Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Тема 1 МПиП.doc
Скачиваний:
16
Добавлен:
18.04.2015
Размер:
196.61 Кб
Скачать

Лекция 1:

Введение в общенациональное прогнозирование и планирование

Переход к рыночной экономике усиливает общественную потребность в выработке достоверных научных представлений о будущем страны. Только в случае резкого усиления прогностической направленности исследований экономическая наука способна стабилизировать обстановку в обществе, охваченном беспокойством относительно перспектив своего социально-экономического развития. Насколько преждевременными представляются претензии исследователей, недостаточно глубоко уяснивших реальную структуру экономической системы, на результативную футурологическую деятельность, настолько же утрачивает смысл познание закономерностей экономического развития, объяснение прошлой эволюции общества, если они не сочетаются с заключениями о предстоящих в будущем сдвигах в экономической системе. Существование любой науки оправдывается не столько выполнением ею своей внутренней, познавательной функции, сколько реализацией совокупности функций внешних, практических. Среди этих функций ведущее место принадлежит выработке прогнозов и планов социально-экономической динамики, которые, в свою очередь, составляют теоретическую основу формирующихся правительством экономических программ.

В свое время спонтанный характер экономического развития считался непререкаемой истиной. Классическая теория исключала не только необходимость, но и саму возможность управления народных хозяйством как единым целым. Однако марксизм теоретически, а советский опыт практически доказали обратное. Управление экономикой в национальных масштабах стало историческим фактом в СССР задолго до того, как было признано Кейнсом и западной наукой. Но, подтвердив одни, кейнсианская теория опровергла другие постулаты марксизма, в частности, утверждение, что планирование возможно только на базе государственной собственности. Развивая идеи государственного регулирования экономики, Дж. Гэлбрейт пришел к выводу об эффективности опирающегося на рыночные отношения «планового капитализма», особенно необходимого в сфере международных валютно-экономических отношений. Планирование многих сторон экономической жизни в таких странах рыночной экономики, как Япония, Франция, Австрия, Швеция и др., наполняет идею Гэлбрейта вполне конкретным содержанием. Едва ли можно отрицать, что иная, чем в социалистических странах, разновидность планирования стала реальностью.

История общенационального прогнозирования и планирования

Усиление общественного характера производства, расширение границ планомерности в индустриально развитых странах мира на определенном этапе привели к последовательному развертыванию футурологических исследований. В частности, вопрос о прогнозировании экономической конъюнктуры обсуждался еще в начале ХХ века, в том числе в русской буржуазной печати. Так, в журнале «Промышленность и торговля» (органе союза представителей промышленности и торговли) доказывалось существование возможности в принципе достаточно точного прогнозирования конъюнктуры.

После I мировой войны обострение проблемы рынков привело к интенсификации прогнозных исследований в области экономической конъюнктуры во многих странах мира. Данные исследования выступали в качестве орудия конкурентной борьбы, а позднее - как неотъемлемый элемент системы маркетинга. Следует, правда, отметить, что в маркетинге термин «экономическая конъюнктура» встречается крайне редко. Но если взять важнейшую функцию маркетинга - изучение рынка -, то, по сути дела, такое изучение и есть изучение рыночной конъюнктуры.

К числу важнейших обстоятельств, приведших к развитию экономической футурологии именно в ХХ веке, следует отнести:

1) то, что именно в этот период резко усилилась конкуренция, не осталось свободных, не разделенных рынков и источников сырья. А значит, само существование предприятия во многом предопределяется качеством конъюнктурного анализа, предшествующего производству,

2) достигнут прогресс в развитии экономико-математических методов и электронно-вычислительной техники, без которых качество прогнозов оставляло желать лучшего,

3) возрос уровень монополизации экономики, что заметно облегчает прогнозные расчеты.

В довоенный период основное занятие западных футурологов предсказание движения конъюнктуры. В центре внимания находились вопросы экономического цикла, что влекло за собой пренебрежительное отношение к анализу долгосрочных тенденций воспроизводства. Этому в некоторое степени способствовало и высказывание Кейнса о том, что «в далекой перспективе мы все умрем».

После войны произошли резкие изменения. Почти во всех странах стали разрабатываться долговременные прогнозы. На рубеже 50-60-х г.г. обозначился бум прогнозирования. Примером может служить исследование «Ресурсы в будущем Америки. Потребности и возможности их удовлетворения в 1960-2000 г.г.», проведенное в рамках исследовательской организации «Ресурсы для будущего» на средства «Фонда ХХ века». Цель прогноза - выявление возможных в будущем «узких мест» в обеспечении экономического роста естественными ресурсами и разработка общенациональных мер для заблаговременного развития соответствующих ресурсов и областей техники. Аналогичное исследование было проведено в Европе в 1961 г. по 18-ти западноевропейским странам.

В США с 20-х годов до последних десятилетий XX века акцент делался на прогнозные разработки, создаваемые частными организациями. Однако в дольнейшем анализом конъюнктуры занимались не только многие университеты и фирмы, но и Совет экономических консультантов президента США, Министерство финансов, Министерство сельского хозяйства, Бюджетное управление конгресса и др. Свою политику доходов и налогообложения правительство и конгресс строят на прогнозах доходов, цен и занятости. По результатам опроса руководителей крупнейших корпораций регулярно публикуются прогнозы инвестиций в промышленность США.

