Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
родители дет-инв.doc
Скачиваний:
8
Добавлен:
22.03.2015
Размер:
157.18 Кб
Скачать

Апробация работы

Материалы работы были представлены на Международных научно-практических конференциях «Традиции и инновации: проблемы качества образования» (9-11 ноября 2005г., г. Чита), «Педагогический профессионализм в современном образовании»: (21-22 февраля 2006г., г. Новосибирск); на I Всероссийской научно-практической конференции «Специальная педагогика и психология на этапе модернизации системы специального образования» (июнь, 2006г, г. Ставрополь); на Всероссийской научной конференции «Личность в современном обществе: социализация, поведение, общение (19-20 апреля 2007 г., г.Чита); на II Сибирском психологическом форуме (30 ноября-1 декабря 2007г., г. Томск); на Межрегиональных научно-практических конференциях «Проблема человека в современной науке и гуманистические парадигмы в образовании» (27-28 апреля 2006, г. Чита) и «Философский, социологический и психологический анализ молодежных проблем в регионе (14-15 ноября 2006 г); на межвузовской научно-практической конференции «Математика и ее приложения в экономике, технике и образовании» (2-3 декабря 2005 г., г.Иркутск).

Публикации результатов исследования

По материалам исследования опубликовано 10 научных работ. Список печатных работ приводится в конце автореферата.

Объем и структура работы

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. Общий объем диссертации (без списка литературы и приложений) составляет 155 страниц. В работе содержится 26 таблиц, 2 рисунка, 2 диаграммы. Список литературы включает 405 наименований.

Основное содержание работы

Во введении раскрывается актуальность темы исследования, определяются его объект, предмет, гипотеза, цели и задачи, указывается методологическая основа исследования, научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, представлены положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Базисные убеждения как компонент ценностно-смысловой составляющей образа мира личности в условиях хронического стресса: теоретический анализ проблемы» обозначены теоретические подходы к проблеме образа мира, в том числе, к изучению его ценностно-смысловой компоненты. По литературным источникам дана характеристика состояния проблемы базисных убеждений личности в контексте концепций психической травмы.

Первый параграф «Ценности, смыслы и базисные убеждения личности как составляющие образа мира в зарубежных и отечественных концепциях» посвящен общепсихологической трактовке понятия «образ мира». История его разработки представлена в трудах отечественных ученых (Б.М.Величковский, В.П.Зинченко, Е.А.Климов, А.Н.Леонтьев, В.В.Петухов, С.Д.Смирнов). По Д.А.Леонтьеву, картина мира или образ мира – это имеющаяся у каждого человека индивидуальная система представлений о том, как устроен мир в различных его деталях.

Важной составляющей образа мира являются ценности, смыслы, базисные убеждения личности. В отечественной психологии постулируется социальная обусловленнность убеждений, смыслов и ценностей личности. Психологическая характеристика ценностей как объекта направленности личности раскрывается в работах Б.Г.Ананьева, Л.И.Божович, В.Н.Мясищева, К.К.Платонова, и других.

Связь личностных ценностей и смыслов можно увидеть в убеждениях личности, которые входят в образ мира. Разработкой понятия «убеждения» в русле разных теоретических подходов занимались многие зарубежные и отечественные психологи (Л.И.Анцыферова, А.Бек, Д.Вайсе, Г.Е.Залесский, И.Я.Лернер, Н.А.Менчинская, А.А.Старченко, С.Эпштейн, Дж.Келли, Р.МакМаллин, А.Эллис, Р.Янофф-Бульман, и др.). Убеждения, которые сформированы у личности относительно себя и мира в целом называются базисными. Они исследуются как в зарубежной психологии (Д.Вайсе, Дж.Келли, Р.МакМаллин, A.Beck, M.Dutton, S.Epstein, E.K.Fletcher, R.Janoff-Bulman, K.Kaniasty, F.H.Norris, G.L.Skidmore,), так и в отечественной (О.А.Ворона, Е.О.Лазебная, М.А.Падун, Н.В.Тарабрина).

Второй параграф аналитического обзора посвящен описанию проблемы смыслов, ценностей, базисных убеждений личности в контексте концепций психической травмы. По мнению В.Я.Семке и др., переживание психической травмы – это эмоционально окрашенное состояние, форма активности, возникающая при невозможности достижения субъектом ведущих мотивов жизнедеятельности, крушении идеалов и ценностей, что проявляется в преобразовании его психологического мира, направленном на переосмысление своего существования. Наибольший вклад в развитие представлений о феномене психической травмы в науку внесли психодинамические и когнитивистские исследования (П.Жане, З.Фрейд, M.G.Horowitz, О.Kernberg и мн. др.), а также работы в области клинической психологии, касающиеся проблемы посттравматических стрессовых нарушений (F.H.Norris, K.Kaniasty; М.Dutton et al; G.L.Skidmore, E.K.Fletcher; K.Weninger, A.Elhers и др.).

