Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
о част собс.doc
Скачиваний:
12
Добавлен:
10.05.2015
Размер:
124.93 Кб
Скачать

И.Ильин Глава десятая о частной собственности

1. Проблема

   Есть два различных понимания человека — духовное и недуховное.

                Духовное понимание человека видит в нем творческое существо с бессмертною душою, живое жилище Духа Божия, самостоятельного носителя веры, любви и совести. Жизнь этого существа есть таинственный, внутренний процесс, процесс самоутверждения и самостроительства. Этот творческий центр нуждается в свободе и заслуживает ее; он есть самостоятельный субъект права и правосознания.  Он есть живая основа семьи, родины, нации и государства,  ответственный источник духовной культуры: церковной  жизни,  науки,  искусства, нравственности, политики,  труда и хозяйства.

                Безумно и преступно гасить этот творческий очаг на  земле. Заменить его нечем, обойтись без него невозможно.  Несовершенства  же его преодолеваются  и могут быть  устранены — только им самим, в  процессе внутреннего  горения. Для того, чтобы стать лучшим и жить лучше, человек должен принять данный ему от Бога и от природы  способ бытия и совершенствовать свою жизнь  изнутри.  Гасить огонь личного духа безумно, потому что угасить его  все равно не удастся, сколько бы людей ни было погублено  и умучено в этих попытках: человеку дано быть духом:  он призван быть духом; в этом основной и священный  смысл его жизни; и огонь этот все равно вспыхнет вновь  и разгорится с новою силою. Гасить огонь личного духа  преступно, потому что это значит лишать людей доступа ко  всему священному, великому и бессмертному на земле;  это значит обессмысливать жизнь и разрушать культуру.  Угасание этого творческого очага останавливает и опустошает жизнь человечества на земле, ибо то, что остается  после его видимого, мнимого прекращения есть лишь мучительное и унизительное, слабое и бесплодное подобие былого огня и былой жизни...

                Проблема  частной собственности сводится при таком  понимании к вопросу, подобает ли этому творческому духовному центру иметь на земле некое прочное, вещественное гнездо, предоставленное ему и обеспеченное за ним —  гнездо его жизни, его любви, деторождения, труда и свободной инициативы? И если подобает, то в силу чего и на  каких условиях? Должно ли государство беречь духовную  самостоятельность и творческую самодеятельность граждан — и в культуре, и в политике, и в хозяйстве — или же оно призвано стать всепоглощающим, всепорабощающим,  обезличивающим  чудовищем  Левиафаном  и потому  должно стремиться к изъятию и огосударствлению частной  собственности, принадлежащей отдельным гражданам, их семьям  и их свободным  объединениям (корпорациям)?   Должна   ли «публичная»  стихия поглощать и упразднять стихию частной жизни и  личной инициативы? И что есть государство — органическое  единение   живых   людей,   одаренных   честью,  совестью и правосознанием, или бюрократическая машина, «регистрирующая» рабочую  силу и принуждающая  ее к рабскому труду? Возможен ли дух без свободы, и творчества? Возможны ли  свобода и творческая инициатива  без частной собственности?.. Так ставится вопрос о частной собственности при духовном понимании человека. Совсем иная постановка вопроса слагается при недуховном понимании человеческой  природы.

                Отвлеченно говоря, можно представить себе такое непоследовательное учение, которое соединяло бы «духовную» точку зрения с коммунистическими требованиями;  история человеческой мысли знает и не такие еще курьезы.  Но по существу говоря, совсем не случайно, что практический социализм и воинствующий коммунизм оформились  и выработали свою программу именно тогда, когда связались с «экономическим материализмом»; это было последовательно и неизбежно. Для материалиста на свете нет ничего, кроме материи — ни души, как самостоятельной, не  сводимой к телу реальности, ни тем более духа. Человек  состоит из тела, телесных потребностей и отправлений;  этим он и исчерпывается. При этом он подлежит механическим законам, которые управляют его жизнью,— законам «простым» и «ясным»; здесь нет никаких тайн и никакого особенного «творчества»; так же обстоит и в общественной жизни. Все то, что разумеют духовно настроенные люди, говоря о Боге, о бессмертной душе, о вере, о совести, о духовном творчестве, не существует для материалиста; все это кажется ему порождением невежественной  глупости или своекорыстного лицемерия. Согласно этому, человек есть не духовная, а материальная величина, не творческий очаг, а рабоче-мускульный центр, не самостоятельный субъект прав, а зависимый объект, подлежащий властным распоряжениям. Ему  нужна не вера, а трезвая сообразительность, не инициатива, а дисциплина и безоговорочная исполнительность, не любовь, а классовая ненависть, не совесть, а классовое сознание. Нравственное чувство может только помешать  его классовой борьбе;  семья ему не нужна, она только отвлекает его от классового единения; разговоры о родине и нации должны быть  покончены раз  навсегда; государство есть машина для  подавления классовых врагов и для принудительной организации труда. Естественно, что эта машина призвана  поглотить жизнь и труд личного человека. Когда государство получает форму классово-пролетарскую и пролетарски-партийную, оно сведет частную жизнь человека к  минимуму или совсем упразднит ее. Трудовые обязанности и размеры потребления будут предписываться человеку  государственной властью; никакого прочного вещественного гнезда, своего жилища или оседлости у него не будет.  Свободная инициатива ведет только к вредным субъективным выдумкам или к хозяйственной анархии, а имущественная независимость совершенно не нужна и даже недопустима, ибо она создает только дурное своеволие, беспорядок и «эксплуатацию» человека человеком. В силу всего  этого частная собственность вообще, а в особенности на  орудия производства (земля, фабрики, машины,   скот,  инструменты, библиотеки и т. д.) должна быть упразднена, а соответствующие вещи должны быть изъяты и переданы в распоряжение бюрократически-классового аппарата. Самостоятельности и самодеятельности граждан должен быть положен конец. Государство должно создавать  новую культуру и новое хозяйство: безбожно-безличную,  материалистическую культуру  и механически-принудительное, коммунистическое хозяйство.

                Так противостоят друг другу духовное и недуховное понимание человека в их последовательно продуманных основах и выводах. Два противоположные миросозерцания, две различные веры, два «человека», два способа жизни. Два противоположных отношения к частной собственности. Одно —  начинающееся от Бога и духа  и утверждающее начало частной собственности, идущее от веры и любви, чтущее свободу и совесть, строящее семью, родину и нацию, воспитывающее в человеке правосознание и здоровое чувство сверхклассовой государственности. Другое — идущее из рассудка и ненависти, презирающее свободу и совесть, сознательно разлагающее семью, родину и национальную жизнь, подрывающее в человеке все основы правосознания и сверхклассового государства... В каждом  из этих воззрений вопрос о частной собственности разрешается не «случайно» и не «произвольно». И там, и тут все  предопределено  заранее — исходным   отправным пунктом.

                Куда же ведет каждый  из этих путей?