Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
культурное развитие россии 20 21.doc
Скачиваний:
96
Добавлен:
30.04.2015
Размер:
132.61 Кб
Скачать

5. Российский кинематограф в 20-21 вв.

100 лет назад в 1908 году в Санкт-Петербурге состоялась премьера первого русского художественного фильма "Понизовая вольница" ("Стенька Разин и княжна"). Лента шла всего 8 минут в сопровождении игравшего в зале тапёра. Как мы помним, первая кинематографическая лента Луи и Огюста Люмьеров была впервые показана в Париже, в подвале Гран-кафе на бульваре Капуцинок 28 декабря 1895 года. Россия успела познакомиться с кинематографом в мае 1896 года, за несколько дней до коронации последнего русского императора, так что торжества в Кремле уже были запечатлены на пленку. Вскоре "иллюзионы", демонстрировавшие хронику, документально-видовые и первые игровые ленты, стали появляться во всех крупных городах страны.

Кино, в широком смысле слова, система, позволяющая воспроизводить плоское ограниченное движущееся изображение произвольного характера (в том числе и фотографически жизнеподобное) и обладающая способностью мгновенного и полного изменения этого изображения (монтажная склейка). Этому определению удовлетворяют также телевидение, видео и высокоскоростной интернет, вопрос о правомерности применения термина "кинематограф" к которым является в современном киноведении дискуссионным.

В узком смысле под кинематографом понимается только т. н. "пленочное кино", т. е. описанная выше система, где материальным носителем является гибкая прозрачная основа с нанесенным на нее изображением (формируемым фотохимическим способом), которое воспроизводится с помощью просветной проекции.

С помощью этой системы (безотносительно к носителю) можно как просто передавать определенную информацию – факты и авторское отношение к ним, что позволяет проводить некоторые аналогии между языком кинематографа и вербальным языком, – что имеет место в кинохронике и телевидении, так и придавать этой информации обобщающий (т.е. художественный) смысл, что, как правило, имеет место в игровом и документальном кино.

Итак, кинематограф, во-первых, является коммуникативной и художественной системой, и оба эти аспекта изучает теория кино, т. е. наука об основаниях и общих принципах кинематографа. Эстетика кино, в свою очередь, изучает средства, с помощью которых в кино осуществляется передача коммуникативного и художественного смыслов.

Вследствие своей значительной производственной сложности (среди других видов искусства сравнимой только с производственной сложностью архитектуры), кинематограф, во-вторых, можно рассматривать одновременно как художественно-коммуникационную систему и как сложное технико-индустриальное производство. В силу этого эстетика кино оказывается неразрывно связанной с техникой кино (роль которой, прежде всего, и состоит в создании материальных предпосылок для эстетических средств кинематографа), а последняя, в свою очередь, тесно переплетается с киноиндустрией.7

Как в эстетическом, так и в технико-индустриальном плане, кинематограф, в-третьих, является одновременно наследником фотографии и живописи с одной стороны, и литературы и театра – с другой. Это обстоятельство, а также возможность непосредственного использования в звуковом кинематографе звучащего слова и музыки дали некоторым исследователям повод рассматривать кино как синтетическое искусство.

В-четвертых, по своей социально-культурной роли кинематограф одновременно является видом искусства и средством развлечения (в этом аспекте различия пленочного кино, телевидения и пр. проявляются наиболее сильно). Фундаментальное значение приобретают жанры кино.

Поговорим о Российском кино в конце 20 и начале 21 века. Кино СССР, что отличает его от российского кино, несмотря на то, что русский язык является преобладающим в обоих жанрах, включает кинофильмы стран, составляющих СССР, отражающих элементы предсоветской культуры, языка и истории, проходящие через цензуру правительства.

После Сталина советским кинопроизводителям дали больше свободы, и они могли снимать то, что по их мнению, является желаемым для зрителей. Однако, киноиндустрия по прежнему проверялась правительством, и если какой-нибудь материал был найден политически оскорбительным или нежелательным, он был или удален, отредактирован, повторно снят, или отложен. В редких случаях кинопроизводителям удалось убедить правительство в невинности их работы, и фильм был выпущен.

