Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
зачёт по всемирной истории.docx
Скачиваний:
2
Добавлен:
16.09.2019
Размер:
45.34 Кб
Скачать

Зачёт по всемирной истории

1) В начале августа 1939 года СССР вел переговоры с Англией, Францией и Польшей о создании системы коллективной безопасности, направленной на недопущение новой войны. Прежде СССР уже давал гарантии безопасности Чехословакии, однако годом раньше в Мюнхене Париж и Лондон решили скормить эту страну нацистам. Со своей стороны, Польша отказалась пропустить советские войска через свою территорию для защиты Чехословакии. Наученный горьким опытом Мюнхена, СССР требовал от западных представителей более серьезных гарантий.

к середине августа 1939 года военные переговоры в Москве между западными демократиями и Советским Союзом окончательно зашли в тупик – большей частью из-за упрямства Польши.

«Во время первой встречи и во время заседания 14 августа маршал Ворошилов настаивал, что самым главным является вопрос о том, согласится ли Польша пропустить через свою территорию советские войска для противодействия немецким армиям. Если нет, то как могут союзники предотвратить быстрый разгром Польши немецкой армией? 14 августа он спросил, полагают ли генеральные штабы Англии и Франции, что Красная Армия может пройти через территорию Польши, в частности через Вильно и Галицию, чтобы вступить в соприкосновение с вражескими войсками?

Это был вопрос по существу. Сидс телеграфировал в Лондон, что русские коснулись главной проблемы, от решения которой зависит успех или провал переговоров и которая лежит в основе трудностей, возникших с самого начала политических переговоров, а именно: как достичь полезного соглашения с Советским Союзом, если граничащие с ним страны объявили нечто вроде бойкота, который будет нарушен, когда уже будет поздно.

У адмирала Дракса имелись инструкции британского правительства, как вести себя в данном случае. Ввиду того что Польша и Румыния «отказались даже обсуждать планы возможного сотрудничества», ему предписывалось аргументировать свою позицию следующим образом: Вторжение в Польшу и Румынию резко изменит их точку зрения. Более того, России крайне невыгодно, чтобы Германия заняла позиции прямо у ее границ, так что в интересах России иметь готовые планы оказания помощи Польше и Румынии на случай, если эти страны подвергнутся нападению.

На заседании 14 августа Ворошилов потребовал прямых ответов на его вопросы. «Без точного и прямого ответа, – сказал он, – продолжать переговоры не имеет смысла… Советская военная делегация, – добавил он, – не может рекомендовать своему правительству принять участие в предприятии, которое со всей очевидностью обречено на неудачу».

Генерал Гамелен посоветовал из Парижа генералу Думенку увести внимание русских от этого вопроса в сторону, но это не так-то легко было сделать. Как докладывал позднее генерал Думенк, заседание 14 августа было драматическим. Английские и французские делегаты оказались загнаны в угол и понимали это. Они изворачивались, как могли. Драке и Думенк выражали уверенность в том, что поляки и румыны попросят русских о помощи, как только подвергнутся нападению. Думенк был уверен, что они будут «умолять маршала поддержать их». Драке считал, что они «неизбежно» попросят русской помощи. Он добавил – не очень дипломатично, как может показаться, – что «если они не попросят помощи в нужный момент и дадут завоевать себя, то можно ожидать, что они станут немецкими провинциями». Этого русские хотели меньше всего, потому что это означало бы присутствие нацистских армий на советской границе. Поэтому Ворошилов особо выделил замечание адмирала, сделанное так некстати.

В августе 1939 года поляки делали все, что только могли, для срыва возможного военного пакта между СССР, Францией и Великобританией.

Польское руководство не осознавало опасности, исходящей от Германии даже тогда, когда отмобилизованные части вермахта уже стояли на польской границе. Англо-французские переговорщики пытались убедить Варшаву посмотреть в глаза реальности – но тщетно.

«До 17 августа адмирал Драке и генерал Думенк тщетно ждали от своих правительств инструкций, какую занять позицию при обсуждении польского вопроса. Тогда Думенк телеграфировал в Париж: „СССР хочет военного пакта… Ему не нужен от нас листок бумаги, за которым не стоят конкретные действия. Маршал Ворошилов утверждает, что все проблемы… будут сняты, как только решится, как он говорит, основной вопрос“. Думенк настоятельно советовал Парижу связаться с Варшавой и порекомендовать полякам согласиться принять русскую помощь.

Несмотря на распространенное в то время не только в Москве, но и в западных столицах мнение, что Англия и Франция ничего не предпринимали с целью склонить Польшу к тому, чтобы она пропустила через свою территорию советские войска для защиты от немцев, из опубликованных недавно документов следует, что это не так. Англия и Франция продвинулись в этом деле далеко, но не достаточно далеко. Из этих документов ясно также, что поляки проявили непостижимую глупость».

Глупость польского командования заключалась не только в недооценке военной мощи Германии, но и в полном непонимании того, что представляла из себя Красная Армия. В 1939 году поляки, похоже, еще жили реалиями 1920-х годов, когда воевали не танковые армады, а конные армии.

«18 августа, после первой англо-французской попытки открыть полякам глаза, министр иностранных дел Польши Бек заявил французскому послу Леону Ноэлю, что русские „не заслуживают внимания с военной точки зрения“, а генерал Стахевич, начальник польского главного штаба, поддержал его, заметив, что Польша не получит „никаких выгод от того, что Красная Армия будет действовать на ее территории“».