В третьем параграфе «Проблема влияния хронического стресса на личность» обозначаются некоторые из многих подходов к изучению и пониманию стресса. Отмечается, что не существует единой теории и единого направления в осмыслении понятия «стресс», и как следствие разные авторы опираются на разные критерии в его понимании. Главная тенденция в освоении психологией понятия «стресс» состоит в отрицании неспецифичности ситуаций, порождающих стресс. Не любое требование среды вызывает стресс, а лишь то, которое оценивается как угрожающее (R.Lazarus), которое нарушает адаптацию (П.Фресс), контроль (J.P.Averill), препятствует самоактуализации (А.Маслоу). Хронический стресс определяется временны́м, длительным воздействием стрессора на человека. Называются границы от 3 месяцев (М.Ш.Магомед-Эминов), от 6 месяцев (Н.В.Тарабрина). В психологической науке установлен факт негативного влияния и стресса ограниченного, и стресса хронического на личность, на ее состояния и свойства (Ю.А.Александровский, В.А.Бодров, А.В.Вальдман, Л.А.Китаев-Смык и мн. др.).

Четвертый параграф первой главы посвящен описанию феноменологии переживаний хронического стресса родителей, воспитывающих детей-инвалидов. Родительские переживания в процессе воспитания ребенка, страдающего тяжелым неврологическим заболеванием, характеризуется закономерной сменой определенных этапов, обозначаемых специалистами как «родительский стресс». Отсутствие возможности удовлетворять свои актуальные потребности на протяжении достаточно длительного времени (годы, иногда десятилетия) приводит к хроническому стрессу.

Во второй главе «Описание процедуры эмпирического исследования» проводится общая характеристика испытуемых, описывается тестовая батарея и представляется план проведения исследования.

Выборку исследования составили родители (50 человек, основная группа), дети которых страдают тяжелыми заболеваниями нервной системы (ДЦП: двойная гемиплегия, атонически-астоническая формы; резидуальная энцефалопатия). Объективно состояние детей оценивается как тяжелое. По заключению МСЭ, все дети, родители которых приняли участие в исследовании, имеют низкую способность к реабилитации и адаптации в обществе, у них диагностируется сложное нарушение в развитии. Возраст детей, родители которых приняли участие в исследовании в составе основной группы, старше двух с половиной лет. В контрольную группу вошли взрослые люди, воспитывающие здоровых детей (50 испытуемых).

В третьей главе диссертационной работы представлены результаты собственного эмпирического исследования базисных убеждений родителей детей-инвалидов в условиях хронического стресса и их обсуждение.

Первый параграф третьей главы посвящен установлению наличия хронического стресса у родителей детей-инвалидов. Критериями присутствия хронического стресса у испытуемых в исследовании являлись: признаки повышенной психической напряженности, а также переживаний аффективных феноменов тревожного ряда, таких как тревога и страх; наличие других негативно окрашенных эмоциональных переживаний. Выявлены статистически значимые различия в выборках по характеристикам психической активации (значимость различий p<0,05), эмоционального тонуса (p<0,001), напряжения (p<0,001) и комфортности (p<0,001). Родители здоровых детей чаще оценивают свое состояние как бодрое, радостное, они говорят о том, что чувствуют себя отдохнувшими, о желании работать, о хорошем настроении. Родители детей-инвалидов чаще говорят об усталости, желании отдохнуть, вялости, озабоченности, плохом настроении и самочувствии, они отмечают как обычное для себя состояние психического напряжения («Обычно я раздражен, напряжен, взволнован»).

По данным «Семантического дифференциала» (разработан Шипициной Л.М.), результаты которого внесены в Таблицу 1, установлены статистически значимые различия в выборках по ряду представлений, понятий родителей и эмоционального отношения к ним. Наибольшие статистические различия наблюдаются в понятии «болезнь моего ребенка» (значимость различий p<0,001). Родители основной выборки оценивают болезнь своих детей по шкалам «сила» (М=5,64±4.41 против М=0,48±3.86) и «оценка» (М=-5,56±4.94 против М=-1,58±5.09) как значительно более сложную, тяжело протекающую, чем родители здоровых детей. Значения по шкале «активность» понятия «мой ребенок» ниже в основной выборке (т.е. родители детей-инвалидов оценивают своего ребенка как менее активного, чем родители здоровых детей) (значимость различий p<0,05). Числовые показатели по шкалам «оценка» и «активность» понятия «будущее моего ребенка» также ниже у родителей, воспитывающих детей-инвалидов: родители основной выборки оценивают будущее своего ребенка как менее активное и менее значительное, чем родители контрольной выборки (значимость различий p<0,01). У родителей детей-инвалидов значительно страдает оценка своего «Я» (М=1,06±4.33 в основной группе против М=3,66±3.63 в контрольной; (значимость различий p<0,01). Одновременно с этим статистических различий оценки «Я» по шкалам «сила» и «активность» не выявлено.

Таблица 1.