с общерусскими формами.

Первые монументальные здания в Москве относятся ко времени ее усиле­ния при Иване Калите во второй четверти XIV в. Монументальное зодчество здесь с самого начала приобрело целеустремленный государственный характер.

Каменные постройки этого времени (Успенский собор (1326-1327), цер­ковь Спаса на Бору (1330), Архангельский собор (1333), церковь-колокольня Иоанна Лествичника (1329)) были возведены в Московском Кремле и, судя по описаниям, продолжали традиции белокаменного влади-миро-суздальского зодчества.

Важнейшей постройкой второй половины XIV в. были каменные стены Московского Кремля (1367). В 1485-1495 г. они перестраиваются заново с участием итальянских мастеров, ведущую роль среди которых играл милан­ский инженер Пьетро Антонио Солари.

Перестраиваются и кремлевские соборы (Успенский (1475-1479, Ари­стотель Фиораванти), Архангельский (1505-1508, Алевиз Новый)). Итальян­ские мастера также сооружают корпус Грановитой палаты (1487-1491, Мар­ко Фрязин и Пьетро Антонио Солари), храм-колокольню Ивана Великого (1505-1508, Бон Фрязин).

Русские мастера возводят на территории Кремля Благовещенский собор (1484-1489) и церковь Ризположения (1484-1486). Эти храмы подняты на высокий цокольный этаж — подклет и окружены открытой галереей; по фа­саду и абсидам проходит аркатурно-колончатый пояс.

Не менее выдающимся памятником, в котором развиты достижения рус­ского зодчества, является собор Покрова на рву (храм Василия Блаженно­го), сооруженный в 1555-1560 гг. в память взятия Казани на Красной пло­щади русскими мастерами Бармой и Постником.

В 70-х гг. XVI в. в связи с тяжелым экономическим состоянием страны монументальное каменное строительство несколько ослабло, но в 80-90-х гг. вновь широко развернулось. Для руководства государственным строи­тельством в 1583 г. был создан Приказ каменных дел.

Живопись. Феофан Грек.

Андрей Рублев. Дионисий.

В живописи идет сложный процесс слияния местных школ в общерус­скую. Идет не только переосмысление местных особенностей, но и ориен­тация на современную византийскую живопись, не всегда совпадающую с каноническими образцами.

Главными жанрами живописи остаются фресковая живопись и иконопись. Наиболее ранний из сохранившихся образец фресковой живописи этого периода — росписи собора Снетогорского монастыря в Пскове, исполнен­ные в 1313 г. Более поздние росписи — в Новгороде — связаны с деятель­ностью Феофана Грека. Он приехал в Новгород из Византии в 70-х гг. XIV в. Достоверной работой его в Новгороде является роспись церкви Спа­са Преображения на Ильине улице (1378 г.). В Москве Ф. Грек работал, очевидно, с 1395 г. Для его изобразительной манеры характерна повышен­ная экспрессия и драматизм.

Совершенно иная манера письма и, очевидно, иное восприятие религи­озных канонов было характерно для Андрея Рублева.

Первое летописное известие о деятельности Андрея Рублева относится к 1405 г. Известно же о нем очень мало — считается, что родился он в 60-х годах XIV в., умер около 1430 г.; был иноком Андроникова монастыря, близко связан­ного с Троице-Сергиевой обителью, и в 1405 г. работал совместно с Феофаном Греком при росписи Благовещенского собора. Несмотря на несомненное влияние византийского авторитета, Рублев сохранил свою манеру письма (современники говорили, что фрески Рублева «дымом писаны»). В 1408 г. Рублев вместе с Да­ниилом Черным выполняет росписи Успенского собора во Владимире, а также иконостас для этого собора. Наибольшую известность приобрела икона, выпол­ненная в 1411 (или 1420 г.) для Троицкого монастыря — «Троица».

Выдающимся явлением в древнерусском искусстве предстает творчест­во Мастера Амвросия, работавшего в Троице-Сергиевом монастыре. В его творчестве, как и у Андрея Рублева, проявляет себя античная традиция.

