Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Анализ картины

.doc
Скачиваний:
37
Добавлен:
18.03.2015
Размер:
363.01 Кб
Скачать

Анализ произведения искусства

Василий Верещагин «Апофеоз войны»

Подготовила Куликова Д. В.

207 группа

Фактические сведения

Верещагин Василий Васильевич (1842–1904), русский художник, мастер батальной картины. Родился в Череповце 14 (26) октября 1842 в семье помещика. Василий в возрасте девяти лет поступил в морской кадетский корпус. По окончании этого заведения, после короткого периода службы вышел в отставку и поступил в петербургскую Академию художеств, где учился с 1860 по 1863.

Картина «Апофеоз войны», написана в 1871 году. Размер 127×197 см; Государственная Третьяковская галерея, Москва; холст, масло

Жанр – батальный. Сам Верещагин описал жанр своей картины «Апофеоз войны» так — «если не считать ворон, это натюрморт, в переводе с французского мёртвая природа…»

Денотативное прочтение

Среди раскаленной степи, под жгучими лучами солнца, изображена пирамида из человеческих черепов. На некоторых видны следы от пуль и сабельных ударов. И стая ворон, которые надеются поживиться мертвечиной. И красноречивая надпись на раме: "Посвящается всем завоевателям: прошедшим, настоящим, будущим".

Конотативное прочтение

Сегодня нам трудно поверить, но Василий Верещагин при жизни был самым знаменитым русским художником XIX века. Ни один из его современников – ни Репин, ни Поленов, ни Шишкин, ни Васнецов, ни Левитан – не могли сравняться с ним ни по славе, ни по богатству.

Верещагин ездил по железной дороге в собственном вагоне. Такое, кроме него, позволял себе только император.

Верещагин был любимцем Александра III, любимцем Генерального штаба и кумиром тогдашней армии и флота. Он родился в заштатном Череповце, в дворянской семье, где были сильны патриархальные взгляды, окончил Морской кадетский корпус в Петербурге и художником стал против воли родителей. Сначала посещал Рисовальную школу Общества поощрения художников, затем выдержал экзамены в Академию художеств. Сначала он был обычным кондовым реалистом, но, поучившись в Париже у ориенталиста Жана Жерома, именно в Париже русский художник увлекся европейской тягой к Востоку и стал художником-этнографом.

Из Парижа Верещагин поехал на Кавказ, где принялся с исключительной тщательностью рисовать разные картины местного быта, например религиозную процессию на празднике Мохаррем в Шуше (1865). Но! Но он бы не стал Верещагиным, если б не живописал быт с позиций гневного демократа. Кавказская серия стала панорамой изобличения варварского религиозного фанатизма.

Так к художнику пришел первый успех. Обличения как раз входили в моду тогдашней русской общественной жизни.

Через два года Верещагин в гуще русских войск едет в Туркестан, где находит себя как баталист. Меньше всего Верещагин размышлял о справедливости той захватнической войны. Он мыслил в рамках официальной идеологии: просвещенная Россия освобождает угнетенные народы от тирании. Нечто подобное сегодня творится в Ираке, только у Буша нет своего Верещагина, зато он был у русского императора.

Художник работал по схеме: русские войска – это благородный порыв, жизнь Востока – это ужасы азиатчины.

Он научился мастерски рисовать подробности жизни: «Самаркандский зиндан» (тюрьма), «Продажа ребенка-невольника», его кисть снова имела успех. Он умел пугать. Вот на картине «Торжествуют» на жарком солнце нарисована азиатская толпа на самаркандской площади у мечети, где на шестах выставлены отрубленные головы русских солдат.

На масштабной выставке в Петербурге женщины падали в обморок, священники молились, а император впадал в ярость.

И все же постепенно художник отходит от схематизма и начинает воспринимать войну как народное бедствие. Так, главной картиной, которую мастер привозит из Туркестана, стал шедевр «Апофеоз войны» – гора человеческих черепов в пустыне, залитой солнцем. Неясно, чьи черепа. Смерть сравняла православных и мусульман... воронье с одинаковым стуком клюет голую кость.

Изначально полотно называлось «Торжество Тамерлана», замысел был связан с Тамерланом, войска которого оставляли за собой такие пирамиды черепов.

Однако картина В. В. Верещагина носит не столько конкретно-исторический, сколько символический характер. Полотно «Апофеоз войны» — это изображение смерти, уничтожения, разрушения.

Верещагин находит убедительное художественное решение. Лаконичная и лишенная возможности развития сюжета композиция воспринимается с первого взгляда. Ее символика также ясна сразу, но картина не отпускает после беглого просмотра. Хотим мы того, или нет, она останавливает и заставляет задуматься. Художник придает груде черепов форму пирамиды, акцентировав ее нечеткие грани расположением птицы в левой части, птицы, сидящей спиной в центре, и тенью в правой части. Форму пирамиды имели гробницы фараонов в Древнем Египте, что символизировало сверхчеловеческое величие правителя. Эта форма использовалась и в другие времена при возведении мавзолеев, памятников воинам и построек, связанных с космологическими культами. Пирамида - наиболее устойчивая форма и как способ организации композиции.

Мёртвые деревья, полуразрушенный безлюдный город, высохшая трава — все это части одного сюжета. Даже желтый колорит картины символизирует умирание, а ясное южное небо еще больше подчеркивает мертвенность всего окружающего. Даже такие детали, как шрамы от сабельных ударов и дыры от пуль на черепах «пирамиды», еще явственнее выражают идею произведения.

Молчаливый, выжженный солнцем пейзаж с высохшими деревьями словно и способен вместить в себя только эту страшную груду человеческих останков и воронье, слетевшееся на свой пир. Трудно предположить, что в городе, вид на который открывается у самой линии горизонта, есть жизнь.

Любая война - это торжество смерти. Это выжженная земля, черепа и вороны, и никаких победных маршей, шелка знамен и звона орденов.

Верещагин погиб в 1904 году, когда поехал писать Русско-японскую войну. Погиб на рейде Порт-Артура, на броненосце «Петропавловск», который подорвался на японской мине. По словам очевидцев – тех, кто чудом тогда уцелел, – Верещагин до последних минут сохранял хладнокровие и зарисовывал бой в блокноте.