Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Заказ__347689.doc
Скачиваний:
109
Добавлен:
08.04.2015
Размер:
502.78 Кб
Скачать

20. Координационные и мотивационные трансакционные издержки и их характеристика (издержки ex ante и ex post)

Трансакционные издержки – это издержки, сопровождающие передачу прав собственности, а также связанные с защитой этих прав. В силу широты этого определения, существует целый ряд классификаций трансакционных издержек.

О.Уильямсон различает два типа трансакционных издержек: ex ante и ex post. К издержкам типа ex ante относятся затраты на составление проекта соглашения и проведения переговоров по нему. Издержки типа ex post включают в себя организационные и эксплуатационные затраты, связанные с использованием структуры управления; затраты, возникающие по причине плохой адаптации; расходы на тяжбы, возникающие в ходе приспособления контрактных отношений к непредвиденным обстоятельствам; затраты, связанные с выполнением контрактных обязательств П. Милгром и Дж. Робертс делят трансакционные издержки на координационную и мотивационную составляющие. К первой категории они относят затраты на временное и пространственное соответствие участников трансакции, а ко второй – затраты на обеспечение стимулов их эффективного взаимодействия.

Издержки координации могут возникать как в рыночных трансакциях, так и внутри фирмы. На рынке издержки координации обусловлены определением цен и других деталей трансакции, характеристик потенциальных партнеров, необходимостью сведения их вместе. Внутри иерархической структуры издержки координации представляют собой издержки передачи информации по различным организационным уровням, выработки эффективного плана деятельности фирмы, доведения этого плана до работников и его последующего осуществления. Кроме того, издержки координации включают в себя альтернативные издержки потерянного времени.

Издержки мотивации так же, как издержки координации, могут возникать и на рынке, и внутри фирмы. И в том, и в другом случае они обуславливаются двумя факторами: несовершенством информации, а также недостоверностью обязательств сторон. В силу несовершенства информации возникают издержки контроля, мониторинга, сбора информации о соблюдении партнерами своих взаимных обязательств в рамках того или иного контракта. Кроме того, несовершенство информации может значительным образом снижать стимулы агентов к вступлению в сделку и необходимы существенные затраты по созданию дополнительной стимулирующей инфраструктуры. Склонность же к оппортунизму (и, как следствие, недостоверность взятых обязательств) также способна порождать издержки, выражающиеся в издержках контроля, составления контракта, принуждения.

21. Понятие, состав, характеристика и причины роста трансакционного сектора экономики

Глобализация капиталистической системы хозяйствования начала проявляться, прежде всего, в финансовых операциях на финансовых рынках. В последнее десятилетие особенно обострилось глубокое противоречие между практической значимостью трансакционного сектора как финансового сегмента экономики, с одной стороны, и отсутствием теоретико-методологических исследований вышеуказанного сектора и его измерения в национальном счетоводстве, с другой стороны.

Новые концептуальные основы исследования экономической системы, с точки зрения воспроизводственной функции трансакционного сектора, конкретизируются в следующих положениях:

– определены границы чистого трансакционного сектора экономики (узкая трактовка) в рамках воспроизводственного процесса хозяйственной системы как группы отраслей, оказывающих трансакционные услуги с финансовыми активами;

– разработана методология измерения финансовых трансакционных услуг на основе национального счетоводства;

– предложена трансакционная модель равновесия экономической системы: «потребление – инвестиции – трансакции – деньги».

Одним из критериев классификации трансакций является специфика актива, с которой осуществляется сделка. В условиях мирового финансового кризиса и нарастающего глобального общего кризиса актуализируется обособление трансакций с финансовыми активами от трансакций с реальными активами. В условиях глобализации особое значение приобретает исследование финансово-инвестиционного взаимодействия между трансформационным (реальным) сектором и финансовым сектором, а также всеми остальными секторами экономики. Следовательно, существуют как объективные теоретические предпосылки, так и практические основания для формулирования концепции трансакционного сектора экономики в узкой трактовке или в чистом виде. Эта концепция включает методологию исследования финансового аспекта воспроизводственного процесса экономической системы. Изучение финансового аспекта воспроизводственного процесса экономической системы предусматривает рассмотрение механизма взаимодействия специфического трансакционного (финансового) и реального секторов экономики. Включение же оптовой и розничной торговли в трансакционный сектор нивелирует специфику финансовых трансакций в отличие от трансакций общего характера, которыми являются простые сделки обмена в оптовой и розничной торговле. По существу, финансовые трансакции – это специфические оптовые и розничные торговые сделки с финансовыми активами, способствующие, в конечном счете, потреблению реальных товаров и услуг.

