Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Korgun_V_G_Istoria_Afganistana_KhKh_vek

.pdf
Скачиваний:
4
Добавлен:
26.01.2024
Размер:
14.01 Mб
Скачать

С. Ивановым поставки военного оборудования скорей всего пошли на вооружение армии самого Фахима. Так, по данным западных источников, в начале 2003 г. партия российских запчастей к военной технике и даже несколько танков были переброшены из Таджикистана на север Афганистана, в г. Кундуз, для их последующей переправки в Панджширскую долину, на армейские склады афганского министра обороны. И хотя сам Фахим опроверг эти сведения, их косвенно подтвердил один из сотрудников Азиатского департамента МИД РФ, ссылаясь на обязательства по советско-афган- скому Договору о дружбе 1978 г. В Вашингтоне выразили беспокойство в связи с такого рода сообщениями. Посол США в Афганистане Роберт Финн жестко высказался по этому поводу: «Мы ясно заявили всем соседям Афганистана, что ему должны дать возможность развиваться без внешнего вмешательства»7.

Серьезную озабоченность в Кабуле вызывали действия Ирана: по данным афганских официальных лиц, иранский Корпус стражей исламской революции продолжал финансировать и вооружать «эмира Герата» генерала Исмаил-хана. Саудовские шейхи, в свою очередь, возобновили финансирование остатков талибов, окопавшихся в Пакистане. А президент Узбекистана И. Каримов продолжал поддерживать генерала А.Р. Дустома.

Усиливала свои позиции в Афганистане и соседняя Индия. В начале 2003 г. Дели пообещал прислать в Кабул армейскую автомобильную технику и начать подготовку афганских офицеров. С поставкой в Афганистан пассажирских самолетов, автобусов и медицинского оборудования индийское присутствие в стране резко возросло. Индия разрабатывала маршруты экспорта товаров в Афганистан через Иран в обход Пакистана. Были открыты индийские консульства на севере страны, в г. Мазари-Шарифе, на западе — в Герате, на юге — в Кандагаре и на востоке — в Джалалабаде, поблизости от пакистанской границы. Это вызвало понятное беспокойство пакистанского президента П. Мушаррафа, который пожаловался X. Карзаю на действия Индии. «Я получил уверения от Индии, что эти консульства будут осуществлять только торговые и собственно консульские функции», — возразил на это X. Карзай. Его позиция оказалась достаточно четкой: «Мы не позволим ни Индии, ни Пакистану использовать Афганистан для противостояния друг другу»8.

Пакистан в свою очередь продолжал вести двойную игру в Афганистане. Он одним из первых вошел в список доноров

Афганистана, пообещав помощь на восстановление страны в размере 100 млн долларов. Исламабад публично поддерживал правительство X. Карзая, передавая американцам арестованных в Пакистане боевиков «Аль-Каиды». В то же время Межведомственная разведка Пакистана (ISI) предоставила убежище некоторым лидерам талибов, которые открыто живут в стране и могут беспрепятственно проникать в Афганистан и организовывать ракетные обстрелы американских баз.

Вцелом Исламабад предпринимал серьезные шаги для усиления своих позиций в Афганистане. Так, в феврале 2003 г. он осуществил поставку партии оружия Кабулу — 5 тыс. автоматов, 180 минометов и 10 тыс. мин к ним, 75 гранатометов. Эта военная помощь оказана сверх обещанных 100 млн долларов на реконструкцию страны. Официальное заявление Исламабада по этому поводу гласило: «Пакистан выполняет свои обязательства по поддержке и укреплению центрального пра-

вительства (Афганистана — В.К.), включая создание национальной армии»9.

Вусловиях, когда ведущие участники антитеррористической коалиции, в первую очередь соседи Афганистана, преследуя собственные интересы, спешили занять свою нишу в раздираемой противоречиями и междоусобицей стране, Кабул вновь обратился за помощью к США, считая их единственным гарантом необратимости процесса постталибского развития Афганистана, способным остановить сползание страны к новому витку гражданской войны и последующей дезинтеграции.