В конце XV — начале XVI в. складывается Иконописная школа Диони­сия. В отличие от Рублева Дионисий не был иноком, но также работал в мо­настырях. Ранний период творчества мастера (60-70-е гг.) проходил в Паф-нутьево-Боровском монастыре, но из многочисленных работ, созданных в эти годы, сохранились лишь фрагменты. Вместе с ним работали мастера Тимофей, Ярец и Коня. В конце 80-х — начале 90-х гг. Дионисий работает в Иосифо-Волоколамском монастыре. К этому времени (1482) относится ико­на «Богоматерь Одигитрия». В 1502-1503 гг. Дионисий совместно с сыновь­ями Владимиром и Феодосией работают над росписью собора Рождества Богородицы в Ферапонтовой монастыре.

После постановления Стоглавого собора 1551 г. иконопись была регла­ментирована; начинается организация мастерских для обучения иконопис­цев каноническому письму. В иконописи соседствуют официальная «году-новская» школа и «строгановская» (Стефан Арефьев, Емельян Москвитин, Федор и Истома Савины, Прокопий Чирин).

Значительное количество работ русских иконописцев выполнено в жан­ре книжной миниатюры. Между тем, наряду с традиционно рукописными книгами, появляются и печатные издания.

Начало книгопечатания. Просвещение.

Развитие научных представлений.

Первая типография в России начала работать приблизительно в 1553 г., но имена мастеров неизвестны. За этот период было отпечатано семь книг без точной даты издания. Официально началом книгопечатания в России считается 1563 г., когда Иван Федоров и Петр Мстиславец напечатали в Москве на Печатном дворе (Никольская ул.) первую датированную книгу «Апостол». Из-за преследований и обвинений в ереси Федоров и Мстисла­вец ок. 1564 г. перебрались в Великое княжество Литовское. Кроме типо­графии на Никольской улице, в XVI в. существовала типография и в Алек­сандровской слободе. Всего за весь XVI век было выпущено 20 книг. Конечно, печатная книга еще не вытеснила рукописную.

Однако само появление печатных книг делало их более доступными широкому кругу читателей.

Кстати, потребность государства в грамотных людях уже была вполне осознана— существует решение Стоглавого собора 1551 г. о создании в горо­дах «книжных училищ». Помимо духовных лиц учредителями выступали и светские «мастера грамоты», открывавшие своеобразные двухгодичные шко­лы. В 1574 г. была издана первая печатная русская грамматика. Практическая потребность в описании земель и их измерении вызвала появление руководств и пособий по математическому исчислению площадей. Рост торговли и де­нежного обращения способствовали развитию арифметических знаний. В XVI в. уже умели производить все четыре арифметических действия, в том числе с дробями. Математические знания использовались в расчетах астроно­мического характера, в артиллерии и т.д. Благодаря русским мореплавателям расширяются географические познания, составляются описания стран, черте­жи и карты русских земель. Московский посол Григорий Истома в 1496 г. про­плыл на парусниках из устья Северной Двины в Берген и Копенгаген, открыв морской путь в Западную Европу вокруг Кольского и Скандинавского полу­островов. В 1525 г. дипломат Дмитрий Герасимов высказал мысль, что до Ин­дии и Китая можно добраться через Северный Ледовитый океан.

Умножались познания в практической медицине. В 1543 г. появился пе­ревод «Вертограда», а в 1581 г. в Москве открылась первая аптека, обслу­живавшая царскую семью. Работал в ней приглашенный Иваном IV англи­чанин Джеймс Френч.

В то же время научные представления тесно переплетались с мистиче­скими и фантастическими. Широкую популярность приобрела, например, «Христианская топография» александрийского купца Козьмы Индикоплова, в которой говорилось, что небо круглое, Земля четырехугольная и располо­жена на бесконечной воде, за океаном находится земля с раем и т.д.

Литература. Летописи. Хронографы. Исторические

воинские повести. Жития. Хождения. Публицистика.

Драматические события XV-XVI вв. стимулировали развитие литерату­ры. Появляются новые жанры, изменяются уже существовавшие.

Летописание — после монголо-татарского нашествия приходит посте­пенно в упадок. Летописи XIV в. носят зачастую локальный характер. Мос­ковское летописание появилось в первой половине XIV в. Возрождение об­щерусского летописания приходится на конец XIV — начало XV вв.: в 1408 г. составлен Первый общерусский свод; в Москве в начале XV в. составлена Троицкая летопись, погибшая в Москве во время пожара 1812 года.

В 1418 г. составлен Владимирский полихрон (летописный свод) при уча­стии митрополита Фотия, главная идея — союз московской великокняжеской власти с городским населением в целях политического объединения Руси.