Современная экономика России развивается в русле общемировых тенденций, что характерно и для развития трансакционного сектора — происходит увеличение его доли из года в год, как в абсолютных, так и в относительных показателях. В то же время трансакционный сектор в российской экономике имеет свои специфические черты — более низкая его доля в экономике и пропорционально иное соотношение видов деятельности, входящих в этот сектор.

Неравномерность развития трансакционного сектора в регионах Российской Федерации и отсутствие необходимых институтов для его полноценного функционирования обусловливают не только растущий интерес исследователей к теоретическим изысканиям в русле теории трансакционных издержек, но и делают актуальной прикладную задачу по измерению объемов, выявлению динамики и факторов роста трансакционного сектора, а также выработке целевых программ по оптимизации его структуры в российских регионах.

Трансакционные издержки могут иметь место только при определенных условиях. Речь идет об отношениях контрагентов по поводу специфических активов, ограниченной рациональности и оппортунизме.

В современной российской экономике условия существования трансакционных издержек имеют особенно яркое выражение по сравнению с развитыми странами. Специфичность активов в России проявляется в тесной зависимости поставщиков и потребителей, а также в узкой предметной специализации предприятий, что было унаследовано от плановой системы. Ограниченная рациональность имеет особенно яркое выражение благодаря характерной для российской переходной экономики нестабильности.

Очевидно, что в таких условиях трансакционные издержки должны быть очень высоки. В развитых рыночных экономиках «минимизация трансакционных издержек достигается путем дифференцированного закрепления трансакций за структурами управления ими». К подобным структурам управления относятся вертикальная интеграция и достоверные обязательства. Однако в современной России, где отсутствует разработанная правовая база, институты, описываемые западными экономистами, не могли бы эффективно функционировать. Поэтому в российской переходной экономике в качестве своеобразного института, направленного на минимизацию трансакционных издержек, выступили денежные суррогаты, а именно бартер и неплатежи.

Экономия трансакционных издержек в развитых странах осуществляется в рамках институтов, требующих разработанного законодательства, регулирующего экономическую деятельность. Поскольку в России нет условий для возникновения цивилизованных институтов, способствующих минимизации трансакционных издержек, в ней стихийно возникают специфические для переходного периода институты. К ним можно отнести денежные суррогаты.

Снижение трансакционных издержек, не относящихся к прямым затратам на реализацию конкретных проектов, осуществляется развитием информационной инфраструктуры инвестиционного рынка, регулированием тарифов на услуги монополий, обеспечением защиты собственности и личности инвестора от криминальной сферы.

Интересы инвесторов предполагается учитывать при подготовке законодательных и нормативных актов, а также ведомственных инструкций по ценообразованию в электроэнергетике, связи, железнодорожном транспорте. Для мелких инвесторов важнейшее значение имеет ограничение платы за аренду производственных помещений.

В отношении защиты собственности инвесторов необходимо разработать единый порядок определения размеров ущерба, причиняемого растратами и хищениями, а также недобросовестной конкуренцией.

Необходимо совершенствовать работу международного коммерческого арбитражного суда, третейского суда при Торгово-промышленной палате Российской Федерации.

Для обеспечения личной и имущественной безопасности инвесторов необходимо разработать специальные государственные программы предупреждения преступности в криминогенных сферах экономики, а также в регионах России с повышенным уровнем правонарушений.

Под эти цели необходимо предусмотреть материально-техническое, информационное укрепление соответствующих оперативных служб, следственных органов и судов.

В части информационного обеспечения инвестиционной деятельности необходимо содействие государства действующим и создаваемым коммерческим консалтинговым организациям, фирмам по разработке бизнес-планов, проектным институтам. Конкретными задачами информационного обеспечения инвестиционной деятельности являются: сбор, обработка и актуализация информации о законодательстве, состоянии рынка, перспективах развития экономики и отдельных отраслей, о планах предприятий, заинтересованных в привлечении инвестиций, о ходе приватизации, продаже акций, конверсии производства.