Это была главная цель визита X. Карзая в Вашингтон в конце февраля 2003 г. На встрече с Дж. Бушем афганский президент добивался гарантий того, что США, начиная войну с Ираком, не оставят Афганистан. Действительно, если бы американцы ушли из страны или хотя бы серьезно сократили свое военное присутствие, вполне можно было ожидать довольно быстрой дестабилизации обстановки. И хотя США постепенно охладевали к Афганистану, президент Буш заверил афганского коллегу в том, что Вашингтон по-прежнему привержен принятым на себя обязательствам.

Тем не менее внутриполитическая обстановка в Афганистане продолжала обостряться, в первую очередь за счет активизации деятельности талибов, боевиков «Аль-Каиды» и группировки Г. Хекматьяра. К осени 2002 г. талибы оправились от шока и развернули планомерную партизанскую войну против режима X. Карзая и сил международной антитеррористической коалиции.

Весной 2003 г., особенно в связи с войной в Ираке, в надежде, что американцы ослабят военный нажим на них, талибы переходят к более крупномасштабным действиям. В этот период они произвели перегруппировку своих сил. В начале апреля 2003 г. они захватили здания местной администрации в районах Наубахар и Шинкай провинции Заболь и водрузили над ними свой флаг10. Впрочем, это была скорее демонстрация силы, нежели установление альтернативной власти в провинции. Тогда же, в апреле большие силы талибов вторглись в пограничные с Пакистаном провинции Гильменд и Урузган. Этому вторжению предшествовали массовые митинги, организованные ими в Пешаваре и Кветте — центрах соответственно пакистанских Северо-Западной пограничной провинции и провинции Белуджистан. 15 августа около 200 талибов при поддержке подразделений племенной милиции из полосы «независимых племен» вторглись в район Бармаль провинции Пактика и поставили его под свой контроль.

Одновременно талибы предприняли новое широкомасштабное вторжение в пограничную провинцию Заболь. Их численность превышала 600 человек. Через неделю к ним пришло подкрепление из Пакистана численностью более 300 человек. Правительство X. Карзая было вынуждено бросить против них около 1000 солдат Национальной армии Афганистана, подготовленных американскими и французскими инструкторами. Правительство также использовало американскую воздушную и наземную (около 120 солдат) поддержку. По масштабам и интенсивности боевых действий это была крупнейшая операция со времени падения режима талибов. В течение первых двух недель боев погибли 124 талиба и около 100 солдат правительственных войск. Операция завершилась,

ито не полностью, лишь в конце октября.

Впоследующем талибы и их союзники «Аль-Каида» и

Г.Хекматьяр продолжали наращивать масштабы и интенсивность боевых действий. В сентябре 2003 г. их лидер мулла Омар созвал на юге Афганистана совещание крупнейших полевых командиров, на котором была сформирована Шура — военный совет, или центральный штаб командования вооруженными отрядами талибов, состоящий из 10 человек, перед которым поставлена задача расширить и активизировать военные действия.

Об усилении военной активности исламистов свидетельствует и тот факт, что их действия выходят за пределы традиционной зоны их влияния — районов, населенных пуштунскими племенами. Так, в июле 2003 г. их отряды появи-

лись на севере Афганистана, в провинции Фарьяб, граничащей с Туркменистаном, и столкнулись с отрядами генерала А.Р. Дустома. Их возглавил по указанию муллы Омара бывший министр информации в правительстве талибов Мухаммад Азим Муттаки. Руководство талибов заявило о том, что вскоре борьба против сторонников X. Карзая охватит весь север Афганистана11.

В Афганистане остались и небольшие группы иностранных наемников и добровольцев — чеченцев, узбеков, таджиков, уйгуров, которые вместе с остатками талибов воюют против правительства X. Карзая. Их численность, вероятно, не превышает 600—700 человек.

И хотя противники режима X. Карзая пользовались покровительством определенных кругов в Пакистане, правительство этой страны под нажимом США ведет реальную борьбу против террористов на собственной территории. Впервые за всю историю страны Исламабад ввел регулярные войска численностью 65 тыс. человек на территорию полосы «независимых племен», декларируя стремление предотвратить проникновение отрядов талибов через границу на территорию Афганистана.

