Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
маркет.вучрежд. культуры.doc
Скачиваний:
162
Добавлен:
17.05.2015
Размер:
1.37 Mб
Скачать

Глава VIII. Специалист культуры и досуга в системе интернального маркетинга.

У каждого социально-культурного работника, желающего получить интересующую его должность, продвинуться по служебной лестнице, утвердить себя в профессиональной среде есть несколько вариантов профессионального самоопределения:

1. Использовать связи, стать чьим-то протеже. Это путь приспособленцев, привыкших делать успехи и добиваться поставленных целей с помощью влиятельных людей. Человек, воспользовавшийся чьей-либо протекцией, почти всегда попадает в зависимость от других и вынужден всякий раз выслушивать упреки, считаться с чьим-то мнением, подстраиваться. Впрочем, в отдельных случаях полезно воспользоваться и авторитетной рекомендацией. Но только тогда, когда во всем остальном мы способны продемонстрировать соответствующий профессионализм, мастерство, способность решать творческие задачи на адекватном рекомендации уровне.

2. Отдаться на волю судьбы. Ждать приглашений, стучаться в двери кадровых агентств, расклеивать объявления, слушать объявления о вакансиях по радио и телевидению. Путь приемлемый, но недостаточно эффективный. На поиски работы и профессиональное самоопределение уйдут лучшие силы и время. А они так нужны для будущей работы!

3. Добиваться поставленной цели маркетинговыми средствами (изучение спроса, сегментация рынка, коммуникационная политика и пр.). Это путь людей, уверенных в своем призвании, профессиональном мастерстве, справедливости. За всем этим стоит труд, неустанный поиск, стремление к достойному существованию.

Нет необходимости доказывать, что третий вариант – самый достойный, а потому наиболее приемлемый. Избрав его, специалист должен с самого начала адекватно оценивать свои возможности, знать свои слабые места и преимущества.

«Человек подобен дроби, в которой числитель есть то, что он собой представляет, а знаменатель – то, что он о себе воображает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь, а если знаменатель стремится к бесконечности, то дробь равна нулю».

Приведенное здесь высказывание великого Л. Н. Толстого как нельзя кстати, поскольку сердцевиной любого товара является первая его ипостась – товар по замыслу. В нашем случае речь идет о том, какими мы сами себе представляемся на стадии выхода на рынок труда, как мы себя оцениваем «по гамбургскому счету», каким нам кажется наш собственный профессиональный потенциал, наш деловой, творческий багаж.

К моменту выхода специалиста на рынок труда он уже состоялся как личность. В ее, личности, формировании и развитии участвуют семья, дошкольные учреждения, общеобразовательная школа, воинский коллектив, высшее или среднее специальное учебное заведение. Свою роль в социальном «созревании» играют внешкольные учреждения, общественные организации, учреждения искусства, средства массовой информации, культурно-досуговые учреждения. Итогом общих усилий и разностороннего влияния становится личность, готовая к включению в сферу профессиональной деятельности.

Современного специалиста социально-культурной сферы можно себе представить не иначе, как высокообразованного и культурного человека. О какой культуре идет речь?

Во-первых, об общественно-политической культуре личности, предполагающей наличие необходимых знаний, представлений, взглядов и убеждений по проблемам современной общественно-политической жизни в стране и за рубежом. Уровень политической культуры проявляется в общественно-политической активности личности: участие в собраниях, общественных акциях вне организации (выборы, демонстрации, выражение солидарности и пр.), непосредственное участие в работе партий, движений, фондов, объединений, ассоциаций и т.п.

Во-вторых, о профессиональной культуре личности, основанной прежде всего на современных профессиональных знаниях, умениях и навыках, на стремлении к непрерывному профессиональному образованию (повышение квалификации, переподготовка, поствысшее и иное дополнительное образование), овладению смежными профессиями, участию в рационализации и изобретательстве, соблюдению трудовой и технологической дисциплины. Нелишне здесь упомянуть и о наставничестве, шефстве над молодыми специалистами, взаимопомощи и взаимовыручке в повседневной работе.

