Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
imo3.doc
Скачиваний:
43
Добавлен:
21.03.2015
Размер:
612.86 Кб
Скачать

7.2. Развитие европейской системы безопасности в период середины 20-х - начала 30-х гг.

7.2.1. Локарнский пакт.

Одной из основных проблем, которую так и не удалось решить в рамках Версальской системы международных отношений, была проблема обеспечения безопасности в Европе. Участники Парижской мирной конференции не сумели выработать эффективного механизма, который позволил бы ограничить рост военного и экономического могущества Германии и обеспечить стабильность государственных границ, установленных в Европе в результате заключения мирных договоров с побежденной Германией и ее союзниками.

Система европейской безопасности, сложившаяся в период между двумя мировыми войнами, базировалась на двух основных элементах:

  1. системе двусторонних договоров, заключенных между Францией, Великобританией и США, предусматривавших взаимную поддержку против любой неспровоцированной агрессии;

  1. положениях Устава Лиги Наций, осуждавших любые формы агрессии и предусматривавших возможность введения экономических санкций и коллективного военного воздействия государств-членов Лиги на агрессора.

Однако эти элементы носили, во многом, формальный характер, очевидный самим создателям этой системы. Соответственно, не могли они стать гарантией от возникновения вооруженных конфликтов в условиях, когда межгосударственные противоречия еще более усложнились по сравнению с довоенным периодом благодаря усилению внешнеполитической активности США в Европе и появлению на международной арене новой политической силы в лице Советского Союза, оказавшегося вне рамок сложившейся системы международных отношений и старавшегося наладить отношения с другим “изгоем” Версальской системы - Германией.

Ситуация, сложившаяся под воздействием комплекса противоречий, была чревата возникновением острых международных конфликтов в обозримой перспективе и, соответственно, требовала от держав-гарантов Версальской системы международных отношений укрепления существующей системы международной безопасности. Особенно актуальной эта проблема была для Франции, оказавшейся наиболее уязвимой перед лицом возможной угрозы возрастания реваншистских настроений в Германии.

Во французском руководстве существовало два основных подхода к решению этой проблемы. Сторонники первого подхода, в частности А.Бриан и другие представители дипломатических кругов, выступали за сохранение, как основы, версальского порядка, смягчение разногласий мировых держав путем укрепления связей Франции с США и Англией, а также за создание системы союзов со странами, расположенными на восточных и юго-восточных границах Германии (так называемых alliances de revers - тыловых союзов) при условии проведения политики примирения с Берлином. Сторонники другого подхода, представлявшие в основном военные круги, настаивали на необходимости жесткого выполнения всех статей версальского договора, разоружения и максимального экономического ослабления Германии, а также на наращивании французской военной мощи. В Версале Франция упорно добивалась, но так и не получила англо-американских гарантий неприкосновенности своих границ. Однако в сложившихся на международной арене условиях доминирующей стала первая точка зрения, сторонники которой отстаивали необходимость обеспечения безопасности в Европе дипломатическими средствами.

С целью укрепления международной безопасности в Европе по инициативе французского руководства 2 октября 1924 г. в Женеве был подписан протокол “О мирном урегулировании конфликтов”, предусматривавший сохранение территориального статус кво, установленного Версальским договором и установление контроля Совета Лиги Наций над демилитаризованными зонами. В соответствии с протоколом французское правительство получало возможность рассчитывать на помощь Англии в случае конфликта между Германией и Францией, или ее союзниками - странами Малой Антанты.

Однако срок действия данного протокола оказался недолгим. Пришедшее к власти в Англии консервативное правительство Болдуина-Чемберлена в качестве одной из своих первоочередных внешнеполитических задач рассматривало отказ от выполнения Женевского протокола. Кабинет Болдуина, поддерживаемый правительствами британских доминионов, которые являлись противниками каких-либо обязательств Великобритании на европейском континенте, решительно выступил против ратификации протокола, подписанного лейбористским правительством Макдональда. Англия не хотела брать на себя защиту всех границ во французской системе союзов, а обеспечивать лишь безопасность тех границ, в сохранении которых она была заинтересована. 12 марта 1925 г. в Совете Лиги наций было сделано официальное заявление об отказе Великобритании от ратификации Женевского протокола.

