Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ISBS.docx
Скачиваний:
80
Добавлен:
15.04.2015
Размер:
540.35 Кб
Скачать

74. Балканские народы под властью турок в χv-XVIII в.

Османские правители, утвердившие свое господство на Балканах во второй половине XIV — первой половине XV века, столкнулись с серьезным историческим вызовом. Этническая и религиозная разнородность балканских народов порождала непрерывные конфликты и противоречия. Центральная власть в целях обеспечения спокойствия и фискальной дисциплины была вынуждена, с одной стороны, отказаться от излишней централизации, передав полномочия на местный уровень, с другой — выстроить систему контроля над местными администраторами в целях предотвращения сепаратизма. Большинство завоеванных балканских территорий были включены в состав эялета (бейлербейства) Румелия, управлявшегося из Эдирне и Софии соответствующим бейлербеем. Важную роль в управлении эялетом играл совет при бейлербее – диван. В административном отношении земли были поделены на санджаки (тж. ливы, «провинции»), вилайеты («субпровинции»), нахии («административные единицы») и казы (тж. кадилыки, «судебные округа»). Главой исполнительной власти санджака был санджакбей (позднее — вали, «губернатор»), опиравшийся на военно-административный аппарат. Власть над податным населением осуществляли аяны (старейшины сельских общин) и кетхуды (старейшины городских кварталов), уважаемые и зажиточные люди. У немусульман административные полномочия выполняли выборные старейшины (коджабаши и чорбаджи), а также представители духовенства. Непосредственное поддержание порядка в селах также осуществляли держатели крупных земельных наделов.

Введение норм шариата на покоренных землях рассматривалось как важная миссия империи, претендующей на ведущую роль в мусульманском мире. Однако рационализм господствующей правовой школы (масхаба) ханифитов обусловил мягкость применения новых норм с учетом местных условий и мнения христианского большинства. Впервые в мусульманской истории османские власти попытались привести к единству право религиозное (шариат) и право обычное (орф). Главное различие орфа и шариата заключалось в сфере применения: шариат — «персональное право», которое распространяется на всех мусульман (которые рассматривались как единая община — умма) вне зависимости от места и условий проживания конкретной группы, тогда как орф — право территориальное, т.е. непосредственно связанное с традициями определенной местности и компактно проживающих этнических групп. Орф был особенно разработан в налоговом праве, где сохранялись многочисленные доосманские нормы и обычаи и формулировалось ключевое положение османских канунов — запрещение взыскивать с налогоплательщиков больше положенной нормы.

Османская империя — сильное военное государство: все в ней, даже административная система, было пронизано военным духом, и в этом отношении она отличалась от западноевропейских политических образований. У турок не было дворянского сословия, подобного тому, что сформировалось на Западе. Султан мог кого угодно назначить на любой высокий пост, но наследование звания или должности, в общем, было исключительным случаем. Другой особенностью государственной организации Османской империи было то, что к занятию государственных постов допускались и подданные нетурецкого происхождения, принявшие ислам. Поэтому нередко почти весь административный аппарат оказывался в руках вероотступников из покоренных христианских народов; видимо, для них была закрыта только богословская и юридическая карьера.

Подданные-христиане, в основном крестьяне, называвшиеся райя ,должны были выплачивать в казну также и подушный налог. Иногдаих обязывали работать на строительстве мостов или дорог, но барщина появилась в поздний период и считалась навязанной незаконно.

Крестьянские земли жаловались им в наследственную аренду султаном — представителем Бога, полноправным владыкой вселенной. Крестьянин, однако, мог продать, обменять, сдать в субаренду, передать в дар свою землю — с согласия спахия, даваемого за небольшую плату. Крестьянин даже мог призвать своего спахия к суду кадия , если считал, что тот с ним дурно обращается. Крестьяне избирали старейшин (кнезов ), управлявших деревенскими делами. Имелись также, особенно в Болгарии, привилегированные деревни, жители которых освобождались от налогов в обмен на несение особой службы, например охраны важных переходов, мостов, бродов, ведения горных работ и других повинностей.

Вместе с тем в период турецкой оккупации социальное и национальное жизнеустройство сербов и болгар пре- терпело глубокие изменения. Первой важной переменой явилось полное социальное нивелирование. Турки-османы, столь упорно недопускавшие возвышения политически влиятельной аристократии в собственной среде (хотя тюрки-династы известны), не могли потерпеть дальнейшего существования правящих родов у покоренных народов. Все члены правящих и аристократических родов были уничтожены. Старая знать выжила только в Боснии, потому что сектанты-богомилы приняли веру Пророка; по той же причине уцелела и знать Албании. Сербы и болгары превратились в нации крестьян. Без политических лидеров славяне были полностью изолированы от остального мира и не знали о социальном и культурном прогрессе в странах Западной Европы. Не имея возможности поднять свой культурный уровень, они цеплялись за исконные религиозные и народные традиции, временами возрождая древние почти забытые обычаи. У славян были только мелкие крестьянские хозяйства, поскольку крупные имения были конфискованы и османская политика в аграрной сфере не поддерживала крупного землевладения подданных-христиан. Лишенные политических лидеров, славяне Балкан могли рассчитывать на моральную поддержку и руководство только своей церкви. К счастью, поскольку турки основывали собственную политическуюи правовую систему целиком на принципах религии, они были готовы признать и за церквами райя руководство в тех же сферах. Священнослужители рассматривались как естественные вожди верующих, и их посредническая роль между государством и его подданными-христианами с готовностью признавалась. Епископы и священники являлись судьями для своей паствы, а каноническое право считалось сводом законов христиан. 75. Первое сербское восстание. 1804-1813 гг.