В-третьих, о нравственной культуре личности. Мы почему-то стесняемся говорить сегодня о патриотизме (хотя бы фирменном!), коллективизме (а в социально-культурной сфере без него нет слаженной работы), гуманизме (а он начинается именно с проявления терпимости и лояльности по отношению к коллегам), уважительном отношении к женщине, к старшим по должности и возрасту. Неправомерно забывать и о таких понятиях, как профессиональный долг, служебный этикет, тактичность и т.д. Если сотрудник организации не овладел основами нравственной культуры и не научился культуре общения со своими коллегами, как он станет работать с потребителями, общаться с партнерами, взаимодействовать с посредниками, состязаться с конкурентами?

В-четвертых, об эстетической культуре личности. Эта культура предполагает наличие достаточных художественных знаний, развитого эстетического вкуса, благородных эстетических чувств, стремление преобразовать по законам красоты свой труд, свой быт, свой досуг… Эстетически неразвитый человек в сфере… культуры и искусства – что может быть нелепее и опаснее?

В-пятых, о физической культуре личности. И дело здесь, как можно подумать, вовсе не во внешности, физическом совершенстве, физической красоте.

Говоря о физической культуре, мы имеем в виду здоровый образ жизни, культуру питания, взвешенное отношение к спиртным напиткам, однозначное отрицание наркотической зависимости, профилактику различных заболеваний, оптимальный режим труда и отдыха, а если позволяет здоровье – занятия физической культурой и/или спортом, хотя бы на уровне «группы здоровья». Работник культуры должен знать дорогу в бассейн и сауну, на каток и в спортзал. Без такой заботы о состоянии собственного тела трудно рассчитывать на нормальную работоспособность, а значит и на успехе в любом новом деле, в том числе в овладении секретами маркетинга.

Можно было бы поставить вопрос и о культуре психологической, о культуре правовой, культуре экологической, однако и приведенных положений достаточно для того, чтобы понять: речь идет об идеальной личности или, говоря маркетинговым языком, о товаре по замыслу.

А то, что любой, из нас представляет собой в реальности, – это уже товар в реальном, исполнении. Здесь оценку даем уже не мы, а нам. Дают наши педагоги, наши коллеги по работе, наш реальный или потенциальный потребитель, т.е. работодатель, руководитель приглашающей нас организации. Но и здесь легко ошибиться, впасть в заблуждение. Даже выпускник авторитетного учебного заведения, имеющий к тому же красный диплом, не всегда оказывается столь же отличным работником.

Что касается «разработки» личности как товара, то в этой части маркетинга есть как общее, так и особенное. Общим для каждого из нас является то, что все мы, или, по крайней мере, большинство, – дети своей страны, своего времени, своего общества. Хотим мы того или нет, а каждый из нас несет в себе присущие для россиян черты: скромность, неуверенность в себе, осознание того, в каких сложных условиях работают наши учреждения и т.д. Это мешает иным из нас достойно себя оценить, уверенно подать, произвести впечатление, назначить себе подходящую цену и пр. и пр. К тому же, каждый из нас – противоречивая смесь наследственности, окружающей нас проблемной среды (развал экономики, неопределенность в политике, социальные проблемы, шатания и разброд в культуре, падение нравов, сложная криминогенная обстановка и пр.) и, что греха таить, бессистемного воспитания. Но для каждого взрослого человека всегда существовал (и большинством из нас использовался) важнейший «трехзвенный» фактор формирования личности (разработки товара) – самообразование, самовоспитание и саморазвитие. В этом плане к полученному в детстве образованию и воспитанию и врученному в вузе диплому хорошо бы присовокупить профессиональный багаж, обретенный каждым из нас в результате самообразования, самовоспитания и саморазвития. И все это вместе взятое развивать и совершенствовать, в особенности, если у нас имеются серьезные профессиональные и служебные притязания…

Разрабатывая собственную товарную политику, мы должны своевременно позаботиться и об упаковке товара. Что сие означает применительно к человеку, желающему укрепить свои позиции на профессиональном рынке?

Во-первых, быть готовым продемонстрировать свои профессиональные знания, умения и навыки. Именно продемонстрировать, а не предъявить диплом об окончании. Это могут быть: выполненные, в порядке испытания, срочные разовые работы, прохождение тестирования или собеседования, предъявленные атрибуты лауреатства на ответственных конкурсах, авторитетные рекомендации специалистов и т. п.