В 1480 г. составлен Московский свод. Все своды начинались с «Повести временных лет». Общерусский характер носил и Новгородско-Софийский свод (включивший в свой состав свод Фотия), составленный в 30-е гг. XV в.

В XVI веке официальный характер летописания усиливается. Включав­шиеся в летописи предшествующие летописные своды подвергаются опре­деленной обработке в политических целях. Нарушаются характерные черты летописного жанра, иногда нарушается погодность изложения; летописи не претендуют на описание истории от начала до конца, а уделяют внимание отдельным сюжетам, например, «Летописец начала царства» описывает первые годы правления Ивана Грозного.

Самым официальным историческим произведением XVI в. была «Сте­пенная книга царского родословия». Это систематическое изложение рус­ской истории в виде жизнеописаний Великих князей от Владимира до Ива­на Грозного (прославление правящей династии, обоснование божественного происхождения самодержавной власти, преемственности и непрерывности власти киевских и московских князей, деяния митрополитов).

Разработке официальной теории великокняжеской власти посвящено «Сказание о князьях Владимирских» (в основе две легенды, положенные в основу «Сказания»: московские государи ведут свое происхождение от римского императора Августа; Владимир Мономах получил регалии от ви­зантийского императора Константина Мономаха) доказывали права Мос­ковских Великих князей на все наследие Киевской Руси и на самодержав­ную форму правления.

Хронографы (сборники нравоучительных и занимательных повестей по всемирной истории). Первый русский хронограф 1442 года составлен сер­бом Пахомием Логофетом, жившим на Руси с 30-х годов XV в. до своей кончины в 1484 г.

Жанр воинской повести. В основе произведений этого жанра лежали кон­кретно-исторические события и факты, персонажи (реальные исторические лица). Воинские повести — светские произведения, близкие к устному твор­честву, хотя многие из них подвергались переработке в духе церковной идео­логии («Повесть о разорении Рязани Батыем», памятник тверской литературы «Повесть об убиении князя Михаила Ярославича в Орде». Куликовский цикл: «Задонщина», автор Софоний Рязанец; «О битве на реке Калке», «Сказание о Мамаевом побоище», «О Московском взятии от царя Тохтамыша»).

Житийная литература также несколько политизировалась. Церковная проповедь сочеталась с развитием мысли о главенствующей роли Москвы и о тесном союзе княжеской власти и церкви как главном условии усиления Руси. Составлены «Житие митрополита Петра», житие Дмитрия Донского, Сергея Радонежского. Церковные писатели — Епифаний Премудрый, ми­трополит Киприан.

Хождения. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина (путевой днев­ник тверского купца Афанасия Никитина, посвященный его путешествию в Персию, Индию, и другие страны Востока в 1466-1472 гг.), «Хожения» нов­городца Стефана и смолянина Игнатия в Царьград.

Большое значение имело предпринятое по инициативе и под руково­дством митрополита Макария составление «Великих Четьих Миней». Цель: собрать воедино «все книги четьи, яже в Русской земле обретаются». В результате был

создан грандиозный свод оригинальных и переводных литера­турных памятников, состоящий из 12 томов (более 27 тыс. страниц). В него вошли сочинения, предназначавшиеся для «душеполезного» чтения, их со­став был подобран и утвержден церковью и должен был регламентировать годовой «круг чтения» на каждый день.

В публицистике XIV-XVI вв. выделяются несколько основных направлений. Вопросам становления государственности, полномочиям и образу царя, образу централизованного государства как такового были посвящены сочинения псковско­го старца Филофея (Москва — Третий Рим), Максима Грека, Ивана Посошкова, Андрея Курбского, самого Ивана Грозного. Другое существенное направление — религиозные и еретические учения. Сохранилось значительное количество сочи­нений, как ортодоксальных авторов, так и еретиков.

Русская церковь в конце XV начале XVI вв.

Вопросы о положении церкви внутри государства, об отношении русской православной церкви к остальному религиозному миру, внутреннее устройство церкви — были едва ли не самыми обсуждаемыми вопросами в XV-XVI вв.

