Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Мюнхен(Реферат).docx
Скачиваний:
16
Добавлен:
18.04.2015
Размер:
54.91 Кб
Скачать
  1. Сделка в Мюнхене и ее последствия

18 сентября в Лондоне состоялась встреча премьер-министров и министров иностранных дел Англии и Франции. 19 сентября на основании решений лондонских совещаний передали чехословацкому правительству ноту, в которой заявляли, что интересы европейского мира и Чехословакии якобы не допускают, что бы области, заселенные немцами, оставались в границах Чехословацкой республики, и наоборот, требуют присоединения их к Германской империи. Правительства Англии и Франции «рекомендовали» в своих нотах немедленно без всякого плебисцита передать Германии районы, в которых немцы составляли свыше 50 % населения. Новые границы должна была установить международная комиссия, в состав которой допускался и представитель от Чехословакии. Они дали понять, что в некоторых областях можно будет провести обмен населением. На это предложение английское и французское правительства потребовали дать ответ как можно быстрее.

Это было кульминационным пунктом всех прежних «советов» и «рекомендаций» империалистических союзников: обещанием оказать помощь в защите чехословацкой границы, если чехословацкое правительство удовлетворит требования генлейновских фашистов. Они угрожали Чехословакии, что если она не уступит, то они не смогут гарантировать существование Чехословакии вообще.

Советский Союз постоянно заявлял, что выполнит свои союзнические обязательства и поможет Чехословакии в случае агрессии со стороны Германии. Однако правительство Чехословакии решило запросить советское правительство, на каких условиях Советский Союз готов оказать свою помощь. Бенеш пригласил к себе советского посланника и поставил перед ним два вопроса:

  1. Окажет ли Советский Союз помощь Чехословакии, если Франция останется верной чехословацко-французскому договору?

  2. Если Чехословакия обратиться в Лигу Наций, выполнит ли Советский Союз свои обязательства в соответствии со статьями 16 и 17 Устава Лиги Наций?

Советский посланник, однако, напрасно ожидал, что будет задан вопрос, окажет ли Советский Союз безоговорочную помощь Чехословакии, если Франция предаст, а машина Лиги Наций себя не оправдает. Свое удивление тому, что чехословацкое правительство не поставило этого вопроса, выразил и заместитель народного комиссара иностранных дел Потемкин.

Советское правительство дало немедленный ответ: Советский Союз окажет немедленную и действенную помощь, если Франция останется верной договору, и в любом случае он выполнит свои обязательства в соответствии со статьями 16 и 17 Устава Лиги Наций. Одновременно советское правительство приступило к разработке военных операций.

Но Чехословацкое правительство хотело лишь прикрыться поставленными перед советским посольством вопросами и вообще не думало о том, чтобы действительно добиваться помощи СССР. Ведь Бенеш обещал Ренсимену и Чемберлену, что он этого никогда не сделает.

Вечером 20 сентября министр иностранных дел Крофта передал английскому и французскому посланниками ноты, в которых чехословацкое правительство заявляло о своем желании содействовать миру во всем мире, но указывало на катастрофические последствия , которые повлекло бы за собой для Чехословакии принятие англо-французских предложений.оно оправдывалось, что такие предложения оно само не в праве принять, так как согласно конституции только парламент должен решать о их принятии, и в соответствии с чехословацко-германским договором от 1925 г. предложило английское арбитражное разбирательство.

В ночь с 20 на 21 сентября французский и английский посланники явились к Бенешу с новым заявлением своих правительств, в котором указывалось, что в случае отказа принять англо-французские предложения они оставляют Чехословакию на произвол гитлеровской агрессии.

Бенеш ответил им, что он рассматривает их заявление как «своего рода ультиматум», который только и может оправдать принятие «предложений» еще до утверждения их парламентом, как этого требует конституция. Затем было созвано заседание правительства, на котором обсуждался вопрос о принятии англо-французских условий. Правительство, а после него и парламентский комитет коалиционных партий без всяких возражений решили принять англо-французские условия.

21 сентября чехословацкое правительство в своих нотах сообщило правительствам Англии и Франции, что оно принимает их предложения, причем «предполагает, что оба правительства сделают все, чтобы при осуществлении их предложений были обеспечены жизненные интересы чехословацкого государства». О своем решении чехословацкое правительство объявило народу в заявлении, в котором подчеркивало ультимативное давление Запада и указывала, что советская помощь не является действенной, так как Советский Союз обусловливает ее выполнением Францией своих союзнических обязательств или решением Лиги Наций.

22 сентября английский премьер-министр снова встретился с Гитлером в Годесберге на Рейне. На этой встрече он вел речь о выполнении выдвинутых Гитлером в Берхтесгадене требований, хотел договориться о техническом проведении этой операции, а главное о будущем англо-германском союзе. Но Гитлер, которого уступчивость чехословацкого правительства только побуждало повышать свои требования, потребовал от Англии согласия на немедленное занятие пограничных областей, а сверх этого и занятие и других областей, в которых немцы составляли незначительное меньшенство. Одновременно Гитлер требовал, чтобы были выполнены и территориальные требования Венгрии и Польши. В то самое время по согласованию с Германией выступила и Польша с ультимативным требованием немедленной передачи ей Тешинской области. Венгры также начали угрожать Чехословакии и усиливать свое давление на нее.