По инициативе Правительства России создана качественно новая структура – Консультативный совет по иностранным инвестициям в России, в состав которого входят представители зарубежных фирм, осуществляющих прямые инвестиции в российскую экономику в крупных размерах. Его основная задача – обеспечение постоянного диалога между Правительством Российской Федерации и крупными иностранными инвесторами с целью выработки конкретных рекомендаций по совершенствованию инвестиционного климата в России, налогового и таможенного законодательства Российской Федерации, созданию привлекательности образа России как страны, принимающей инвестиции.

Для развития экономики России и продвижения частных иностранных прямых инвестиций важное значение имеет сотрудничество России с ведущими международными финансовыми организациями, прежде всего с Международным валютным фондом, Международным банком реконструкции и развития, Европейским банком реконструкции и развития и др.

Комплекс мер, обеспечивающих государственное регулирование сектора вследствие планируемого и направленного воздействия на следующие объекты: финансовые институты, права собственности, бюрократию и судебную систему, гражданскую культуру, менталитет и уровень развития человеческого капитала, а так же последующую оценку результативности реализованных мер были объединены под общим названием «трансакционной политики».

Весь комплекс мер, осуществляемых государством в рамках трансакционной политики, в зависимости от широты круга объектов, на которые направлено воздействие, был разделен на два типа:

- общесистемные, которые включает создание и поддержание таких общих институциональных, правовых и экономических условий, которые позволяли бы максимально развивать активность, проявляемую со стороны субъектов;

- селективные, посредством которых осуществляется направленное воздействие на развитие отдельных элементов трансанционного сектора, а также оказывает косвенное воздействие на сопряженные с ними институты. Такое выборочное воздействие способствует более качественному, глубокому развитию не всего сектора, а его отдельных структурных составляющих.

Таким образом, под трансакционной политикой понимается совокупность мер государства, направленных на регулирование определенной сферы экономических взаимоотношений, которые призваны обеспечивать интенсификацию процессов обмена, оптимизацию взаимодействия экономических субъектов.

22. Ординалистский и кардиналистский подходы к оценке и определению величины трансакционных издержек. Определение величины трансакционных издержек в экономике в целом и на отдельном рынке. Издержки трансакций на фондовой бирже

Одним из трудно разрешимых вопросов теории трансакционных издержек является их количественная оценка. Существуют два основных подхода к проблеме измерения ТАИ — ординалистский и кардиналистский.

В соответствии с ординалистским подходом, для практического применения концепции трансакционных издержек имеет значение лишь направление изменения их уровня. Поскольку главная роль трансакционных издержек усматривается в определении эффективности различных социально-экономических институтов, то при сравнении имеющихся альтернатив считается достаточным установить их относительную величину в рамках действующих институциональных соглашений, а также т.н. запретительный уровень ТАИ при выборе направлений реформирования институциональной структуры общества. Такой подход является доминирующим в современной экономической науке, что обусловлено прежде всего размытостью самого понятия трансакционных издержек. Поскольку, как отмечает С. Малахов, значительная их часть неосязаема, они остаются невидимыми для неоклассической теории, а в неоинституциональной изучаются, в основном, в сопоставительном плане.

Кардиналистский подход к исследованию предполагает возможность непосредственного количественного измерения трансакционных издержек. Попытки оценить ТАИ предпринимались рядом экономистов: Х. Демсецем — на микро-уровне, Д. Нортом и ДЖ. Уоллисом — на макроуровне экономической системы. Поскольку трансакционные издержки выпадают на долю продавцов и покупателей, то при определении их величины Дж. Уоллис и Д. Норт используют два критерия: 1) с точки зрения покупателя, такими издержками являются все затраты, которые он несет сверх рыночной цены, уплачиваемой за товар; 2) с точки зрения продавца, трансакционными являются все затраты, которые он несет, продавая товар сторонним субъектам, а не самому себе. Общий объем ТАИ в макроэкономике предлагается суммировать из двух частей: во-первых, из услуги т.н. «трансакционного сектора», к которому относят в целом сферу посреднических услуг — торговых, кредитных, страховых и т.п.; во-вторых, из трансакционных услуг, оказываемых внутри т.н. «трансформационного сектора» — реального сектора экономики.