В июле 2003 г. на отдельных участках границы пакистанские войска, по данным афганской прессы, вторглись на афганскую территорию на глубину до 45 км. На границе отмечались случаи вооруженных столкновений. И хотя официальный Исламабад опроверг эти сведения, общественное мнение Афганистана крайне болезненно реагировало на активность пакистанских военных в приграничных районах. Вероятно, при негласном попустительстве афганских властей, 8 июля 2003 г. в Кабуле был организован погром посольства Пакистана. Исламабад выразил официальный протест и закрыл посольство. Президент X. Карзай и министр иностранных дел Афганистана д-р Абдулла были вынуждены извиниться перед Пакистаном и обещали наказать виновных и возместить ущерб. Через неделю посольство было вновь открыто.

Так, исламский экстремизм и терроризм в Афганистане воздействуют не только на внутриполитическую ситуацию, но и на отношения между двумя государствами, которые вот уже несколько десятилетий остаются напряженными, подрывая региональную безопасность и ставя под угрозу хрупкую политическую стабильность.

Серьезную угрозу миру несет и наркобизнес в Афганистане. После небольшой паузы, связанной с антитеррористической операцией, Афганистан вновь обрел роль крупнейшего

производителя и поставщика героина (более 70% его мирового объема) на мировой рынок.

После разгрома талибов Временное правительство Афганистана объявило борьбу с наркотиками одной из приоритетных задач. В январе 2002 г. глава Временной администрации X. Карзай подписал указ о запрете культивирования опийного мака, в феврале было создано Национальное агентство по борьбе с наркотиками, в апреле издан декрет о денежной компенсации крестьянам, уничтожавшим посевы опийного мака. Тогда же Кабул объявил о начале кампании по ликвидации опийных плантаций.

Тем не менее в 2003 г. отмечался дальнейший рост производства наркотиков в Афганистане, в котором было занято около полумиллиона человек.

В этот период потребителями афганских наркотиков являлись 9 млн. человек в разных странах мира (2/3 всех потребителей героина)12. Стоимость произведенных в Афганистане наркотиков в 2002 г. составила 20—25 млрд долларов по мировым ценам13, из них 1,2 млрд долларов осели в карманах афганской наркомафии.

Производство наркотиков в Афганистане превращается в целую отрасль экономики, конкурирующую с остальной частью национального хозяйства. В сентябре 2003 г. МВФ предупредил мировое сообщество о том, что вскоре производство опиума в Афганистане будет доминировать в национальной экономике, и стране угрожает опасность превратиться в «наркогосударство», в котором наркобизнес составляет от 40% до 60% ВВП Афганистана14.

Производство и продажа наркотиков оказывает определенное влияние и на военно-политическую ситуацию в стране. В Афганистане сформировался солидный слой наркобаронов, среди которых доминируют полевые командиры. Деньги от наркобизнеса идут на финансирование их вооруженных отрядов и личное обогащение. Многие из них связаны не только с представителями местной администрации, но и с некоторыми представителями центральных государственных структур, порождая невиданную коррупцию. Определенную долю в наркобизнесе имеют и лидеры талибов, а также бен Ладен, которые также финансируют действия своих вооруженных отрядов. С большой долей уверенности можно предположить, что афганские наркодельцы связаны с международной сетью наркомафии.

Несмотря на сложную внутриполитическую обстановку Афганистан предпринимает серьезные усилия в направлении

перехода на путь мирного развития. Важную роль в этом занял процесс разработки и принятия новой конституции. К осени 2003 г. ее проект прошел широкое обсуждение по всей стране и среди афганских беженцев за рубежом. Ввиду сложности обстановки заседания Конституционной Лоя джирги были перенесены с октября на декабрь 2003 г.

4 января после острых дебатов новый Основной закон был одобрен ее делегатами. За его основу взяты положения конституции 1964 г., самой либеральной и демократической за всю историю страны.

Конституция, как сказано в преамбуле, принята «во имя достижения национального единства, сохранения независимости, национального суверенитета, территориальной целостности страны» и предполагает «формирование правительства на основе народного волеизъявления и демократии». В преамбуле также ставится задача «построения гражданского общества, свободного от экслуатации, насилия, дискриминации и основанного на верховенстве закона, социальной справедливости, защите прав человека, достоинства и гарантиях фундаментальных прав и свобод народа».

