Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Napoleon_Bonapart (1).rtf
Скачиваний:
8
Добавлен:
15.05.2015
Размер:
210 Кб
Скачать

Бестужевские капли для «Ирода»

Главной внешнеполитической проблемой, с которой столкнулась вступившая на престол Елизавета, была русско-шведская война.

Октябрьской ночью 1740 года в Летнем дворце императрицы Анны Ивановны увидели в темноте тронного зала фигуру в белом, чрезвычайно похожую на императрицу. Разбудили Анну, которая вышла посмотреть на своего двойника. «Это моя смерть», - сказала государыня императрица ,17 октября 1740 года, прожив 47 лет, Анна умерла. Примерно в те же дни призрак белой дамы появился и в венском дворце Хофбург. Его видели многие из придворных императора Карла VI, который, откушав шампиньонов, умер 20 октября. Неизвестно, появлялась ли белая дама в Потсдаме, но и там Пруссия лишилась своего короля Фридриха-Вильгельма I.

В 1724 году Карл VI издал Прагматическую санкцию - императорский указ о неделимости владений империи Габсбургов и о наследовании короны, при отсутствии мужского наследника, женщиной - дочерью императора Карла Марией-Терезией.

В декабре 1740 года прусская армия, без объявления войны, грубо нарушив все прежние соглашения Пруссии с Австрией, вторглась в ее пределы и быстро, не встречая сопротивления гарнизонов слабых австрийских крепостей, оккупировала всю Силезию. Сам же король тайно обратился к Марии-Терезии и предложил ей продать ему Нижнюю Силезию за 6 миллионов талеров, Мария-Терезия отвергла предложение, и Первая Силезская война началась.

10 апреля 1741 года произошла печальная для австрийцев битва при Мольвице, недалеко от столицы Силезии Бреславля. После нее Фридриха стали уважать в Версале и Вестминстере. Летом 1741 года Швеция напала на Россию и, несмотря на поражение при Вильманстранде, продолжила войну в следующем 1742 году. Французы получили текст Бреславского мирного договора от 11 июня 1742 года, по которому Австрия уступала Силезию в вечное владение Пруссии. Договор был подписан пруссаками в тайне от их союзников по антиавстрийской коалиции. Освободившись от Пруссии, Мария-Терезия начала успешно бороться с баварцами и французами, и вскоре ее войска вытеснили противника из Праги и Богемии. Затем австрийская армия заняла Эльзас, вторглась в Неаполитанское королевство. На сторону Австрии перешли Саксония и Пьемонт, союзником Марии-Терезии объявил себя и английский король Георг II. Франция оказалась в затруднительном положении и нуждалась в помощи. И в этот момент Фридрих опять протянул ей «руку дружбы» - в мае 1744 года он подписал с французами союзный Версальский трактат. После этого король начал Вторую Силезскую войну с Австрией. Нарушив условия Бреславского мира, он напал на Богемию и занял Прагу, хотя вскоре ее оставил. Зато в Саксонии, на которую Фридрих напал следом, его ждали блестящие победы.

Дрезденский мир 25 декабря 1745 года завершил Вторую Силезскую войну. Франц Стефан стал императором Францем I, корона империи вернулась в Вену, Пруссия округлила свои владения и утвердила их полноценным международным договором.

Фридрих родился в 1712 году ,имел только одну любовь - его армия. В 1740 году у Пруссии была уже 100-тысячная армия.

Дочь императора Карла VI, намеревалась унаследовать германскую императорскую корону после смерти отца в 1740 году. Но Фридрих II растоптал Прагматическую санкцию, украл у эрцгерцогини Марии-Терезии и династии Габсбургов императорскую корону, ограбил молодую государыню, отхватив от ее владений самую богатую область - Силезию. Резль - так звали дома Марию-Терезию - стала наследницей престола с титулом эрцгерцогини Австрийской. В 1743 году Мария-Терезия вступила в освобожденную от французов Прагу, где ей возложили на голову корону Святого Вацлава. Так она стала королевой Чехии и Богемии.

