Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
1 курс / История медицины / Сергей Петрович Боткин.ppt
Скачиваний:
3
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
22.96 Mб
Скачать

Взяв клинику в свои руки и желая поставить ее так, чтобы она могла совершенно отвечать современным требованиям изучения клинической медицины, Боткин немедленно устроил при ней лабораторию для того, чтобы дать самое широкое применение клиническому опыту как в видах более совершенного образования молодежи, так и для разработки множества еще не исследованных наукою вопросов, беспрестанно возникавших в нем самом при преподавании. Это было нововведение, какое до Боткина не имела ни одна европейская клиника. Вторым его делом было учреждение при клинике амбулатории— приема приходящих больных два раза в неделю, достигшего вскоре огромных размеров и послужившего новой, дополнительной школой для практического образования будущих врачей, а для Боткина — источником новых наблюдений. Только что закончив с лекцией и с обходом палатных больных, он переходил в амбулаторию, где его ассистенты и помощники из студентов обследовали больных и в сомнительных случаях обращались к нему за разъяснением или проверкой, причем он часто должен был прочитывать чуть не целые лекции по поводу этих случайных, но поучительных в каком-нибудь отношении больных.

Боткин на обходе в клинике, 1980-е

В первые же десять лет из его клиники вышла целая фаланга молодых профессоров, занявших места клиницистов в провинциальных университетах: Виноградов — в Казани, Покровский — в Киеве, Лашкевич — в Харькове, Попов — в Варшаве, не говоря уже о том, что в самой академии большая часть клиник перешла в руки его бывших ассистентов. Такими были Манассеин, Чудновский, Полотебнов, Пруссак, Успенский, Кошлаков и другие. Все они составили так называемую “боткинскую школу” и, усвоив метод боткинского тщательного, разностороннего исследования больных, а также приучившись к лабораторным исследованиям, с большим или меньшим успехом самостоятельно развивали выводы экспериментальной медицины дальше и продолжали начатое Боткиным дело — поддерживать медицинское образование в России на уровне современной европейской науки.

Распорядок дня Боткина выглядел следующим

образом: приезжал он в клинику к

10 утра, с

11

часов

начинались

химические

и

микроскопические

 

исследования,

осуществляемые

студентами и

молодыми

докторами, а также научно-исследовательская

работа со старшекурсниками, с 13 часов он читал

лекции студентам, после лекции следовал обход

и

осмотр

амбулаторных

больных,

 

с

17 до

19

часов —

вечерний обход

клиники,

с

19 до

21

часа —

лекции

для доцентов, на

которые

допускались все желающие. После этого Боткин

возвращался домой, где ужинал и занимался

подготовкой к следующему дню, а вот после

12

часов ночи он уделял внимание любимому

делу — игре на виолончели.

 

 

 

 

Боткин на приеме в амбулатории

«Когда же наконец придёт время, что не нужно будет плакать о том, что день сделан не из 40 часов? Ведь если бы ещё страдал деньголюбием, честолюбием, славолюбием — клянусь честью, что плюю на всё, что может успокоить припадки этих человеческих болезней… тружусь как последний подёнщик. Лето всё ухнуло в составлении рефератов, в подготовке к лекциям да в приёмах больных, что

прикажешь делать?» - писал Боткин в одном из своих писем Н.А.Белоголовому

Первый камень славы С. П. Боткина как тонкого диагноста

был заложен в

1862

году после

его прижизненного

диагноза тромбоза воротной вены. После установления

диагноза

больной

прожил

несколько

недель.

Недоброжелатели надеялись на ошибку. Много внимания

С. П. Боткин

уделял желчнокаменной

болезни,

которой

сам страдал длительное время. Он указал на роль

инфекции в образовании камней. Он подчеркивал

клиническое разнообразие этого заболевания. Учёный

считал, что до тех пор пока врач не обнаружит

извергнутый камень, его диагноз остается гипотезой. В

работе «О рефлекторных явлениях в сосудах кожи и о

рефлекторном

поте»

С. П. Боткин

приводит ряд

интересных клинических наблюдений, одно из которых демонстрирует, что при прохождении камня через желчные протоки верхние и нижние конечности холодеют, кожа груди становится горячей, и температура в подмышечной впадине повышается до 40°С.

В 1865 году С. П. Боткин выступил инициатором создания эпидемиологического общества, целью которого была борьба с распространением эпидемических заболеваний. Общество было малочисленным, но деятельным, его печатным органом был «Эпидемический листок». В рамках работы общества Боткин изучал эпидемию чумы, холеры, тифов, натуральной оспы, дифтерии и скарлатины. Наблюдая заболевания печени, протекающие с высокой температурой, С. П. Боткин впервые описал болезнь, которую до него считали желудочно- кишечным катаром с механической задержкой жёлчи. Заболевание это проявлялось не только желтухой, но и увеличением селезёнки, иногда заболеванием почек. Болезнь, как указывал С. П. Боткин, тянется несколько недель, в дальнейшем может привести к тяжелейшему осложнению — циррозу печени. Отыскивая причины болезни, С. П. Боткин пришёл к выводу, что источником заражения служат загрязнённые пищевые продукты. Этот вид катаральной желтухи он отнес к инфекционным болезням, что и было подтверждено в дальнейшем (болезнь Боткина, вирусный гепатит А).

Боткин стоял у истоков женского медицинского образования в России. В 1874 году он организовал школу фельдшериц, а в 1876 году — «Женские врачебные курсы». В 1866 году Боткин был назначен членом Медицинского совета министерства внутренних дел. Активная жизненная позиция, интерес к общественной деятельности позволили врачебной общественности избрать С. П. Боткина в 1878 году председателем Общества русских врачей, которым он руководил до кончины. Одновременно с этим он являлся членом главного управления Общества попечения о раненых и больных воинах, гласным Петербургской думы и заместителем председателя Комиссии общественного здравия Санкт-Петербурга. Известность и врачебный талант сыграли своё дело, и С. П. Боткин стал первым в истории этническим русским лейб-медиком семьи самого императора (до этого этнически русские лейб-медики были лечащими врачами только других членов императорской фамилии). С. П. Боткин положил начало санитарным организациям в Санкт-Петербурге. С первых лет существования Александровской барачной больницы становится её попечителем по врачебной части (отсюда и название, употребляемое в Санкт-Петербурге — Боткинские бараки - ныне клиническая инфекционная больница им. С. П. Боткина). Во многом именно благодаря деятельности С. П. Боткина появилась первая санитарная карета, как прообраз будущей "Скорой помощи«.

Боткинская больница в первоначальном барачном стиле. Открыта в апреле 1882 года