Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Базылев №4.rtf
Скачиваний:
4
Добавлен:
20.03.2015
Размер:
191.44 Кб
Скачать

Министерство образования и науки Украины и АРК

Таврический Национальный Университет им. В. И. Вернадского

Факультет славянской филологии и журналистики

Кафедра русского языка и литературы

Домашнее задание №4

по дисциплине «История зарубежной литературы»

Выполнила:

Студента 1го курса

Группы №1РА

Базылева Кирилла

Проверила:

Д.ф.н., проф. Новикова М. А.

Симферополь 2014

Рецензия

На работу №4

По дисциплине "История зарубежной литературы"

Студента Базылева Кирилла 1 курса,гр. 1 РА

Задание выполнено полностью

Содержание Задания раскрыто полностью

Оформление Задания соответствует ГОСТу МОН Украины полностью

Итоговая оценка по содержанию Задания – ранг B(80)

Итоговая оценка по оформлению Задания – ранг B(80)

Суммарная оценка Задания всей работы №4 – ранг B

Рецензент: Погорелова Анастасия

Группа: 1РА

Курс: 1

Дата: «21 » марта 2014 г.

Ранг «с»

1.) Данте Алигьери

Структура «Божественной комедии»

Поэма Данте состоит из трёх частей: «Ад», «Чистилище» и «Рай». В общей сложности они составляют 100 песен, которые заключают в себе 14 230 стихов. Вся поэма написана трёхстрочными строфами (терцинами). Все три кантики заканчиваются словом «звёзды», имеющим символическое значение цели, к которой шёл Данте, а затем достиг»1.

Поэт использует числовую символику, рисуя девять кругов Ада, семь кругов Чистилища (а вместе с предчистилищем и земным раем – опять-таки девять) и, наконец, девять сфер Рая, увенчанных Эмпиреем. Он тщательно изучил «Начала астрономии» узбекского учёного IX века Аль Фергани, что помогло формированию его представлений о строении вселенной («число девять – главное число мироздания, ибо движущихся небес – девять, и девятое небо есть перводвигатель, в котором заключено мировое движение»2).

Кроме того, Данте в сфере философской мысли испытал влияние Аристотеля, схоластического аристотелизма и аверроизма, а также – отчасти – неоплатонизма, стоицизма и арабской философии. Он специально изучал тексты Псевдо-Дионисия Ареопагита, Иоанна Скота Эриугены, а также Бернара Клервосского, Алана Лилльского и Сигера Брабантского.

Таким образом, в понимании Данте Земля – шар, Ад – конус, вершина которого в центре земли, Чистилище находится в южном полушарии земли и тоже конус, но усечённый.

Данте описывает переход из одного круга Ада в другой, используя смену жертв и их мучений, общей атмосферы и пейзажа.

Давайте определим для себя, что есть Ад: «Ад противопоставляется Раю. В дохристианскую эпоху наглядно-материальная, детализированная картина потусторонних кар, которые описывались как подобные земным пыткам и казням, но превосходящие их. Наиболее устойчивая конкретная черта Ада в Новом завете – это упоминание огня: «печь огненная», «озеро огненное и серное», «мрак вечного огня». По существу нет какого-то особого адского огня, но всё тот же огонь и жар бога, который составляет блаженство достойных, но мучительно жжёт чуждых ему и холодных жителей Ада. Ад рисуется как застенок божественной юстиции, в котором царствует сатана с бесами (чертями) в роли усердных палачей»1.

Все эти мотивы получили поэтическое выражение в «Божественной комедии». «Ад» Данте представлен большим количеством действующих лиц, немалая часть которых – герои античных сюжетов (о них ниже). Осуждённые пребывают здесь под вечной тяжестью греха, но зато сохраняют свою индивидуальность.

Исследователи говорят о материальности и телесности дантовского Ада, однако автору данной работы он видится обыкновенной театральной декорацией, не вызывающей доверия и не позволяющей поверить в него. Ад Данте холоден и чётко выстроен – в этом проявляется талант поэта. И популярность «Божественной комедии» вызвана вот чем: «…мы привыкли к сияниям, дьяволам, рогам и люциферам. Читателям, скорее всего, было интересно вот что: то подробное в картинках в цвете описание тех МЕСТ, про которые невнятно и сухо, и ЧУЖДО говорили много поколений попы. Вспомните, ведь это У НАС картинки ада на стенке, а у них не было такого порядка. Читатель осваивает и присваивает себе мир тех сказок, о чувственном содержании которых он истосковался. И мы равны этим персонажам, мы даже сами их расставляем по заслугам, то есть по кругам Ада, Чистилища и Рая»2.

