Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ЗАПОВЕДНАЯ СТЕПЬ2.doc
Скачиваний:
7
Добавлен:
20.03.2015
Размер:
90.62 Кб
Скачать

3 В асканийском зоопарке

Всего в 1887—1958 годы в асканийский зоопарк было завезено 174 сайгака двадцатью отдельными партиями, поступавшими в разные годы. Животные размножа­лись. Причем здесь было 187 антилоп местного при­плода. Однако время от времени происходил массовый падеж как завезенных особей, так и их приплода. Из-за этого так и не удалось создать устойчивое стадо. По-видимому, сайгаки, совершающие в природе сезонные кочевки на весьма обширном пространстве, не нашли в пределах 100 гектаров необходимых для жизни усло­вий. Только с увеличением площади загона зоопарка до 2400 гектаров, что осуществляется в настоящее время, можно будет продолжить опыты по разведению сайгаков в более благоприятных для этого условиях (в Казахстане и других областях сайгак еще водится в изобилии). Временами сайгаков выпускали в Аска-нии-Нова в открытую степь. Однако они быстро раз­бредались и гибли.

Таким образом, восстановить численность сайгака оказалось труднее, чем разводить никогда здесь прежде не живших африканских и индийских антилоп.

Не удается восстановить численность туров и тарпа­нов, хотя опыты в этом направлении ведутся. Несмотря на то, что в природе не осталось ни одного тура и тар­пана, специалистам удается восстановить некоторые признаки, характерные для этих видов среди поголовья домашних животных, происходящих от тура или когда-либо скрещивавшихся с тарпаном. Для этого исполь­зуется серый украинский скот и так называемые тарпановидные польские коники. Они еще встречаются в Польше и в нашем Полесье в качестве домашних ло­шадей. Их предки скрещивались с оттесненными в леса дикими тарпанами.

Такие работы велись в довоенные годы и в Аскании-Нова, но были прекращены в связи с утратой пого­ловья. Несколько тарпановидных кобыл в 1961 году было завезено из Полесья и в Асканию-Нова. Но здесь они используются для гибридизации с лошадью Прже­вальского в целях восстановления этого тоже исчезаю­щего на земле вода.

Монгольская дикая лошадь, или джунгарский тарпан, была открыта нашим великим путешественником Н. М. Пржевальским. В честь его в конце прошлого века, когда этих животных оставалось уже не так много, и была названа лошадь. С тех пор численность этих лошадей все время сокращалась, поскольку на них охотились ради мяса. Но до последних лет они встречались еще изредка на небольшой территории у границы Монголии с Китаем.

В Аскании-Нова же в настоящее время живут стада чистокровных и гибридных бизонов численностью бо­лее трех десятков. Есть и до десятка видов других бы­ков, в том числе тибетский як, гаял, бантенг, азиатский и африканский буйволы. За исключением буйволов, все они скрещиваются в различных комбинациях. Благода­ря этому здесь выведено 15 гибридных форм, представ­ляющих большой научный и хозяйственный интерес. И лишь буйволы не дали ни одного гибрида не толь­ко с другими быками, но и при спаривании между собой азиатских и африканских видов.

Значительный хозяйственный интерес представляют гибриды крупного рогатого скота с зебу, гаялом, яком, бизоном и африканским скотом ватусси. Этот послед­ний впервые завезен в СССР в 1958 году только в Асканию-Нова. Здесь от него получено многочислен­ное чистокровное и гибридное потомство с весьма интересными в хозяйственном отношении качествами. Стадо этих животных выпасается в открытой степи. Африканские, или кафрские, буйволы тоже впервые в нашу страну завезены в 1962 году только в Асканию-Нова, где уже дали потомство.

В Аскании-Нова выведена особая, хорошо приспособ­ленная к степным условиям жизни устойчивая помес­ная форма благородного оленя, называемая теперь асканийским степным оленем.