Вместо этого британское руководство предполагало вовлечь Германию в систему международных отношений в качестве полноправного ее члена с помощью заключения гарантийного пакта, обеспечивающего стабильность западной германской границы. В этом случае создавалась угроза восточноевропейским союзникам Франции, что в свою очередь не могло не повлечь за собой ослабление французских позиций в Европе. Кроме того, заключение такого пакта, по мнению лидеров консервативной партии Англии, позволяло не допустить дальнейшего сближения Германии с СССР.

Переговоры о заключении гарантийного пакта официально начались 20 января 1925 г., однако фактически начало переговоров относится к декабрю 1924 г. С самого начала переговоров о гарантийном пакте западноевропейские державы считали вступление Германии в Лигу наций абсолютно необходимым условием заключения какого бы то ни было пакта. Аналогичного мнения придерживались и правительственные круги США.

Германское правительство, со своей стороны, считало, что вхождение в Лигу наций позволит Германии занять по настоящему равноправное положение среди европейских держав, войдя в “западную систему обороны”.

Преследуя цель интегрироваться в существующий мировой порядок и одновременно сохранить отношения с Советским Союзом, германские правящие круги решили добиться согласия Англии и Франции на прием Германии в Лигу Наций с определенными оговорками. Особенно это касалось вопросов о контроле со стороны Лиги Наций за выполнением Германией условий Версальского договора и обязательств, вытекающих из статьи 16 Устава Лиги, которые могли обязать Германию участвовать в санкциях против СССР. В декабре 1924 года германское правительство направило Лиге Наций меморандум, в котором в категорической форме настаивало на признании нейтралитета Германии в случае ее вступления в Лигу. Под руководством германского лидера Штреземана в правящих кругах этой страны началась также выработка теста меморандума о пакте безопасности. 20 января 1925 года этот меморандум был передан английскому послу и отправлен в Лондон. Согласно предложению германского правительства пакт гарантировал статус-кво на Рейне, то есть безопасность границ Франции с Германией. Вопрос о “восточных границах” оставался между тем открытым.

Германское правительство хотело как можно быстрее заручится согласием Англии, перед тем как обратиться с аналогичным меморандумом к Франции. Стремясь ускорить достижение договоренности с английским правительством, германские правящие круги выразили даже готовность предоставить английской стороне при распределении репарационных платежей определенные преимущества, в которых Франции было отказано.

Усилия германской дипломатии в основном увенчались успехом. Английское правительство заявило о том, что считает заключение гарантийного пакта с участием Германии единственно возможным вариантом, способным обеспечить стабильность в Европе. Англия соглашалась взять на себя гарантию только франко-германских границ. Однако, предлагая Германии вступить в Лигу Наций и предоставить ей место в Совете Лиги, Великобритания настаивала на безоговорочном выполнении германским руководством своих обязательств по всем статьям Устава Лиги Наций, включая ст. 16.

Предполагаемый отказ Англии от гарантии восточных границ Германии вызвал сильное беспокойство в правящих кругах целого ряда стран (Польша, Италия, Чехословакия), которые активизировали свое воздействие на руководство великих держав, требуя, чтобы гарантийный пакт содержал обязательство Германии не нарушать стабильность своих восточных границ и отказ германского правительства от попыток аншлюса Австрии.

Однако германское правительство считало нецелесообразным открывать дискуссию по вопросу о расширении гарантийного пакта, которое оно считало абсолютно неприемлемым. Позиция же Германии по вопросу о границах с Польшей и Чехословакией, а также по австрийскому вопросу была неизменной: германское руководство считало абсолютно исключенным участие в пакте, если тот не откроет перед Германией реальные перспективы ревизии версальских постановлений.

Английское и германское правительства, в свою очередь, также стремилось воздействовать на Францию, вынуждая ее согласиться с тем, что обязательства Англии в пакте не распространяются на восточные границы Германии.

При этом, германское правительство, учитывая неблагоприятную позицию Франции по указанному вопросу, решило прибегнуть и к “русской карте”. Выступая в мае 1925 года в рейхстаге, Штреземан подчеркнул, что если не удастся договориться с французской стороной, германское правительство пойдет на новое сближение с Советским Союзом, который во взаимоотношениях Германии с Востоком все еще является “решающим фактором” и с которым “нет трений ни в одной политической области”.