Дантов ад совершенно не пугает и даже иногда заставляет улыбаться, хотя сам герой и его проводник Вергилий являются пленниками мрачности Ада, его скорби и страданий.

Порой складывается впечатление, что сам Данте сомневается: а есть ли Ад? Или это только ад земной жизни? То, чего в ней быть не должно и что нужно изгонять из неё. Скорее будет уместно смело предположить, что Данте больше склонялся к мнению о том, что человек несёт внутри себя свой Ад и свой Рай. И Ад в таком случае – смерть души, владычество тела, образ зла или порока. А формой выражения Ада была избрана популярная на тот момент идеология, несколько суеверная и слишком отвратительная (все эти чудовища, которые мы встречаем при прочтении поэмы).

Перейдём к Чистилищу: «в католическо-христианских представлениях это место, где души умерших подвергаются очищению искупительным огнём для того, чтобы затем войти в рай. Вплоть до последней четверти XII века Чистилище, которое существовало в народной фантазии и в литературе «видений», не получало признания теологов, так как его не предусматривало Евангелие. Однако давление верующих, оставлявших надежду на искупление для некоторых грешников, побудило богословов и схоластов признать наличие на том свете «третьего места» – Чистилища. В 1254 году догмат о Чистилище был официально провозглашён папством»1.

Своему Чистилищу Данте придаёт ощущение покоя, нежной грусти, надежды на будущее. Это описание воспринимается уже как более реалистичное, появляется некая теплота, делается светлее. Тогда как в Аду теплота появляется только лишь в лимбе, при встрече с поэтами и философами древности (Гомер, Гораций, Лукан, а рядом – Вергилий), «потому что так ему хочется приблизиться к ним, стать, как они, признанным великим. Такая тут энергетика идёт, так Данте сияет. Из-за этого появилась «Комедия». Во многом. Из личностного желания приобщиться к признанным авторитетам. – Возможно, к ним он убегает от «реальности». Отдыхает с их текстами»2.

В начале пути по кругам Чистилища ангел начертал на челе Данте семь латинских P («peccatum» – «грех»). По мере восхождения происходит очищение от грехов, и буквы одну за другой ангелы стирают своими крыльями.

Рай показан нам Данте, как образ добра, внутреннего мира и счастья. Рай в христианских представлениях – «место вечного блаженства, обещанное праведникам в будущей жизни. О Рае известно только одно – что там человек всегда с богом, созерцает его лицом к лицу»3. Рай вызывает наиболее доверительное отношение, если следовать описаниям Данте, это самое реалистичное место во всей его поэме. Но по количеству античных героев Рай уступает Чистилищу и тем более – Аду.

Также мы должны отметить, что, «несмотря на обилие и сложность материала, присутствие целой толпы действующих лиц, могущих, казалось бы, исчерпать все средства характеристики и притупить мастерство отбора деталей, в поэме всё время чувствуется центральное положение Беатриче»4. Именно она посылает к Данте Вергилия, приходит к нему на помощь в трудные минуты и раскрывает глаза на существующие в мире пороки, на его собственные грехи. Она поэтому и показывает ему ужасы Ада и блаженство Рая, и идёт Данте на самом деле к ней – к своему идеалу и цели.

«Интересно вот что: Беатриче ведь ПОСТРОЕНА, ИЗГОТОВЛЕНА. Никак не похоже, чтобы это были его ЧУВСТВА. – В Беатриче верю. Почему она кажется изготовленной? Потому что она – недостижимый идеал. Она всегда такой была. Такие чувства логичны и только кажутся искусственно выстроенными. К тому же умерла она давно, ещё более физически удалилась. Беатриче такая и должна быть – иначе непонятно, насколько она велика для него, насколько божественна»5.

Таким образом, «Комедия» явилась жизнеописанием самого Данте. Он сумел соединить все элементы культурных традиций своего времени: история, религия, наука, политика – с личными переживаниями и мировоззрением.

