Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
21-02-2013_19-11-15 / ФОНДОВЫЕ ЛЕКЦИИ АГПС 2009 / Лекция 14 Познание.doc
Скачиваний:
65
Добавлен:
27.05.2015
Размер:
211.46 Кб
Скачать

Вопрос 2. Познавательное отношение и его структура

(продолжительность – 25 минут)

Дальнейшее прояснение специфики и сущности познания целесообразно продолжить вопросом о строении познавательной деятельности или, иначе говоря, о структуре процесса познания. В гносеологии эта структура получила наименование «познавательного отношения». Познавательное отношение – это активно-деятельностная, динамичная взаимосвязь между сторонами (элементами) познавательного процесса. Таких сторон всего три: субъект познания, средства познания, объект познания. Или схематично:

С – Ср. – О

Таким образом, изучение познавательного отношения распадается на три подтемы:

  • своеобразие субъекта познания;

  • своеобразие объекта познания;

  • специфика средств познания.

Прежде, чем перейти к рассмотрению отдельных сторон процесса познания, необходимо напомнить, что изменение стандартов рациональности при переходе от классической науки к неклассической и постнеклассической сопровождалось глубокой трансформацией в понимании содержания элементов познавательного отношения.

В рамках классической рациональности субъект-объектная связь не проблематизируется, определяется как прямое и достаточно адекватное отражение субъектом свойств объекта. Неклассика (например, в лице квантовой физики) обосновывает положение о неустранимом влиянии средств исследования (в частности, приборов) на поведение объекта (элементарной частицы). Неонеклассика утверждает не только зависимость познания от средств освоения предметности, но и демонстрирует детерминирующее влияние особенностей субъекта (прежде всего, его ценностных ориентаций) на постановку целей, выбор инструментария исследования и, следовательно, на конечные результаты4.

В гносеологии субъект есть носитель познавательного активизма: хотения, веления, целеполагания. В познании субъекту принадлежит ведущая, организующая и направляющая роль, проявляющаяся в том, что он определяет объект, цели и задачи, стратегию и тактику исследования, выбирает средства познания, контролирует и корректирует ход познания, планирует и оценивает конечный результат. В качестве субъекта может выступать не только индивид, но и группы людей, например, научные коллективы, академическое сообщество в целом и даже народы (этносы)5. Однако, как правило, для простоты анализа, говоря о субъекте познания имеют в виду именно отдельного, индивидуального и усреднённого представителя вида Homo sapiens, занятого любой исследовательской деятельностью.

Субъекту противостоит объект как фрагмент реальности, на который нацелена его познавательная активность, который субъект стремится духовно освоить, т.е. препарировать, расчленить, проникнуть в его глубинные, сущностные слои, вскрыть закономерности его существования и развития.

В классической науке объект трактовался преимущественно как пассивная, косная реальность, способная «без потерь», «зеркально» отображаться субъектом. Лишь И. Кант усомнился в том, что такое зеркальное отражение теорией реальности имеет место и выдвинул положение о конструктивной, предписывающей роли разума по отношению к законам природы. Иными словами, субъект, по Канту, не отражает, копирует объект, а конструирует его с помощью имеющихся средств познания, к которым отнёс категории рассудка и априорные формы чувственности (пространство и время). Кант прав и в постулировании многослойности объекта, состоящего, с одной стороны, из поверхностного слоя явлений и, с другой стороны, глубинного уровня «вещей в себе». Не прав немецкий мыслитель оказался лишь в одном – в утверждении непознаваемости «вещей в себе», разрыва между ними и явлениями, ибо необоснованно полагал, что «вещи в себе» хоть и детерминируют явления, но не имеют с ними ничего общего, а потому познание явлений не даёт никакой информации о «вещах в себе».

Опираясь на открытия Канта и парадоксальный опыт квантовой механики по изучению микромира, неклассика обосновывает тезис о зависимости познания объекта от инструментария исследователя (понятий, приборов). Объект в чистом виде, сам по себе, в своём естественном бытии оказывается нам недоступен: средства познания фатально искажают его облик, вне зависимости от того, идёт ли речь о научном или обыденном, теоретическом или эмпирическом, рациональном или чувственном познании. Мы не знаем и никогда не узнаем, каков мир сам по себе, мы можем знать лишь то, каков он для нас, каковы эффекты взаимодействия мира и разума, объекта и субъекта. Но коль скоро субъекты отличаются друг от друга, то и реконструкции ими объектов в теории будут не совпадать. Исследование действительности разными познавателями, с применением различных средств познания привёдет и к различным образам реальности. Эти образы, конечно, не обязательно противоречат друг другу, во многом они могут совпадать в силу общности условий человеческого бытия в мире, но неизбежно они будут и отличаться друг от друга в той или иной степени.