В 1439-1441 г. митрополит Исидор на Вселенском соборе во Флоренции участвовал в заключении унии между православной и католической церк­вями и, соответственно, признал верховную власть папы Римского. В 1441 г. Василий II приказал арестовать митрополита. В 1448 г. в Москве без санкции патриарха Константинопольского митрополитом был избран епи­скоп рязанский Иона. А вскоре после падения Константинополя под удара­ми османов (1453 г.) выбор митрополита окончательно стал делом Великого князя всея Руси (около 1480 г. в архиерейскую присягу было даже включено клятвенное обещание не принимать греков ни на митрополию, ни на епи-скопии); русская церковь стала автокефальной.

В 1458 г. в Киеве поставлен свой митрополит. Русская православная церковь распалась на две самостоятельные митрополии: Московскую и Ки­евскую, объединение которых произойдет только после воссоединения Ук­раины с Россией.

В 1510-1511 гг. монах Псковского Елеазарова монастыря Филофей об­ратился с посланиями к Василию III, в которых развивал идею о Москве — «третьем Риме», мировом центре истинного православия.

В конце XIV — нач. XV в. во Пскове, Твери и Новгороде распространи­лась ересь стригольников1.Еретики выступали против высшего духовенства, ссылаясь на текст священного писания, в котором апостол Павел повелел «учить» и простому человеку, отрицали некоторые другие церковные каноны.

Конец XV вв. — время распространения в Новгороде ереси «жидовст-вующих» (названа так за некоторое сходство с иудаизмом; другое название этой ереси — схариизм -— по имени основателя — выходца из Литвы, ученого еврея Схария). Еретики выступали против церковного землевладения, против существования сословия церковнослужителей и монашества. Кроме того, еретики отрицали догматы о Троице, о Божестве Иисуса Христа и ис­куплении и т.д. Первыми последователями Схарии стали священники Дио­нисий и Алексей, протопоп Гавриил и самые образованные из горожан. В 1480 г. Новгород посетил великий князь. Дионисий и Алексей ему так по­нравились, что он взял их с собой в Москву. В Москве ересь приобрела себе покровителей в лице невестки великого князя Елены Волошанки, дьяка Фе­дора Курицына с братом Иваном Волковым. Однако, в 1490 г. церковный собор в Москве осудил ересь, а позднее еретики были казнены.

В 1502-1504 гг. развернулась борьба нестяжателей и иосифлян.

Идеологом нестяжателей был основатель монастыря на реке Сорке Нил (Сорский)2, считавший, что необходимо поднимать авторитет церкви путем строгого исполнения правил и обрядов, аскетического образа жизни. Нил осуждал стяжание церковью богатств, в том числе владение землями (сто­ронники Сорского получили название «нестяжателей»).

Нестяжателям противостояли Осифляне (иосифляне) — сторонники игу­мена подмосковного Волоцкого монастыря Иосифа1, который настаивал на необходимости для церкви иметь большие материальные средства.

В 1503 г. собрался церковный собор, на котором по инициативе Ивана III (склонного поддержать нестяжателей, тем более что Иосиф Волоцкий встал на сторону удельных князей в их борьбе против великокняжеской власти) был поставлен вопрос об отказе церкви от землевладения. Нестяжа­тели потерпели поражение, а в декабре 1504 г. были осуждены и казнены.

После 1508 г. Иосиф Волоцкий, у которого возник конфликт с удельным князем Федором Волоцким, перешел со своим монастырем под опеку Васи­лия III. Вскоре великокняжеская власть повернула от поддержки нестяжате­лей к политике предоставления церкви широких иммунитетных привиле­гий. В 20-е годы митрополит-нестяжатель Варлаам был смещен и его место занял иосифлянин Даниил.

Следующая попытка ограничения церковного землевладения была сде­лана при Елене Глинской (сужение податного и судебного иммунитета церкви, контроль над ростом монастырского землевладения), однако суще­ственным успехом эта попытка не увенчалась.

В 1551 г. по инициативе царя и патриарха состоялся Церковный собор, получивший название Стоглавого (т.к. его постановления состояли из ста глав). Собор не только регламентировал церковную службу, состав святых, но и запретил церкви ростовщичество в любой форме и несколько ограни­чил церковное землевладение.

В 1589 г. при деятельном участии Бориса Годунова учреждено патриар­шество. Избран патриарх — Иов2. Ему подчинялись четыре митрополита: Новгородский, Казанский, Ростовский, Крутицкий и шесть архиепископов. Было составлено «Уложение о патриаршестве». Право поставления москов­ских патриархов было предоставлено собору епископов.

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]