На состоявшемся в Лондоне 25 – 26 сентября встрече представителей правительств Англии и Франции английские министры совместно с Боннэ доказывали, что против Гитлера воевать нельзя и ему нужно во всем уступить. Даладье после некоторых колебаний наконец все же уступил и передал дальнейшую инициативу Чемберлену.

26 сентября Бенеш начал переговоры с польским правительством. Польша же требовала отдать ей Тешинскую область, где проживало много поляков. Однако чехословацкое правительство выражало готовность отдать Польше желаемую им территорию. В связи с этим английское и французское правительство требовали от Чехословакии не вести какой либо самостоятельно, без их ведома, внешней политики. Уже 24 сентября французское правительство потребовало от Чехословакии не допускать нечго такого, что могло бы быть расценено как желание воевать за возвращение того, от чего Чехословакия добровольно отказалась, приняв англо-французские предложения. 28 сентября министерство иностранных дел Франции указывало, что коль скоро Чехословакия оказалась от своих границ в Судетской области, то «почему не сделать максимальную попытку сохранить мир, немедленно уступив большие области на западе и на юге Чехии».

Чехословацкое правительство готово было принять и эти новые условия – оно просило только дать ему достаточный срок для выполнения и молило об арбитраже президента США. Между тем западные государства уже все решили. На первый план в качестве «посланца мира» вышел фашистский соучастник Гитлера Бенито Муссолини.

Конференция была назначена на 29 сентября 1938 г. в Мюнхене. Чемберлен уезжал на конференцию, получив согласие чехословацкого правительства на принятие английского предложения «Timetable» (календарное расписание оккупации отдельных чехословацких пограничных областей).при этом чехословацкое правительство выразило единственное пожелание, чтобы окончательной датой вместо 31 октября было намечено 15 декабря 1938 г. Однако и эта покорная и унизительная мольба вызвало недовольство английского правительства. Галифакс заявил, что Чемберлен, «разумеется», будет иметь в виду это пожелание, но одновременно потребовал, чтобы Чехословакия не затрудняла, «деликатную задачу» английского посредника, который должен иметь широкие полномочия и свободу действий.

На Мюнхенской конференции, к участию которой не были допущены Чехословакия и Советский Союз, переговоры между европейскими странами проходили достаточно гладко. В качестве основы для дискуссии Муссолини предложил «свой» проект, который ему до этого приготовил Гитлер. В нем, в сущности было все, что хотела фашистская Германия. Это предложение после краткого обсуждения, в ходе которого французский премьер-министр формально потребовал заверения, что речь идет не об уничтожении Чехословакии, а лишь об обеспечении мира, было принято. В договоре, заключенным между четырьмя державами, делалась ссылка на роковой шаг чехословацкого правительства, принявшие англо-французские предложения от 21 сентября 1938 г., как на «соглашение, достигнутое в вопросе уступки территории судетских немцев», и устанавливались отдельные стадии и условия оккупации этой территории. Большие полномочия этим договором предоставлялись международной комиссии, в состав которой должна была входить и Чехословакия. Как выяснилось позднее, это решение носило чисто формальный характер.

Чехословакия, у которой должно было быть отобрано все, в чем она нуждалась для своей обороны, получила взамен лишь нечего не стоящие обещания о гарантиях, которые к тому же Германия и Италия сразу же обусловливали удовлетворением требованием Польши и Венгрии.

Принятый на конференции документ был передан Чехословакии крайне оскорбительным для нее образом, дававшим понять, что западные державы уже вообще не заинтересованы в своем бывшем союзнике.

30 сентября 1938 г. чехословацкое правительство приняло мюнхенский диктат. Свое решение оно обосновывало тем, что якобы сохраняет мир во всем мире, а вместе с тем и чехословацкий народ от полного уничтожения.[3]

В результате Мюнхенского соглашения Германия захватила более 30 тыс. км2 территории Чехословакии. На этой территории проживало около 3,5 млн. человек, из них около 800 тыс. чехов. На захваченной территории находилось 30 % предприятий металлургической промышленности, 80 % - текстильной промышленности, 26 % железнодорожных дорог. У Чехословакии было отобрано значительное количество машиностроительных заводов. Германия захватила все пограничные укрепления. Новая граница проходила нескольких километрах от важнейших промышленных центров и 35 км от столицы станы – Праги.

При подписании Мюнхенского соглашения было сказано, что как только будет урегулирован вопрос о польском и венгерском меньшинствах Чехословакии, Германия и Италия со своей стороны предоставят Чехословакии гарантии ее новых границ.