Во-вторых, уметь четко и определенно изложить свои творческие планы, профессиональные притязания, условия работы, которые бы нас, скорее всего, устроили.

В-третьих, продемонстрировать полный порядок в «личном деле», наличие всех необходимых для трудоустройства документов, содержащих требующуюся информацию о нашей профессиональной деятельности, семейном положении, месте регистрации.

В-четвертых, продемонстрировать свободное владение профессиональным языком, терминологией, а еще лучше – обнаружить достаточную информированность в разрезе избранной профессии и предполагаемой работы по месту трудоустройства, назначения или повышения по службе.

В-пятых, иметь приемлемый для оговариваемой работы или должности внешний вид, включая одежду, обувь, прическу, аксессуары, грим и т.п. Здесь одинаково нежелательны как излишняя вычурность, так и чрезмерная убогость.

Опытный специалист, в особенности когда речь идет о женщинах, не просто заглянет в день назначенного собеседования в зеркало, а заранее тщательно продумает, в какой мере его внешний вид соответствует образу предполагаемой должности.

В более выгодном положении оказывается личность в ипостаси «товар с подкреплением». Здесь имеются в виду второй диплом или вторая профессия, дополнительные черты и качества личности (авторитетность в профессиональной среде, творческая известность, значительный стаж работы в избранной сфере и пр.). Чем больше таких подкреплений, тем проще нам трудоустроиться, продвинуться по службе, получить приличное назначение и/или достойное материальное вознаграждение за свой труд.

Важно также оценить себя с точки зрения того, являемся ли мы товаром длительного пользования (занимаемся интересующей покупателя работой основательно, постоянно), кратковременного пользования (способны осуществлять лишь разовые постановки в театрах, устраивать отдельные массовые мероприятия в клубах, заменять временно отсутствующего работника в библиотеке или парке культуры и пр.) или вообще представляем собой товар импульсивного спроса (можем кого-то проконсультировать, что-то отрецензировать, возглавить жюри фестиваля и т.п.). От того, каким товаром нас считают, зависит и наше исходное положение на рынке труда.

Какую ценовую политику по отношению к самим себе нам следовало бы осуществлять?

При остром дефиците рабочих мест в социально-культурной сфере и отсутствии перспективы продвижения по службе в собственной организации нам придется согласиться едва ли не на любые условия: выживание важнее прибыли!

Если наши специальность или профессия востребованы, если у нас нет конкурентов, если есть возможность совмещать две должности, можно пойти и по пути максимизации заработка. Много зарабатывать сегодня не должно быть стыдно. Стыдно плохо работать при хорошем заработке.

Если во всей «акватории» вы – единственный специалист своего дела, если вы востребованы, если вас ищут и ждут, вы можете использовать данную ситуацию с пользой для себя и при трудоустройстве назначить свою, как правило, достаточно высокую цену.

Желая удержать за собой каким-то образом завоеванный сегмент рынка и не впустить в освоенные пределы конкурентов, можно согласиться и на скромную заработную плату. Маленький заработок часто вполне компенсируется содержанием работы, нашей глубокой привязанностью к избранной профессии.

Нелишне проанализировать цену, за которую соглашаются работать наши конкуренты, в особенности, если последние являются высококвалифицированными специалистами.

Иногда при заключении контракта нас просят назвать «свою» цену. В этом случае цена может быть назначена нами исходя из ощущаемой стоимости товара, т.е. наших профессиональных данных, их уникальности и неповторимости. Однако здесь всегда есть опасность переоценить свои возможности.

Для работников социально-культурной сферы, состоящих на службе в государственных органах и учреждениях, заработная плата определяется, как известно, штатным расписанием на основе ЕТС – единой тарифной сетки. Однако и здесь существует определенная вариативность принимаемых по ценам решений, возникают благоприятные ситуации со всевозможными доплатами, премиальными и пр.

Существует так называемая «цена проникновения». Если нас в профессиональной среде еще мало знают, имеет смысл согласиться работать и за скромную зарплату. Постепенно, когда мы проявим себя должным образом и нами станут дорожить, размер заработной платы будет, скорее всего, расти, а возможно и определяться нашими собственными условиями. Напротив, если наша квалификация, наш имидж, наша репутация столь высоки и столь востребованы, что за нами «стоят в очередь», было бы глупо не воспользоваться ситуацией и не «снять сливки».

