Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
49 Latane -1979.doc
Скачиваний:
20
Добавлен:
18.03.2015
Размер:
117.76 Кб
Скачать

Много рук делают работу легкой: причины и следствия социальной лености1 Бибб Латане, Киплинг Вильямс и Стивен Харкинс

Два эксперимента показали, что люди, выполняющие задание, требующее физического усилия, такое, как крик и хлопанье в ладоши, демонстрируют существенное снижение индивидуальных усилий при работе в группе по сравнению с работой в одиночку. Это снижение, которое мы называем социальной леностью, является дополнением к другим недостаткам, связанным с неправильной координацией групповых усилий. Социальная леность обсуждается в терминах ее экспериментальной и теоретической значимости. Изучаются так же ее распространенность встречаемость, негативные последствия для общества и некоторые условия, способствующие минимизации социальной лености.

Старая поговорка гласит: «много рук делают работу легкой». Эта поговорка интересна по двум причинам. Во-первых, она охватывает одно из обещаний социальной жизни о том, что с помощью социальной организации люди могут легче осуществить свои личные цели посредством совместной работы. Когда много рук приходят на помощь, человеку не приходится так тяжело работать. Поговорка интересна еще в одном, менее обнадеживающем смысле – похоже, что когда в распоряжении имеется много рук, люди на самом деле работают менее усердно, чем должны были бы.

Более 50 лет назад немецкий психолог Рингельман провел исследование, которое не опубликовал. В доказательство тому, что неопубликованные работы не изживают себя, результаты этого исследования, суммарно изложенные на немецком языке Мёде (1927), цитировались Дэшилом (1935), Дэвисом (1969), Келлером (1927) и Зайенсом (1966) и частично анализировались Стайнером (1966, 1972), а так же Ингамом, Левингером, Грэйвсом и Пекхамом (1974). По-видимому, Рингельман просто просил немецких рабочих как можно сильнее тянуть канат, поодиночке или вместе с одним, двумя или семью другими людьми. (Силу натяжения он измерял в килограммах давления).

Перетягивание каната, согласно классификации Стайнера (1972), является максимизирующей, унитарной и аддитивной задачей.

Удача при выполнении максимизирующей задачи зависит от скорости выполнения и, предположительно, от того, сколько усилий было затрачено, что противопоставлено оптимизирующей задачи, в которой главенствуют точность, аккуратность и корректность.

Унитарная задача не разделяется на подзадачи: все участники работают вместе, делают одно и то же и разделение труда невозможно.

В аддитивной задаче групповой успех зависит больше от суммы индивидуальных усилий, чем от участия каждого в отдельности.

Исходя из этих характеристик, мы ожидаем, что трое человек, тянущих канат с абсолютной эффективностью, способны напрячь силы втрое больше, чем один человек, а восемь человек – в восемь раз больше.

Результаты Рингельмана, тем не менее, оказались совершенно иными. Когда испытуемые тянули поодиночке, их результат был очень внушительным – 63 кг давления. Группы из трех человек производили силу в 160 кг, что превосходит индивидуальную силу всего в 2,5 раза, а группы из восьми тянули с силой в 248 кг, т.е. менее чем в 4 раза по сравнению с индивидуальным показателем. Таким образом, несмотря на увеличение размеров группы, коллективное выполнение было существенно ниже суммы индивидуальных усилий. Диады тянули на 93% от суммы их индивидуальных усилий, трио – на 85%,а группы из восьми – только на 49%. По-видимому, работа действительно становилась легче, но в несколько ином смысле, чем представляли себе люди в старые времена.

Эффект Рингельмана интересен потому, что нарушает как обыденный стереотип, так и теорию социальной психологии. Привычный стереотип говорит нам о том, что чувство группового участия приводит к возрастающему усилию, что групповая мораль и сплоченность подстегивают энтузиазм, что работая сообща, группа может достигнуть любых целей и что сила в единстве. Социально-психологическая теория придерживается мнения, что, по крайней мере, простые, хорошо выученные задачи (включающие доминантный способ реагирования) должны фасилитироваться в присутствии сотрудников и других людей. Таким образом, важно выяснить, можно ли воспроизвести эффект Рингельмана и можно ли добиться его при выполнении других задач.

Эффект Рингельмана интересен также и потому, что предоставляет другую площадку для тестирования новой теории социального влияния (Latane, 1973). Теория социального влияния говорит о том, что когда человек является мишенью социальных воздействий, исходящих от других людей, уровень социального давления на него должен возрастать как мультипликативная функция силы, сиюминутности и количества других людей. Однако если человек является членом группы, испытывающей давление со стороны внешних сил, давление на каждого отдельного члена должно ослабевать обратно пропорционально силе, сиюминутности и количеству членов группы. Влияние распределяется между членами группы таким же образом, как ответственность за оказание помощи распределяется между очевидцами аварии (Latane and Darley, 1970). Латане предполагает, что коль скоро психофизические реакции на внешние стимулы могут быть описаны в форме степенного закона (Stivens, 1957), социальные стимулы должны описываться точно так же, но с абсолютным значением экспоненты (показателя) меньше единицы, так чтобы эффект для n-ного испытуемого был меньшим, чем для (n-l)-гo. Просьба Рингельмана тянуть канат может рассматриваться как социальное давление. Чем больше людей являются мишенью этого давления, тем менее оно должно ощущаться каждым из них. Поскольку люди обычно работают усерднее пропорционально оказываемому на них давлению, мы должны ожидать, что результатом увеличения размеров группы будет снижение усилий со стороны ее отдельных членов. Эти сниженные усилия можно назвать «социальной леностью», то есть снижением индивидуальных усилий благодаря социальному присутствию других. Что касается феномена Рингельмана, то теория социального влияния предполагает, что какая-то часть эффекта зависит от сниженных усилий со стороны участников группы, и что это сниженное усилие должно иметь форму, обратную степенной с абсолютным значением экспоненты меньше единицы.

Эффект Рингельмана интересен и по третьей причине: если он представляет собой общий эффект и не ограничивается перетягиванием каната, то тогда он ставит практический вопрос о том, почему и когда коллективные усилия менее эффективны, чем индивидуальные. Поскольку многие компоненты нашего жизненного стандарта построены на какой-либо форме коллективной деятельности, весьма желательным становится исследование, выявляющее причины и условия неэффективного группового результата и предлагающее стратегии для преодоления этой неэффективности.

Исходя из этих причин, мы решили предложить программу исследования коллективного поведения индивидов в группе.