Постнеклассика обогащает видение объекта нормативным измерением: объект видится отныне также сквозь призму потенций его преобразования, в модусе долженствования. Стремление познать то, что есть, не отбрасывается, но подчиняется императиву долженствования, тому, что должно быть. Отсюда проистекают запреты на проведение некоторых потенциально опасных исследований: не всякая истина об объекте важна, не всякие манипуляции с объектом допустимы; важны лишь те истины, которые способны сделать мир лучше, допустимы лишь те опыты, которые, по меньшей мере, не несут потенциальной угрозы для человечества и, в идеале, способствуют утверждению идеалов добра и справедливости на Земле.

Конкретизация представлений об объекте предполагает выделение предмета познания. Предмет – это то, что изучается в объекте. Поэтому предмет беднее, чем объект, в предмет входит не весь объект, а только те стороны, что выделяет в объекте исследователь.

Дальнейшему прояснению специфики познавательного отношения содействует анализ средств познания.

Средства познания можно определить как инструменты, используемые субъектом для повышения точности, эффективности своей познавательной деятельности. С другой стороны, можно сказать, что средства – это инструменты, с помощью которых субъект оперирует с объектами – как реальными, так и идеальными. Также заслуживает внимания понимание познавательных средств в качестве проводников человеческой деятельности.

Дальнейшее выяснение природы познавательных средств осуществляется через их классификацию.

По нашему убеждению, средства познания делятся на три большие группы (вида): физиологические, технические и концептуальные.

Физиологические средства – первичный канал контакта человека с миром, через них поступает базовая информация о действительности, без них познание мира невозможно, равно как и невозможна социализация, а в случае их частичного повреждения (слепота, глухота) – получаемое знание о мире оказывается неполным и в некоторой степени ущербным. К физиологическим средствам относятся: органы чувств, центральная и периферическая нервная система, головной мозг. Все они представляют единый комплекс, ответственный за взаимодействие человека и мира, за эффективное познание и приспособление к окружающей среде.

Технические средства это разнообразные приборы и установки, являющиеся результатом технического творчества человека и используемые в познавательной деятельности.

Это очень обширный класс средств, который постоянно совершенствуется, развивается в направлении увеличения сложности, что приводит к повышению эффективности и точности познания. Как правило, эти средства обслуживают эмпирический уровень науки, именно они ответственны за приращение новых фактов.

На наш взгляд, именно прогресс в технических средствах в первую очередь ведёт к росту научного знания, к умножению мощи науки, Иными словами, именно совершенствование этих средств и есть основной источник, первопричина научного прогресса.

Например, появление в последние десятилетия новых сверхмощных телескопов (типа хаббловского) позволило открыть с 1995 по 2005 годы более двухсот внесолнечных планет, о чём лет 50 назад и мечтать не могли. Другой пример – открытие в 30-х годах внеземных источников радиоизлучения и создание в 40-х годах первых радиотелескопов, которые позволили наблюдать многие ранее недоступные восприятию объекты, например, ядро нашей Галактики. А можно ли представить современную науку без сверхмощных ЭВМ? Если бы Иоаганн Кеплер имел хотя бы средненький современный компьютер, то на свои сложные вычисления, которых он провел более 100 тысяч, он потратил бы не 20 лет, а всего лишь несколько недель!

Технические средства познания можно разделить на следующие группы:

1. Измерительные приборы и инструменты предназначены, соответственно, для измерения разнообразных параметров, присущих объектам и процессам действительности. Измерить – значит, выразить нечто (какое-либо свойство, качество) с помощью числовых показателей. К измерительным приборам можно отнести, в частности, разнообразные термометры, амперметры, микрометры, весы, секстанты и пр.

2. Экспериментальные установки предназначены для проведения экспериментов и не преследуют целей измерения. У них иная цель – создать некоторые искусственные и (или) контролируемые условия для получения нужных исследователю эффектов. Например, синхрофазотрон – ускоритель элементарных частиц – позволяет разгонять частицы до огромных скоростей, сталкивать их друг с другом и на основе этого изучать процессы распада и взаимопревращения частиц. В психологии используется сложная аппаратура для создания разнообразных эффектов. Например, Стэнли Милграм – американский социальный психолог – создал довольно сложную установку для изучения влияния давления авторитета на агрессивное поведение людей. В эту систему установок вошли специальный пульт, позволяющий задавать напряжение от 15 до 450 вольт (точнее, имитирующий задание электрического напряжения), кресло для «ученика», к которому были подключены электрические провода, а также магнитофон, ширма, стулья и пр. Всё вместе составило экспериментальный комплекс, позволяющий вызывать нужное поведение у испытуемых6.

