Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Тема 4. Стадии совершения преступления.doc
Скачиваний:
29
Добавлен:
31.03.2015
Размер:
116.22 Кб
Скачать

Вопрос 2. Приготовление к преступлению

Часть 1 ст. 30 УК России определяет приготовление к преступлению как «приискание, изготовление или приспособление лицом средств или орудий совершения преступления, приискание соучастников преступления, сговор на совершение преступления либо иное умышленное создание условий для совершения преступления, если при этом преступление не было доведено до конца по независящим от этого лица обстоятельствам».

Приготовительные действия весьма разнообразны. С объективной стороны они возможны в следующих формах:

1. Приискание средств или орудий совершения преступления. Это любой способ добычи средств или орудий преступления: покупка, получение на время, похищение и пр. (например, покупка огнестрельного оружия для совершения убийства).

2. Изготовление – это технологический процесс создания средств и орудий преступления (например, финского ножа для совершения разбойного нападения). При этом следует иметь в виду, что умысел виновного на их использование в конкретных преступных целях должен возникнуть заранее – только в этом случае изготовление средств и орудий можно рассматривать в качестве стадии преступления.

3. Приспособление – это разнообразные действия по приведению предметов в такое состояние, которое делает их пригодным для успешного выполнения задуманного преступления (например, затачивание отвертки под шило, превращение охотничьего ружья в обрез для совершения убийства или других насильственных преступлений). И в этих случаях умысел должен возникнуть заранее.

4. Приискание соучастников преступления. Этот вид приготовительных действий характерен в большей мере для подстрекателя и организатора преступления. Он состоит в подборе, завязывании либо возобновлении знакомств с потенциальными соучастниками, побуждении их к участию в конкретном преступлении, обсуждении роли каждого и т.д.

5. Сговор на совершение преступления - это достижение соглашения между двумя или более лицами на совершение одного или нескольких преступлений, отнесенных законодателем к тяжким или особо тяжким (сговор должен состояться до начала выполнения объективной стороны конкретного преступления). Согласно ч. 6 ст. 35 УК России создание организованной группы в случаях, специально не предусмотренных Особенной частью УК России, влечет ответственность за приготовление к тем преступлениям, для совершения которых она создана.

6. Иное умышленное создание условий для совершения преступления – это все остальные действия, которые не охватываются вышеперечисленными понятиями, но которые тоже делают преступление реально возможным. Сюда следует, например, отнести составление плана помещения, в котором намечается преступление, выяснение режима работы организации, приход на место преступления и выслеживание жертвы, отключение сигнализации и т.д.

Приготовление может совершаться как одним действием, например, изготовление отмычки для отпирания замка, так и целой системой действий. Например, приготовление к подделке денежных знаков может заключаться в изготовлении клише, подборе бумаги, красителей, вербовке соисполнителей для выпуска фальшивых купюр в обращение.

С субъективной стороны приготовление характеризуется только прямым умыслом. Виновный сознает, что создает условия для последующего совершения преступления и желает их создать.

Приготовление к преступлению как стадия его совершения имеет место только в случае прерванности приготовительных действий по независящим от лица обстоятельствам. Законодатель специально подчеркивает, что общественно опасное деяние, прерванное в силу объективных причин, является незавершенным.

Согласно ч. 2 ст. 30 УК России уголовная ответственность наступает только за приготовление к тяжкому или особо тяжкому преступлению.

Определенную сложность вызывает квалификация случаев так называемого неудавшегося соучастия, то есть умышленных действий, направленных к совместному совершению преступления, но не достигших результата помимо воли виновных. Оно выражается в неудавшихся усилиях организатора, в неудавшемся подстрекательстве и пособничестве. Например, при неудавшемся подстрекательстве предполагаемый исполнитель вначале соглашается совершить преступление, а затем добровольно отказывается от него; при неудавшемся пособничестве – пособник пытается оказать помощь исполнителю, уже отказавшемуся от совершения преступления, либо уже совершившему оконченное преступление.

Подобные ситуации соучастия не создают, в них нет совместности умышленных преступных деяний, нет субъективной связи виновных. Поэтому неудавшиеся усилия организатора, неудавшееся подстрекательство и пособничество рассматриваются как приготовление к преступлению, заключающееся в создании условий для его совершения. Если речь при этом идет о приготовлении к тяжкому или особо тяжкому преступлению, оно влечет уголовную ответственность по ч. 1 ст. 30 и соответствующей статье Особенной части УК России.

Приготовление иногда может содержать оконченный состав другого преступления. В этом случае действия виновного необходимо квалифицировать раздельно: за это оконченное преступление и за приготовление к другому преступлению. Так, приобретение пистолета для совершения посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля составляет оконченное преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 222 УК России. В таких случаях действия виновного квалифицируются как совокупность приготовления к преступлению и оконченного преступления (в данном случае по ч.1 ст. 30 и ст. 277 и ч. 1 ст. 222 УК России).

Приготовление к преступлению отличается от простого обнаружения преступного намерения тем, что лицо переходит от этого намерения к действиям по созданию условий для совершения преступления. Лицо, совершившее приготовительные действия к тяжкому или особо тяжкому преступлению, несет за них уголовную ответственность.

По приготовительным действиям нередко можно судить о том, насколько тщательно субъект готовился к совершению преступления, следовательно, о степени устойчивости его умысла, что имеет практическое значение для оперативной деятельности органов безопасности.