Россия подписала Прагматическую санкцию Карла VI, с Австрией Россию связывали международные договоры, но самым главным была общность интересов русских и австрийцев на юге (против Османской империи) и в Речи Посполитой. С другой стороны, ориентация на Австрию была характерна для свергнутого Елизаветой правительства Брауншвейгской фамилии. Более того, в 1743 году австрийский посланник в Петербурге маркиз Ботта д'Адорно оказался замешан в деле Лопухиных, обвиненных в государственном преступлении - заговоре против императрицы Елизаветы Петровны. Елизавета была оскорблена и требовала от Марии-Терезии сурово наказать посланника, вовремя уехавшего из России. И хотя никаких доказательств вины Ботта не было, Мария-Терезия, приказала посадить незадачливого маркиза в тюрьму. Все это, как и русско-шведская война 1740-1743 годов, мало способствовало намерению русских встать на защиту Прагматической санкции.

Как только Фридрих вступил на престол, он начал добиваться заключения с Россией оборонительного союза, который и был подписан в начале 1741 года. Фридрих теперь мог не опасаться вмешательства России в спор за Силезию. Приход осенью к власти Елизаветы заставил «мироломного» короля удвоить свои усилия по нейтрализации России. Особые надежды Фридрих возлагал на Лестока.

Эта подрывная работа началась с первых дней царствования Елизаветы, и многое благоприятствовало прусскому королю. Основу «прусской партии» при дворе составляли личности, уже известные читателю: влиятельный сановник и личный хирург императрицы Лесток, французский посланник Шетарди, инструкции которому предписывали (повторяя общую политическую линию Версаля на сближение с Берлином) тесно сотрудничать с Мардефельдом и другими агентами Пруссии при дворе Елизаветы. К этой партии вскоре присоединился воспитатель и гофмаршал наследника престола великого князя Петра Федоровича влиятельный граф О. Ф. Брюммер. В 1744 году в Петербург приехала еще одна ярая сторонница прусского короля, мать невесты Петра Федоровича, будущей Екатерины II, княгиня Иоганна-Елизавета. В итоге образовалось мощное политическое лобби, победа которого в борьбе за влияние на столь легкомысленную с виду Елизавету казалась неминуемой.

Коллегию иностранных дел возглавлял старый и больной князь Алексей Черкасский - фигура «в разработку» совершенно непригодная, а вице-канцлером назначили Алексея Петровича Бестужева-Рюмина, который после смерти Черкасского в 1744 году занял его место. Уже с первых дней его назначения вице-канцлером в Берлине, Лондоне, Версале и Вене поняли, что именно этот человек - ключевая фигура русской внешней политики и от него зависит внешнеполитический курс России. Он один может перевесить всю компанию Лестока и его приятелей.

На высшем посту чиновной иерархии Бестужев-Рюмин пробыл 14 лет, фактически самостоятельно определяя внешнеполитический курс России. Самое большее, чего он мог добиться, - это называть себя другом фаворита, Алексея Разумовского. У Бестужева-Рюмина было множество врагов и в России, и за границей. Они возникли почти сразу же после того, как он в конце 1741 года стал вице-канцлером. Война с Бестужевым продолжалась несколько лет и закончилась полным разгромом партии его противников и даже разрывом России с неприятными канцлеру державами - Францией и Пруссией.

Начитавшись докладных записок Бестужева и специально подобранных экстрактов из перлюстраций дипломатов об их постоянных контактах с Лестоком, императрица нашла в них подтверждение опасности таких встреч своего лейб-хирурга с дипломатическими представителями недружественных России держав. Лесток был арестован, пытан в застенке Петропавловской крепости и затем сослан в Устюг Великий. Дело Лестока готовилось как дело Лестока - Воронцова. Михаил Илларионович Воронцов был бельмом на глазу канцлера. Занимая пост вице-канцлера, он принадлежал к кругу ближайших сподвижников Елизаветы.

В итоге, если во время Первой Силезской войны (1740-1742) Елизавета, при дворе которой была сильна прусско-французская партия Шетарди - Лестока, прохладно относилась к отчаянным призывам Марии-Терезии о помощи, то все изменилось с началом в 1744 году Второй Силезской войны, когда Фридрих напал на Саксонии. Вторжение рассматривалось как вмешательство в сферу русских интересов - ведь саксонский курфюрст - наш польский король! Саксония обратилась за содействием к России. Елизавета Петровна вняла требованиям Бестужева и 8 октября 1745 года предписала фельдмаршалу Петру Ласси сосредоточить в Лифляндии и Эстляндии около 60 тысяч войск, чтобы весной начать наступление против Фридриха II.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]