Во всех случаях полезно изучать возникающую конъюнктуру спроса, проявлять гибкость и вырабатывать определенную тактику поведения, с тем, чтобы не растрачивать свой профессиональный багаж бесплатно и в то же время не прослыть рвачом. Последнее никак не повысит нашего имиджа, скорее наоборот.

В советскую пору вопросы трудоустройства и карьеры выпускника специального учебного заведения отрасли решались достаточно просто: были заявки с мест; формировался план распределения специалистов, который направлялся в вузы и училища культуры; писались характеристики на выпускников; на распределение приезжали «покупатели» – представители районных, городских, областных и т.п. органов и ведомств… Приехав к месту работы, молодой специалист предъявлял свои права на обещанную должность, соответствующую ей заработную плату, оговоренные ранее жилищные условия, получал подъемные и пр. Если оговоренные при распределении условия выполнялись, специалист закреплялся, адаптировался и «приступал» к творческому росту. С годами осуществлялись повышение квалификации, переподготовка, продвижение по службе. Если же специалиста что-то не устраивало, он покидал место работы (текучесть кадров в социально-культурной сфере была в те годы достаточно ощутимой) и как-то устраивался самостоятельно. Иных из беглецов пытались «выловить», вернуть к месту распределения, иногда с помощью местной прокуратуры. Лучших из лучших КПСС «прибирала к рукам», вводила в номенклатуру райкомов партии. В этих случаях поиск «земель обетованных» становился для молодых специалистов весьма проблематичным, в особенности, если его успевали «завербовать» в идеологические бойцы партии. Возникали конфликты. Ломались судьбы.

Рыночные отношения, пришедшие в культуру на рубеже 80-90-х гг., существенно изменили картину. На специалистов возникли спрос и предложение. Они и решают сегодня творческие судьбы, определяют продвижение и карьеру.

Нам известно, что, к примеру, изделия могут иметь товарную марку. А можем ли иметь ее мы, специалисты социально-культурной сферы? Оказывается, можем. В понятие «товарная марка» будут в данном случае входить название учебного заведения, которое мы окончили, наши почетные звания и титулы, ученые степени, государственные и иные награды, которых мы удостоены. И только мы вправе решать – делать ли обладание подобными регалиями достоянием гласности, информировать ли работодателя о нашей «высокой марке».

Наши профессиональные возможности, потенциальные пути и способы использования наших знаний, умений и навыков, имеющиеся у нас смежные профессии, а в ряде случаев и уникальные способности, возможность выполнять, при необходимости различные работы и т.д., могут рассматриваться в качестве нашего профессионального ассортимента, своего рода товарной номенклатуры. Если у нас имеется в этом плане определенный «запас прочности», нам легче и найти работу и продвинуться по службе, и сделать карьеру.

И последнее. Личность, и об этом уже не раз говорилось выше, имеет, как и всякий иной товар, свой жизненный цикл. Решая проблемы самомаркетинга, следовало бы трезво оценивать собственные возможности и не впадать в самообман. Профессиональные знания, обретенные однажды навыки выполнения той или иной работы имеют пределы своего применения и использования. Рано или поздно наступает момент исчерпанности, а отсюда и невостребованности. Но если человек постоянно работает над собой, его жизненный цикл может быть и продлен, однако всегда в разумных пределах. Глупо и нелепо настаивать на пребывании в должности или выдвижении на оную, если мы отстали от жизни, не владеем современными технологиями, не совершенствуем своего профессионального мастерства, полагаясь на стаж работы. А ведь не всякий стаж – опыт. Да и опыт бывает разный.

Современному специалисту социально-культурной сферы приходится овладевать не только приемами самомаркетинга, но и технологиями самоменеджмента.

Самоменеджмент – это система самосовершенствования, направленная на непрерывность самообновления, саморазвитие нового менталитета и самореализацию творческого потенциала. Он, в частности включает:

целевую самоориентацию, системную самодиагностику, самопознание, самооценку, самопрогнозирование, самообучение, самооздоровление, самовоспитание, самоуправление, самомобилизацию, самообновление, самоимиджирование, самоактуализацию, самоопределение, самопрезентацию, самореализацию, самоакмеологизацию.