В связи с охраной территорий, входящих в состав так называемых национальных парков Африки, где до­быча животных строго контролируется, численность этих антилоп сохраняется. Кроме того, в Африке уже предпринимаются попытки создавать для размножения канн специальные огороженные угодья. В Асканию-Нова канна завезена в 1892 году. Здесь в 1896 году получен первый приплод. От этих антилоп родилось более 400 каннят. В настоящее время в Аскании-Нова содержится стадо численностью около 50 канн.

Канна — стадное животное с удивительно ровным, спо­койным и ласковым нравом. Это позволяет пасти этих антилоп в открытой асканийской степи с такой же легкостью, как и домашних коров. Плодовитость аска-нийских канн почти такая, как и домашних коров. Каждая самка ежегодно приносит по детенышу.

Канна—крупное и мощное животное, более похожее на быка, чем на большинство других антилоп. Вес самцов канны в Аскании-Нова достигает 700 кг, самок — 500 кг. Мясо канны исключительно вкусно и питательно, шку­ра — хорошее сырье для изготовления прочной кожи. Этих антилоп не так давно впервые начали доить именно в Аскании-Нова. От одной самки в год полу­чают до 600 л молока. Оно вкусно (со слабым привку­сом миндаля) и питательно, содержит 12% жира и в два раза больше белка, чем коровье молоко. Более того, в последние годы установлено, что молоко канны имеет целебные свойства. Им иногда удается излечи­вать желудочно-кишечные и накожные заболевания. В Аскании-Нова создается первая в мире продуктивная ферма антилоп канна.

Копытных млекопитающих начали завозить в Аска-нию-Нова с 1887 года. В течение 80 лет было завезено их более 800 голов — 70 видов. Размножать копытных начали с 1891 года. К настоящему времени получено как чистокровного, так и гибридного приплода около 4 тысяч голов. 900 голов молодняка имели в дорево­люционное время, 1100 — до Великой Отечественной войны и около 2000 имеется сейчас.

Это позволило передать зоопаркам нашей страны и ряда зарубежных стран более 1000 копытных и зало­жить 20 очагов вольной акклиматизации охотничъе-промысловых видов на Украине, в Молдавии и других республиках. Реализация животных из Аскании-Нова началась в 1894 году, причем до 1917 года передано только 90 особей, до Великой Отечественной войны — 311 и в послевоенные годы — около 700. Из 20 зало­женных Асканией-Нова очагов вольной акклиматизации оленей и ланей только три создавалось в довоенные годы, а остальные — с 1948 года. Для этого вывезено из Аскании-Нова 142 пятнистых оленя, 35 благородных оленей и 45 ланей.

В последние годы численность диких копытных в Аска­нии-Нова поддерживается на уровне 600 особей, более 50 видов. С расширением площадей загонов и строи­тельством помещений для зимовки теплолюбивых жи­вотных в течение пятилетия поголовье их будет удвое­но, значительно увеличится видовой состав. Общее поголовье диких копытных в Аскании-Нова достигало в 1915 году максимум 244 особей, а в 1941 году состав­ляло 318 голов. За время войны потеряно 60% пого­ловья, так что к началу 1944 года в Аскании-Нова оставалось копытных лишь 134 особи, 19 видов.

Наибольшую ценность представляют, разумеется, пре­умножающиеся за счет местного потомства стада диких лошадей и зебр, бизонов, антилоп, оленей. Эти живот­ные, приспосабливаясь к местным условиям, в ряде поколений изменяют некоторые свои признаки. Иначе говоря, акклиматизируются в Аскании-Нова и поэтому служат еще и ценнейшим объектом для изучения за­кономерностей влияния на организм окружающих условий. Практическая же ценность такого разведения животных как в культурном отношении, так и в хо­зяйственном очевидна.

Экскурсанты и туристы в Аскании-Нова увидят стада диких животных, завезенных с различных широт, ма­териков и ландшафтно-географических зон, на воле: огромных бизонов, стройных оленей, полосатых пестрых зебр, экзотических антилоп, лам и других.