«Это КОМЕДИЯ жизни Данте. Это вроде аутотерапии, которая состояла в отстранённой фиксации и мести хотя бы на бумаге; в уяснении – и расстановке – и демонстрации – собственных ценностей (литературных ценностей прежде всего). Это личный текст»1.

Данте Алигьери родился во Флоренции, но из-за участия в политической борьбе был изгнан из родного города и никогда уже в него не вернулся. Последние годы жизни провел в Равенне, где и похоронен.

Конец средневековья. Сознание европейцев изменяется. Мир перестает ограничиваться стенами города и поражает своим разнообразием. На площадях все еще жгут еретиков и распевают мессы, но острая критичная мысль гуманистов уже готова изменить Европу.

Данте Алигьери — личность поистине знаковая. С его «Божественной комедией» связано не только рождение новой итальянской литературы и итальянского литературного языка, но и настоящая революция в сознании европейцев.

«Комедия» в названии поэмы означает вовсе не развлечение, а серьезный драматический спектакль, который разыгрывается на сцене Вселенной под управлением самого Бога. Поэма делится на три части, которые называются «Ад», «Чистилище» и «Рай». Исследователи единодушны в своем мнении: первая часть «Божественной комедии» — «Рай» — отличается особой выразительностью.

Главный герой «Божественной комедии» — сам Данте. Поэт путешествует по «трем мирам» христианской, а точнее, католической мифологии. Его проводником по Аду становится знаменитый поэт античности Вергилий. Заметим, что долгое время Вергилий считался первым язычником, возвестившим о пришествии в мир Спасителя — Иисуса Христа.

Данте создал поистине несравненное произведение, которое интересно не только своей фабулой, но и актуальностью. Поэт написал злободневное произведение, которое бичевало пороки его современников, точнее, политических противников. Могучим словом он казнил врагов, помещая их в разные круги преисподней.

Поэт увидел Ад с совершенно новой точки зрения. Он стремился оставаться в рамках католической экзегезы, согласно которой грешники в Аду распределяются по категориям и каждой назначается особое наказание, но взгляд Данте уже гораздо шире, пристальнее.

Данте смог увидеть в каждом грешнике личность. Поэт вступает в беседу с давно умершими людьми, спорит с ними, узнает много нового и неожиданного для себя. Многие тайны открываются Данте. Если пользоваться современными аналогиями, беседы рассказчика напоминают интервью, которые живой берет у мертвых.

Основное чувство, которое испытывает рассказчик, — страх и все его разновидности. Смертным запрещено находиться среди мертвых, и лишь Данте получает возможность посетить «мир теней». Только развитое самообладание помогает рассказчику сдержаться и не проявить весь свой ужас при виде страданий, выпавших на долю тех, кто, так или иначе, нарушил божественные установления.

Части поэмы «Чистилище» и «Рай», продолжают рассказ о восхождении человеческой души к Богу. Завершает поэму строка, которая звучит так: «Любовь, что движет солнце и светила». Божественная Любовь побеждает хаос, и освобожденная от оков греха душа воссоединяется со своим источником.

Данте утверждает, что активная жизненная позиция помогает человеку в выборе собственного пути. В жизни самого поэта случилось так, что он покинул Флоренцию по политическим мотивам и стал изгнанником. Эта обида осталась в сердце Данте на всю жизнь, сделалась спутницей его гения. В отличие от авторов «классического» средневековья, автор «Божественной комедии» верит в силу человеческого разума, в честь и справедливость, которые побеждают ложь и коварство.

«Величественным сооружением» назвал «Божественную комедию» один из исследователей. Сцены, которые изображает Данте, поражают читателя своей монументальностью и в то же время живостью действия. Лучшие художники иллюстрировали «Ад», «Рай» и «Чистилище», создавая шедевры графики. Лучшие поэты вдохновлялись строками «Божественной комедии». И сегодня это произведение представляет большой интерес не только для специалиста-филолога, но и для рядового читателя.

«Божественная комедия» не стареет. «Запас прочности», вложенный в нее автором, таков, что, наверное, и через двести лет эти строки будут напоминать читателю о величии разума и веры:

Земную жизнь пройдя до середины,

Я очутился в сумрачном лесу...