Цензоры свирепствовали и совершали смешные ошибки – первая часть эпического фильма "Освобождение" была снята через 20 лет после последующих, т.к. режиссер ждал времени, когда ему позволят снять ее без влияния цензоров, отказываясь исправлять свои "ошибки". Фильм "Александр Невский" отказались выпускать на экране перед началом ВОВ из-за показанного в нем российского лидера, бросающего вызов вторгающейся армии немецких Тевтонских рыцарей. После вторжения немецких войск фильм был выпущен в пропагандистских целях.

Непосредственно российское кино сегодня существует еще недолгий срок, но и в нем есть свои шедевры – по миру прогремели блокбастеры Ночной и Дневной дозор, и многие др. фильмы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Много чего в культуре XX века делает ее совсем другой по сравнению со всей предыдущей историей человечества.

Мир культуры усложнился и расширился. Человеку стали подвластны невиданные раньше виды энергии. Порожденные человеком техника и технологии решающим образом определяют условия человеческого существования, изменяя ландшафт и климат. Создаются новые виды искусства.

ХХ век характеризуется проникновением науки не только в производство, но ее растущим влиянием на все без исключения стороны жизни человека, вплоть до быта. Прорывы в отрасли научного познания в ХХ веке настолько грандиозные, что наука становится действенной экономической силой, важным фактором общественно-политического процесса, стратегическим военным ресурсом.

Итогом развития человечества на конец XX века является культурная ситуация, которую характеризуют такие процессы:

– превращение человечества во взаимно связываемую, взаимозависимую целостность, что связано с качественно новыми техническими, технологическими, информационными, коммуникативными возможностями;

– приобретение глобальным развитием ярко выраженных черт катастрофической (нарастание агрессивности и насилия, появление средств массового уничтожения, геноцид, мировые войны, глобальные проблемы);

– резкое расширение возможностей человека влиять на условия своего существования, особенно на природу, создавать и превращать искусственно материально вещественную среду.

Отсюда вытекают характеристики современной художественной культуры:

– унификация и стандартизация (принципиально новые возможности распространения предопределяют упрощение явлений культуры, усиления роли «массовой культуры»);

– интернационализация культурной жизни, глобализация процессов;

– возникновения новых, синтезированных (синтетических) видов творческой деятельности, новых жанров искусства и способов творческого самовыражения. Это способы - кинематографа, дизайна, мультипликации (анимационного кино), взаимопроникновения видов и жанров искусства, стирания граней, между стилями;

– дифференциация культурных форм (появление множества новых стилевых направлений, стремления представителей национальных культур, сохранить свою самобытность).

Список литературы

1. История России. Учебник. Орлов А.С., Георгиев В.А. М.: Прогресс 2006

2. Антипов А.Д. История России XX век М.: Эксмо 2000

3. Измаилова Н.Л. Российская культура 20века М.: Прогресс 2005

4. Мамаев К.М. Культурология М.: Эксмо 2007

  1. Актуальные проблемы культуры ХХ века. - М., 1993.

  2. Андреев А.Н. Культурология. Личность и культура. - Минск, 2005.

  3. Вейдле В.В. Россия и Запад // Вопросы философии. 2006, № 10.

1. История России. Учебник. Орлов А.С., Георгиев В.А. М.: Прогресс 2006

2Антипов А.Д. История России XX век М.: Эксмо 2000

3Измаилова Н.Л. Российская культура 20века М.: Прогресс 2005

4Мамаев К.М. Культурология М.: Эксмо 2007

5Актуальные проблемы культуры ХХ века. - М., 1993

6Андреев А.Н. Культурология. Личность и культура. - Минск, 2005.

7Вейдле В.В. Россия и Запад // Вопросы философии. 2006, № 10.

29