Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Югоосетинский конфликт.doc
Скачиваний:
10
Добавлен:
14.05.2015
Размер:
744.96 Кб
Скачать

[Править]1990 год

9 марта 1990 года Верховный совет Грузинской ССР принял декрет о гарантиях суверенитета республики, денонсировав Союзный договор 1922 года. В апреле — июне Верховный совет Грузинской ССР признал незаконными все юридические акты, принятые после установления в Грузии Советской власти в 1921 году, включая Закон СССР о разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами федерации и Закон СССР о выходе из СССР.

Совет народных депутатов Южной Осетии одновременно принимает постановления о действии Конституции СССР и законов СССР на территориии ЮОАССР.

В августе 1990 г. Верховный совет Грузии принял закон, запрещающий региональным партиям участвовать в выборах в республиканский парламент. В Южной Осетии это было воспринято как решение, направленное против движения «Адемон Ныхас».

20 сентября 1990 г. Совет народных депутатов Юго-Осетинской автономной области провозгласил создание Юго-Осетинской Советской Демократической Республики, принял Декларацию о национальном суверенитете и обратился к советскому правительству с требованием о признании самостоятельности республики.

В октябре 1990 г. Южная Осетия бойкотировала проведение выборов Верховного совета Грузии. К власти в Грузии тем временем на волне подъёма национализма пришёл возглавивший «Круглый стол» Звиад Гамсахурдиа, который выдвинул лозунг «Грузия для грузин, осетины, вон из Грузии»[1]. Гамсахурдиа, получивший со своим блоком 56 % мест в парламенте, возглавил Верховный совет.

В ноябре чрезвычайная сессия Совета народных депутатов Южной Осетии заявила о том, что Южная Осетия должна стать самостоятельным субъектом подписания Союзного договора.

7 декабря в Цхинвали был введён полк внутренних войск СССР из состава Тбилисского гарнизона.

9 декабря прошли выборы в Верховный Совет Юго-Осетинской Республики. Грузинское население их бойкотировало.

10 декабря председателем Верховного совета Южной Осетии был избран Торез Кулумбегов, его заместителями — А.Чочиев (руководитель движения «Адемон Ныхас») и Е.Дзагоева. Кулумбегов одновременно возглавил правительство Южной Осетии. В тот же день Верховный совет Грузии принял решение об аннулировании результатов выборов югоосетинских органов власти и об упразднении осетинской автономии, объявив её территорию административной единицей Грузии — «Цхинвальским регионом».

11 декабря 1990 в Цхинвали в межэтническом столкновении погибли три человека, и грузинские власти ввели в Цхинвали и Джавском районе - регионе компактного проживания осетин - чрезвычайное положение.

С середины декабря в Цхинвали из-за блокады практически перестало поступать продовольствие. К Новому году силами грузинской милиции было упразднено областное управление внутренних дел Юго-Осетии и принято на хранение около 200 автоматов.

Южная Осетия — осетинские и грузинские территории (по данным Грузии)

Характеризуя впоследствии эти события, грузинский исследователь Автандил Ментешашвили писал:

Масла в огонь подлили и радикальные лидеры национально-освободительного движения Грузии своими поспешными, необдуманными действиями, высказываниями и призывами на митингах, в прессе и по телевидению. Вспомним хотя бы многотысячный поход на Цхинвали в декабре 1989 года. Зачастую их некомпетентность, политическая близорукость, амбициозность, националистический популизм способствовали усилению и углублению начавшейся конфронтации. Никто из этих лидеров не хотел думать, какой отклик получат их призывы и лозунги у проживающих в Грузии абхазов и осетин и представителей других национальностей. Политика Звиада Гамсахурдиа, ставшего в ноябре 1990 года председателем Верховного Совета Грузии, а затем и первым президентом страны, наглядно свидетельствует, что не всегда диссиденты становятся мудрыми правителями, встав во главе государства. Иллюстрацией этому является та поспешность, с которой З. Гамсахурдиа обратился к парламенту Грузии в ноябре 1990 г. с предложением ликвидировать Юго-Осетинскую автономную область, кстати, аплодисментами встреченным оппозицией. О последствиях никто не хотел думать. Что последовало за этим, мы все хорошо знаем: военные приготовления в Цхинвали и антиосетинский синдром в Грузии. /Автандил Ментешашвили. Исторические предпосылки современного сепаратизма в Грузии/