Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
4 курс / Акушерство и гинекология / Клиническая_фармакотерапия_беременных_Цогоева_Л_М_.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
23.03.2024
Размер:
104.45 Кб
Скачать

Гипотензивные и сосудорасширяющие средства

При выборе метода лечения гипертензий у беременных необходимо дифференцировать АГ, на фоне которой протекает беременность, от АГ, обусловленной беременностью (то есть преэклампсию). Под преэклампсией подразумевают такое состояние, при котором после 20 недель беременности развивается гипертензия наряду с протеинурией или генерализованными отеками, или к имевшейся исходной АГ присоединяются протеинурия или отеки. В основе АГ, обусловленной беременностью, лежит генерализованное повреждение эндотелия, что в конечном итоге манифестируется поздним гестозом (полиорганной недостаточностью). Зачастую назначается шаблонная программа антигипертензивной и инфузионной терапии как в случае АГ, сопровождающейся гиперволемией, так и в случае волюм-зависимой АГ беременных на фоне позднего гестоза.

Антагонисты кальция стоит использовать для лечения тяжелой гипертензии, резистентной к другим видам терапии. Антагонисты кальция среди гипотензивных средств являются наиболее эффективными и безопасными для применения во II и III триместрах беременности. Антагонисты кальция снижают общее периферическое сосудистое сопротивление и обеспечивают желаемый гемодинамический эффект. Но дигидропиридины короткого действия (нифедипин, риодипин, никардипин) не рекомендуются для лечения гипертензии беременных. При назначении антагонистов кальция в поздние сроки беременности необходимо помнить о том, что препараты в высоких дозах тормозят сокращения матки, затрудняя родовую деятельность и удлиняя продолжительность родов.

Ганглиоблокаторы беременным не назначаются из-за опасности динамической кишечной непроходимости у матери и плода. Назначение их во II и III триместрах беременности возможно только по жизненным показаниям, но при этом следует учитывать, что они стимулируют сократительную способность миометрия.

Гидралазин (апрессин) — высокоэффективный артериальный вазодилататор. Препарат безопасен как для матери, так и для плода, восстанавливает гемодинамику в маточном круге кровообращения, что имеет важное значение для жизнеобеспечения плода. Максимальный эффект достигается через 20 мин после внутривенного введения, длительность действия — в пределах 8 часов. Сразу после его введения у плода может наблюдаться тахикардия, но она непродолжительная. Препарат рекомендуется при транзиторном повышении артериального давления.

Допегит (метилдофа) по гипотензивному эффекту и отсутствию фетотоксического действия долгое время считался одним из наиболее адекватных средств лечения гипертензии у беременных даже при длительном применении. Допегиту как средству первой очереди отдают предпочтение многие клиницисты не только на основании данных о стабильности маточно-плацентарного кровотока и гемодинамики плода, но и на основании 7,5-летнего наблюдения за детьми, не проявившими никаких отсроченных неблагоприятных эффектов развития после получения их матерями этого препарата во время беременности. Практически отсутствует вероятность поступления допегита к ребенку с грудным молоком. Однако при назначении препарата следует иметь в виду возможность возникновения у беременных разнообразных побочных эффектов в виде тошноты, рвоты, головных болей, реже — нарушений со стороны крови, печени.

Ингибиторы АПФ. Растет количество данных о высокой вероятности связи применения препаратов этой новой группы во II и III триместрах беременности с развитием серьезных аномалий у плода. Прежде всего, это нарушение функции почек у плода и новорожденного, маловодие, неонатальная анурия, почечная недостаточность и летальный исход. Причиной этих аномалий является ингибирование ангиотензина II плода, что приводит к снижению клубочковой фильтрации, уменьшению мочи, маловодию. Маловодие способствует развитию аномалий травматического генеза по типу контрактур конечностей и челюстно-лицевых деформаций. Кроме того, на фоне приема ингибиторов АПФ развиваются дисплазия почечных канальцев, гипоплазия легких, неонатальная гипотензия и незаращение артериального протока.