В 1804 году в Сербии вспыхнуло самое крупное на Балканах национально-освободительное восстание - Первое сербское восстание 1804 - 1813 гг. Восстание началось в феврале 1804 г. со стихийного протеста сербских старейшин против произвола мятежных янычарских военачальников, захвативших пашалык в 1802 г. и полностью игнорировавших данные сербам султаном привилегии. Янычары установили свои нормы поборов, откровенно грабили население, упразднили местное самоуправление, отказывались выполнять распоряжения султана и убили назначенного им пашу. После резни, устроенной янычарами в конце января 1804 г. и направленной на истребление вождей возможного сопротивления (было убито в различных местах пашалыка одновременно около 70 сербских старейшин-кнезов), сербские представители собрались в местечке Орашац на скупщину (народное собрание), где решили начать вооруженную борьбу против янычар. Они избрали своим верховным вождем имевшего опыт военной службы в австрийской армии, где он был унтер-офицером, Георгия Петровича по прозвищу Карагеоргий (тур. - Черный Георгий) (1768 – 1817 гг.).  Скупщина объявила о начале восстания, которое охватило весь пашалык и продолжалось 9 лет.

Характер восстания был различным на разных его этапах. В современной историографии считается, что восстание переросло в национальную революцию, которую некоторые ученые считают буржуазной по своему характеру. Последний тезис спорен, если учесть, что в пашалыке не только не сформировалась даже протобуржуазия, но и не было третьего сословия. Ремесленники и большая часть торговцев были либо турки, либо наезжающие в пашалык австрийские сербы. Парадокс восстания заключался в том, что при отсталых социальных отношениях, низком экономическом уровне развития этой патриархальной сельской местности, восставшие выдвинули радикальные политические (государственная независимость, собственное правительство), социальные (“чтобы никакого помещика на земле сербской не было”) и экономические (передача земли крестьянам) требования.

На первом этапе восстания - зима-весна 1804 г. - вопрос стоял фактически лишь об изгнании янычар из пашалыка и возвращении привилегий, дарованных фирманами 1793-94 гг. На этом этапе повстанцы были вполне легитимны по отношению к султану и фактически выступали на его стороне против мятежных янычарских военачальников.

Но уже летом-осенью 1804 г. начинается второй этап восстания, продолжающийся до 1807 г. - когда восстание перерастает во всенародную вооруженную борьбу под лозунгами широкой политической автономии и изменения налоговой системы. С августа 1805 г. войска повстанцев начинают сражения с армией султана. На этом этапе повстанцы вступают в контакт с Россией и ведут переговоры о русском покровительстве и помощи Сербии.

После начала русско-турецкой войны (1806 - 1812 гг.) наступает третий этап восстания, уже под революционными лозунгами: создание независимого от Порты государства во главе с наследственной сербской династией. В программных документах, появившихся в это время,  разрабатываются и радикальные требования в аграрной сфере - ликвидация помещичьего землевладения, отмена любых видов откупов, передача наделов в собственность крестьян. На этом этапе ведутся совместные боевые действия с русской армией, воюющей на Балканском театре. Повстанцы захватили Белград, одержали ряд побед над султанскими войсками, но терпели и поражения. К числу таких поражений относится битва летом 1809 г. у местечка Чегры. Страшным свидетельством жестокой расправы с повстанцами стала сооруженная здесь турками башня из черепов погибших в бою сербов.

На этом этапе восстания создаются первые институты государственной власти в Сербии - правительство из шести министров (Правительствующий совет). В 1811 г. на скупщине в Белграде Карагеоргий был объявлен наследственным правителем и верховным вождем сербского народа. В 1812 г. Россия заключила с Турцией мир, включив в Бухарестский договор статью об амнистии повстанцам и признании независимости Сербского княжества. Но эта VIII статья не была выполнена Портой. Воспользовавшись тем, что европейские державы были заняты войной с Наполеоном, турецкие войска жестоко подавили восстание. заняли Белград и, объявив джихад, кроваво расправились с повстанцами.

         Восстание положило начало серии восстаний и выступлений народов балканского полуострова против османского владычества. Дипломатия Европы заговорила о восточном вопросе и судьбе Турции, Россия на протяжении ряда последующих лет требовала выполнения VIII статьи Бухарестского мира и признания автономии Сербии. В ходе восстания сформировались политические силы и личности, способные продолжать начатую борьбу. 

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]