Американская компания Data Resources Inc. (в настоящее время объединена с Wharton Econometric Forecasting Associates (WEFA Inc) в международной корпорации Global Insight – крупнейшей аналитической экономической организации мира) предоставляет своим клиентам за несколько десятков тысяч долларов в год информацию о более чем 100 тыс. показателях и о результатах прогнозирования по эконометрическим моделям, в том числе по отдельным странам и регионам мира. Клиенты также получают доступ к базам данных, на которые опираются данные модели. Тем самым фирма фактически может вырабатывать прогнозы, основанные на собственных предположениях заказчиков о том, как будут в дальнейшем разворачиваться события.. Данная фирма разрабатывает экономико-математические модели развития ЕЭС, Японии, Канады, отдельных товарных рынков. Исследованиями рынка занимаются аналитические отделы IBM, General Electric, Mellon Bank. Среди макромоделей прогнозирования наиболее авторитетны те, которые построены специалистами Уортонской школы бизнеса (лауреат Нобелевской премии Л. Клейн), корпораций Data Resources Inc. (О. Экстайн), Department of Econometrics and Business Statistics , Wharton Econometric Forecasting Associates Inc.

К настоящему времени в США, а тем более в Западной Европе и Японии сложились и государственные системы макроэкономического прогнозирования. Более мощными, технически оснащенными они являются в странах, где шире масштабы государственного регулирования экономики. Это прежде всего относится к Франции, в которой частные конкуренты Министерства экономики и финансов, традиционно занимающегося определением перспектив, стали появляться лишь в конце 70-х годов (но и они занимаются лишь кратко- и среднесрочным прогнозированием).

В последние годы активизируется прогнозная деятельность на уровне Секретариата ООН, департамент по международным экономическим и социальным вопросам которого, например, в 1990 г. разработал на базе глобальной эконометрической модели прогноз основных макроэкономических переменных мировой экономики (темпов экономического роста, валового внутреннего продукта на душу населения, соотношений потребления и накопления и др.) на период до 2000 г. по более чем 75 странам и регионам мира. Преодолевая несходство национальных систем сбора, обработки и публикации статистической информации, налаживая обмен ею между научными центрами, прогнозирование на межнациональном уровне как порождение интернационализации экономики содействует разрешению противоречий мирового хозяйства.

В ходе обоснования перспектив, естественно, возникали трудности и неудачи. В период бума прогнозов 50-60-х годов были не единичны экономические предсказания интуитивного, а нередко и спекулятивного характера, ошибочность макроэкономических оценок которых, впрочем, вскоре была доказана практикой. Причинами ошибочности прогнозов могут стать:

  1. неожиданные изменения в экономической политике, а также в ценах на нефть;

  2. неточность самих моделей, связанная с недостаточным знанием их разработчиками тех взаимосвязанных объективных законов, в соответствии с которыми развивается та или иная разновидность экономической системы;

  3. несовершенство статистической и модельной базы прогнозирования.

Экономические катаклизмы 70-х - начала 80-х годов породили волну справедливой критики в адрес экономической науки, не справившейся с задачей опережающего отображения кризисных потрясений, - и это стало причиной очередного кризиса футурологии. Так, наибольшая ошибка прогнозов развития американской экономики за последние десятилетия была допущена в 1982 г., когда не был предсказан экономический спад и, как следствие, произошла переоценка предстоящего объема выпуска и уровня инфляции. Хотя крупномасштабные прогнозные макроэкономические модели и не оправдали возложенных на них ожиданий, они оставили полезное наследство: привели к разработке мощной теории идентификации и оценки, технологии расчетов и имитационного моделирования, комплексных макроэкономических баз данных и много другого. Более того, прошлые неудачи -- это совершенно не обязательно дурной знак для будущего: точно так же, как макроэкономика сильно выиграла от ее переосмысления в семидесятые годы, выиграло и макроэкономическое прогнозирование. С преодолением этого, по-видимому, неизбежного кризиса уже к концу 80-х годов укрепляется профессионализм деятельности по определению перспектив, усиливается конкуренция в сфере реализации прогнозов, что в конечном счете не могло не отразиться на повышении степени достоверности предвидения. Так, современные ошибки в прогнозах предстоящей динамики ВНП не выходят за пределы 1%.

Чтобы понять будущее науки и методологии макроэкономического планирования и прогнозирования, нужно понять связь между измерением и теорией, а заодно и эволюцию неструктурных и структурных подходов к прогнозированию. Неструктурные методы макроэкономического прогнозирования основаны на использовании корреляций редуцированных форм в наблюдаемых макроэкономических временных рядах, практически без опоры на экономическую теорию. Структурные модели, напротив, рассматривают и толкуют экономические данные сквозь призму той или иной экономической теории. Поэтому структурное макроэкономическое прогнозирование, явным образом основанное на теории, взлетает и падает вместе с теорией, обычно с некоротым отставанием. Структурное кейнсианское прогнозирование, основанное на постулируемых системах правил принятия решений, пережило свой золотой век в пятидесятых и шестидесятых годах вслед за развитием кейнсианской теории в тридцатых и сороковых, и вместе с ней пришло в упадок в семидесятых и восьмидесятых. Эволюция неструктурного прогнозирования, по контрасту, не сильно связана с модой на ту или иную экономическую теорию; оно восходит к намного более ранним временам, чем кейнсианское структурное прогнозирование, и продолжает развиваться быстрыми темпами.