3. Наблюдательные приборы предназначены для увеличения точности, мощи наших органов чувств. Сюда можно отнести телескоп, радиотелескоп, микроскоп и др., которые выступают продолжением нашего зрения, расширяют его возможности. Различные эхолокаторы, измерители шумов многократно увеличивают наши способности слышать и распознавать звуки. Нередко такие приборы снабжаются дополнительными измерительными приспособлениями, например, на объективе телескопа может быть нанесена шкала, позволяющая измерять расстояние между звёздами.

4. Аппаратура для обработки и хранения информации служит именно этим целям – обработке (количественно-статистической) и хранению (как правило, в электронном виде). К этой группе приборов относятся ЭВМ, персональные и иные компьютеры.

Концептуальные (от лат. concept – понятие) средства познания являются плодом совокупной интеллектуальной деятельности человечества. В отличие от технических средств, они не имеют материально-вещественной формы существования. Они существуют в идеальном мире – мире понятий, законов, принципов, правил.

К этим средствам относятся:

  • категории, понятия, т.е. язык науки – чем богаче, совершеннее язык, тем точнее, глубже, шире и научное познание;

  • методы научного познания – анализ, синтез, дедукция, индукция, математизация, формализация, интерпретация, объяснение, эксперимент, наблюдение, моделирование и др.;

  • формы научного познания, выступающие особыми способами фиксации знаний, способами отражения субъектом объекта – факт, эмпирическое обобщение (эмпирический закон), проблема, гипотеза, научный закон, теория, понятие, суждение, умозаключение.

  • принципы научного познания, выполняющие целенаправляющую, регулятивную роль в познании – принцип развития, детерминизма, объективности, системности и др., которые мы рассматривали на предыдущей лекции.

Среди всех концептуальных средств наиболее важным является язык, как обыденный, так и научный. Очевидно, что чем сложнее и богаче язык, тем больший класс явлений, процессов способен он охватить, описать и объяснить. Например, если в русском языке для обозначения снега используются по сути только два слова: «снег» и «наст», то в языке эскимосов таких слов, обозначающих различные виды снега, более 50-ти. В художественном фильме «Снежное чувство Смиллы» (1995) героиня Джулии Ормунд, попав в ледяную воду, а потом оказавшись в автомобиле ее друга, который ее и спас, по его просьбе, чтобы не заснуть, пока он везет ее в больницу, называет одно за другим несколько десятков таких слов (героиня Джулии занималась изучением языка и культуры эскимосов). Ясно, что у эскимосов, в отличие от нас, более богатое и глубокое представление (знание) о снеге и его разновидностях, и это неудивительно, ведь жилище можно строить только из одного вида снега.

Также и в науке мы видим постоянное, неуклонное обогащение и усложнение языка – появление новых терминов, символов и т.п. Изобретение новых слов – не прихоть ученых, а необходимое явление, без которого невозможен научных прогресс. Ведь каждому новому явлению, будь то кварки, гравитоны или нейтрино, необходимо дать новое имя, иначе о нем вообще нельзя говорить, описывать или объяснять.

Также надо отметить, что появление новых слов в науке часто вызвано стремление очистить науку от ценностно-нагруженных понятий, сделать язык науки нейтральным, отсюда появление дублеров известных слов, например, наряду со словом «пол» часто используется слово «гендер» («гендерные исследования»), вместо слова «нехватка» в психологии теперь чаще используют термин «фрустрация», вместо «слабоумие» -- «олигофрения» и т.п.

Средства познания оказывают двоякое, амбивалентное влияние на деятельность как любого ученого, так и на исследовательскую работу психолога. Позитивное влияние средств познания связано с тем, что они повышают эффективность познания, делают его более строгим, точным, ясным, экономят силы, средства, снижают затраты времени (например, сегодня многие рутинные вычислительные операции можно поручить ЭВМ), дисциплинируют мышление, увеличивают силу и мощь наших органов чувств и т.п., и, в конце концов, способствуют углублению наших знаний, росту науки.

Но средства познания имеют и негативную сторону, которая стала ясной в начале 20-го столетия. Дело в том, что любые средства познания искажают восприятие реальности самой по себе. Это положение возникло в лоне квантовой механики, где выяснилось, что «квантовые явления не существуют сами по себе, а зависят от условий наблюдения, в частности, от экспериментальной установки»7.

ВЫВОДЫ по 2 вопросу:

1. Для обозначения структуры процесса познания в гносеологии используется термин «познавательное отношение». Познавательное отношение – это активно-деятельностная взаимосвязь между элементами, сторонами процесса познания.

2. Структура познавательного отношения включает субъект, объект и средства познания. Субъект – это носительно познавательной активности, организующая и целенаправляющая сторона процесса познания. Объект – это фрагмент реальности, на который направлена активность субъекта познания.

3. Средства познания – это инструменты, используемые субъектом для повышения точности, эффективности познавательной деятельности. Однако средства познания также вносят искажения в процесс познания. Средства познания бывают трех видов: физиологические, технические и концептуальные.