Тактика германского правительства оказалась успешной. Активная переписка между Лондоном и Парижем привела, в конечном счете, к согласию французского правительства с английским по основным вопросам, касающимся заключения гарантийного пакта. По мнению исследователей, решающую роль в согласии Франции сыграл, нажим финансовых кругов США. В мае 1925 года с призывом достичь “умиротворения” Европы выступил посол США в Англии А.Хаутон. Проектируемый гарантийный пакт получил одобрение со стороны президента США Кулиджа.

Конференция, на которой был заключен гарантийный пакт, была созвана в Локарно (Швейцария) и проходила с 5 по 16 октября 1925 года. Основными вопросами при обсуждении проекта соглашений стали, как и следовало ожидать, вопросы гарантии восточных границ Германии и о вступлении Германии в Лигу Наций.

Несмотря на острейшую борьбу вокруг гарантий восточных границ Германии и активную апелляцию к общественному мнению Франции и Англии со стороны Чехословакии и особенно Польши, данный вопрос так и остался не решенным. Были подписаны лишь арбитражные договоры Германии с Польшей и Чехословакией, в которых шла речь об урегулировании юридических и политических споров, но не содержалось никаких обязательств в отношении гарантии неприкосновенности границ между этими государствами со стороны других держав. Эти договоры не были связаны с основным документом конференции - Рейнским гарантийным пактом, по которому Англия и Италия гарантировали германо-французские и германо-бельгийские границы.

Отдельно были подписаны гарантийные договоры Франции с Польшей и Чехословакией, которые вообще не входили в систему Локарнских соглашений. Согласно данным договорам французское правительство могло оказать помощь этим странам лишь с санкции Совета Лиги Наций, в котором ведущую роль играла Англия. Не было принято требование Франции о предоставлении ей безоговорочного права на ввод войск в демилитаризованную Рейнскую зону в случае германо-польской войны. Этот вопрос также должен был решаться Советом Лиги Наций.

Очевидный провал французского правительства на Локарнской конференции в вопросе о гарантиях восточных границ Германии был обусловлен единодушием английской и германской сторон в этом вопросе.

Как уже отмечалось, для германского правительства на конференции одним из наиболее важных был вопрос об условиях вступления Германии в Лигу Наций. Представители других западных держав настаивали на ее безоговорочном участии в Лиге. Однако для германского правительства было неприемлемым согласие на участие в санкциях Лиги, т.к. Германия не хотела быть вовлеченной в возможные конфликты (в том числе вооруженные) между соседними государствами, особенно в конфликт между Польшей и СССР, возможность которого в то время казалась вполне реальной. Кроме того, безоговорочное вступление Германии в Лигу Наций могло осложнить советско-германские отношения, в развитии которых правящие круги этой страны были заинтересованы. Вместе с тем, отказаться полностью от участия в санкциях Лиги также не представлялось возможным. В этих условиях германское руководство выступило с заявлением относительно того, что участие Германии в военных действиях, предусмотренных санкциями Лиги, может привести к революционному взрыву, и отказалось от выполнения условий соответствующих статей Устава Лиги Наций, несмотря на нажим со стороны Великобритании и Франции. Англия и Франция выступили решительно против такой позиции Германии. Тем не менее, германские представители смогли отстоять собственную точку зрения и не согласились принять на себя никаких определенных обязательств в том, что касается статьи 16 Устава Лиги Наций.

1 декабря 1925 года Локарнский пакт был подписан. Заключение Локарнского гарантийного пакта явилось первым и одним из наиболее значительных шагов для Германии на пути к ревизии Версальской системы. Сам по себе факт равноправного участия германских представителей с представителями держав-победительниц в политическом европейском пакте уже являлся знаменательным. Кроме того, подписание этого пакта закрепило наметившееся в процессе развития международных отношений определенное изменение расстановки сил в Западной Европе. Прежде всего, оно означало важный шаг на пути укрепления позиций Германии, вновь включенной в “европейский концерт” держав, в ущерб Франции, позиции которой оказались в значительной степени ослабленными. Это в конечном счете отвечало интересам Англии, поскольку подрывало господствующее положение Франции на континенте. Англия тем самым становилась не только главным гарантом, но и фактически главным арбитром в межгосударственных отношениях в Западной Европе. Создавшаяся же в районе восточных границ Германии напряженность не противоречила интересам английского правительства, поскольку способствовала ослаблению французского влияния в Европе.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]