Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
5 курс / Инфекционные болезни / Доп. материалы / Внутриутробные_инфекции_у_новорожденных_Титова_Н_С_.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
395.78 Кб
Скачать

Маркерные признаки материнско - плодовой инфекции..

  • вентрикуломегалия;

  • перивентрикулярные кальцификаты;

  • кардиомегалия;

  • кисты сосудистых сплетений;

  • гепатоспленомегалия;

  • нефромегалия;

  • повышенная эхогенность эндотелия внутренних органов;

  • нарушения сроков созревания плаценты;

  • изменения количества околоплодных вод:

а) многоводие

б) маловодие

В последние годы наблюдается явный рост частоты внутриутробных инфекций (ВУИ) человека, что, с одной стороны, связано с появлением новых, более информативных методов диагностики, расширением спектра изучаемых возбудителей и, соответственно, с возрастанием прижизненной выявляемости ВУИ. С другой стороны, не исключено и истинное увеличение частоты данной патологии, что в свою очередь обусловлено возрастанием инфицированности женщин фертильного возраста возбудителями, способными стать причиной ВУИ плода, такими как цитомегаловирус (ЦМВ) человека, герпес вирусы, энтеровирусы, парвовирусы В 19, папилломатозный вирус человека, хламидии, микоплазмы, вирусы гепатита В и С, токсоплазма, грибы, стрептококки групп А и В.

В подтверждение данного положения можно привести печальную статистику обследования беременных женщин. Частота выявления у них ЦМВ инфекции в настоящее время составляет от 13 до 91,6%, энтеровирусов Коксаки В – от 2 до 74%, герпес вирусов 2 типа – от 7 до 47%, хламидийной инфекцией – от 25 до 40%, микоплазменной – от 17 до 50%, уреаплазменной – от 25 до 75%, стрептококков группы В – от 5 до 35%. Частота заражения плода составляет при этом от 5 до 60% в зависимости от характера возбудителя, сроков беременности, напряженности гуморального и клеточного иммунитета у матери и ряда других факторов.[7]

Итак, в последние годы мы отмечаем явное увеличение частоты ВУИ, причем преимущественно вирусной этиологии и вызванной внутриклеточными возбудителями.

Вторая проблема, о которой свидетельствуют материалы последних лет, - это возрастание роли ВУИ в патогенезе многих патологических состояний, формирующихся в период детства и даже в более позднем возрастном периоде жизни человека. При этом особо можно отметить значение таких изменений, вызванных ВУИ, как формирование малой мальформации мозга, дисплазии органов, дисфункции систем. Также имеет значение возрастание значимости ВУИ в структуре заболеваемости и смертности детей, особенно новорожденных и детей раннего возраста.

Кроме того, исследования последних лет показали, что внутриутробно начавшийся инфекционный процесс характеризуется иным, отличным от постнатального, ответом иммунной системы организма плода и, соответственно, новорожденного и ребенка более старшего возраста, а, следовательно, и своеобразием клинической и лабораторной картины заболеваний, низкой чувствительностью организма больного ребенка к стандартным методам терапии и, следовательно, необходимостью поиска новых, более адекватных методов лечения.

Инфекционные заболевания во время беременности представляют опасность не только для матери, они могут обусловить внутриутробное инфицирование детей, приводящее к ранней детской смертности и возникновению пороков развития.

Установлено, что тератогенное действие инфекций более распространено, чем влияние токсических препаратов на плод.

Так, если в 1964г. в ФРГ от применения снотворного препарата талидомида было зарегистрировано 3000 детей с пороками развития, то в США в том же году в результате врожденной краснухи родилось 20000 детей с аномалиями развития.

По данным профессора Полякова на 1000 доношенных новорожденных рождается 3-5 с внутриутробными инфекциями или 15-20/1000 недоношенных.

В структуре всей перинатальной патологии до 17% составляет внутриутробные инфекции.

ВУИ у детей представляют собой ту группу заболеваний, диагностика которых сопряжена с немалыми трудностями, чем, собственно, и объясняются столь разноречивые суждения о частоте этой патологии.

Трудность ещё связана с тем, что нередко инфекционное заболевание у матери протекает бессимптомно или в легкой форме, без выраженных клинических проявлений.

Это особенно касается вирусных инфекций.

Имеется предположение о том, что наиболее распространенной и общей формой взаимодействия вируса с клеткой является состояние длительного вирусного носительства!

Эти данные получены на моделях хронических инфекций и объясняют следующие положения:

  • почему у инфицированных вирусом беременных женщин вирусемия клинически ничем не проявляется, тогда, как у инфицированных ими плодов заболевание приобретает характер тяжелой генерализованной инфекции со смертельным исходом.

Примером могут служить:

  • цитомегалия;

  • вирусный гепатит.

В отношении вирусного гепатита в настоящее время имеются работы, свидетельствующие о том, что возможно длительное, на протяжении многих лет, латентное пребывание вируса в организме матери с рождением, в период такого носительства, детей с признаками болезни Боткина (спустя 12 – 14 лет после перенесенного заболевания самой женщиной).

Следующая трудность состоит в том, что выявление инфекционного заболевания у матери ещё не является свидетельством внутриутробной передачи возбудителя этого заболевания плоду.

С другой стороны, выявление заболевания у плода далеко не всегда позволяет связать его с воздействием определенного возбудителя, ибо заболевание может быть обусловлено:

  • микст инфекцией

  • токсическими факторами

  • иммунологическими воздействиями и другими вредностями.

Все эти трудности приводят к тому, что ВУИ диагностируются, как правило, после рождения, хотя пренатальную диагностику игнорировать нельзя, так как своевременно предпринятое лечение матери может и предотвратить и изменить заболевания плода.