Англичане и французы пытались объяснить Варшаве, что никакие другие воинские части, кроме русских, физически не смогут попасть в Польшу, чтобы защитить ее от немцев. Но все было бесполезно. Возможный сценарий военных действий польское командование видело так: "Франция и Англия атакуют Германию с Запада, а поляки сдерживают немцев на Востоке".

«На следующий день английский и французский послы снова встретились с Беком и снова уговаривали его принять предложения русских. Польский министр иностранных дел тянул время, но обещал завтра дать официальный ответ.

Англо-французский демарш в Варшаве явился результатом разговора, состоявшегося в этот же день, но раньше, в Париже между министром иностранных дел Франции Бонне и британским поверенным в делах. К удивлению англичанина, бывший архиумиротворитель Гитлера очень опасался потерять в лице России союзника из-за упрямства поляков». «Произойдет катастрофа, – говорил ему Бонне, – если из-за отказа Польши сорвутся переговоры с русскими. Поляки не в том положении, чтобы отказываться от единственной помощи, которая может прийти к ним в случае нападения Германии. Это поставит английское и французское правительства почти в немыслимое положение, если мы попросим каждый свою страну идти воевать за Польшу, которая отказалась от этой помощи».

""""Дема́рш— дипломатическое выступление правительства или дипломатических органов одного государства перед правительством другого государства. Демарш может содержать просьбу, протест, предостережение и т. п. и быть выражен в письменной или устной форме.""""

Однако польский начальник генштаба оставался непреклонен. «Я не могу допустить, – говорил он французскому послу, – даже каких-либо обсуждений возможности предоставления части нашей территории в распоряжение иностранных войск. У нас нет военного соглашения с СССР. И мы не хотим такого соглашения».

Даже лорд Галифакс, один из архитекторов Мюнхена, признавал, что Польша торпедирует переговоры. Но у гордых шляхтичей был свой план, и смотреть в глаза реальности они абсолютно не собирались. Сталину, который куда более трезво оценивал немецкую военную мощь, нужно было что-то делать, чтобы обеспечить безопасность СССР. 19–20 августа советский вождь принимает решение принять предложения Берлина о заключения пакта о ненападении. Это было за три дня до подписания договора.

2) Президентом США во время второй Мировой войны был Франклин Делано Рузвельт, который в 1940 году был избран на третий срок (32 президент США).

3) Конец 1943 — начало 1944 г. ознаменовались крупными успехами в дальнейшем объединении и консолидации патриотических сил страны. Решающая роль в этом принадлежала Французской коммунистической партии (ФКП) — самой влиятельной и самой активной из всех партий, входивших в состав Национального совета Сопротивления г. В сентябре 1943 г. по ее инициативе был создан Парижский комитет освобождения из представителей 18 организаций Сопротивления и антифашистских партий. Комитет, председателем которого стал коммунист А. Толле, призвал патриотов активизировать борьбу за освобождение, следуя примеру корсиканцев, освободивших свой остров от оккупантов.

В новогоднем обращении к французскому народу коммунисты призывали готовить национальное восстание с целью освобождения Франции. «Начинающийся 1944 год, — говорилось в обращении ЦК ФКП, — будет годом решающей борьбы против фашистской Германии и ее сателлитов, что требует от французов вступить в него с полным сознанием собственной ответственности ... Настал час объединения всех французов в повседневной борьбе, которую мы должны максимально интенсифицировать, подготавливая национальное восстание, которое превратит освобождение родины в дело самого французского народа»

4) 14 марта 1939 года Гитлер вызвал чехословацкого президента Эмиля Гаху в Берлин и предложил ему принять германский протекторат. Гаха согласился на это, и германская армия вошла в страну практически без какого-либо сопротивления. Единственную попытку организованного вооруженного отпора предприняла рота капитана Карела Павлика в городе Мистек (так называемый бой за Чаянковы казармы).

«Немцы не обслуживаются, пока Гитлер не вернёт Чехословакию!» — плакат, помещённый в окне одного ресторана в США хозяином-чехом в марте 1939

15 марта 1939 года личным указом Гитлера Чехия и Моравия были объявлены протекторатом Германии. Главой исполнительной власти протектората был назначаемый фюрером рейхспротектор . Первым рейхспротектором 21 марта 1939 года был назначен Константин фон Нейрат. Существовал также формальный пост президента протектората, который всё его существование занимал Эмиль Гаха. Личный состав отделов, аналогичных министерствам, был укомплектован должностными лицами из Германии. Евреи были изгнаны с государственной службы. Политические партии были запрещены, многие лидеры Коммунистической партии Чехословакии перебрались в Советский Союз.

Протектора́т— форма межгосударственных отношений, при которой одна страна признает над собой верховный суверенитет другой, прежде всего в международных отношениях, сохраняя автономию во внутренних делах и собственную династию правителей.

Словакия во главе с авторитарным союзником Гитлера Йозефом Тисо стала независимым государством, Подкарпатская Русь была оккупирована Венгрией.

В эмиграции в Лондоне с началом Второй мировой войны Э.Бенеш создал правительство Чехословакии в изгнании, которое пользовалось поддержкой антигитлеровской коалиции (с 1941 г. к ней присоединились США и СССР). Существует теория продолжения существования чехословацкого государства, согласно которой все решения, принятые на территории страны после Мюнхена до 1945 г., были недействительными, а Бенеш, подавший вынужденно в отставку, всё это время сохранял президентские полномочия.