В конституции Афганистан провозглашен «исламской республикой» (статья 1). Официальной религией остался ислам. При этом приверженцы других религий получили свободу вероисповедания (статья 2). Ни один закон, сказано в конституции, не должен противоречить положениям ислама и положениям конституции (статья 3). В конституции выражена приверженность Афганистана основным гражданским правам и свободам, в том числе свободе слова, печати, праву на создание политических и общественных организаций. Во внешней политике основными принципами провозглашаются «сохранение независимости, защита национальных интересов, территориальной целостности, миролюбие, отношения добрососедства, взаимное уважение и равные права» (статья 8).

Конституция провозгласила президентскую форму правления при сохранении двухпалатного парламента, обладающего широкими прерогативами. Официальными языками признаны пушту и дари, а в местах компактного проживания национальных меньшинств - также их соответствующие языки.

Президент и парламент избираются путем прямых всеобщих выборов. Срок президентского мандата — 5 лет. Президент руководит кабинетом министров, назначает министров и Верховного судью с одобрения нижней палаты парламента. Он имеет право созыва Лоя джирги, объявления войны, зак-

лючения перемирия и объявления чрезвычайного положения

содобрения парламента.

Спринятием конституции начался новый этап в обще- ственно-политической жизни страны: афганцы получили прочную основу для строительства нового, демократического общества. Конституция дает возможность также провести свободные демократические выборы в июне 2004 г., как это и было предусмотрено Боннским соглашением 2001 г.

П р и м е ч а н и я

Г л а в а I

1 Губар Мир Гулам Мухаммад. Афганистан на пути истории. Под ред. Ганковского Ю.В. и Коргуна В.Г. Пер. и ком. Давлятова Муллошо. М., 1987, с. 35.

2Там же.

3Там же.

4

Россия и Афганистан. Под ред. Капицы М.С. М., 1989, с. 159.

5

Белграми Асгар Хасан. Афганистан ва Хенд-е Бретаневи. (Афгани-

 

стан и Британская Индия.) Кабул, 1982, с. 270—271 (на языке

 

дари).

 

 

6

Sykes Persy. A History of Afghanistan. Vol. II. London. 1940,

c. 216.

7

Adamec Ludwig

W. Afghanistan 1900—1923: A Diplomatic

History.

 

University of California Press, Berkeley. 1967, p. 30.

 

8

Sykes Persy, p.

217.

 

9

Ibid.

 

 

10Губар Мир Гулам Мухаммад. Афганистан на пути истории, с. 54.

11Там же; Sykes Persy, p. 218.

12Белграми Асгар Хасан, с. 275.

13Там же, с. 272.

14Sykes Persy, p. 218.

15Ibid.; Белграми Асгар Хасан, с. 276.

16 Ghaus Abdul Samad. The Fall of Afghanistan. New York, 1988. p. 20-21.

17Sykes Persy, p. 218-219.

18Gregorian Vartan. The Emergence of Modern Afghanistan. Stanford, California, 1969, p. 207.

19Белграми Асгар Хасан, с. 282.

20Там же.

21Там же, с. 283.

22Там же, с. 285.

23Там же.

24Губар Мир Гулам Мухаммад. Афганистан на пути истории, с. 54.

25Adamec Ludwig W. Afghanistan, 1900-1923: A Diplomatic History. University of California Press, Berkeley. 1967, p. 50.

26 Белграми Асгар Хасан, с. 287; Sykes Persy, p. 219.

27Там же, 288.

28Sykes Persy, p. 225,

29Ibid., p. 226-228.

30Ghaus Abdul Samad. The Fall of Afghanistan. New York, 1988, p. 23.

31История Афганистана. Под ред. Ганковского Ю.В. М., 1982, с. 201.

32Белграми Асгар Хасан, с. 299—300.

33Gregorian Vartan, p. 183.

34Губар Мир Гулам Мухаммад. Афганистан на пути истории, с. 26—27.

35Там же, с. 27.

36Там же, с. 30.

37Ромодин В.А. Очерки по истории и истории культуры Афганистана. М., 1983, с. 68.

38Там же.

39Gregorian Vartan., p. 191.

40Губар Мир Гулам Мухаммад. Афганистан на пути истории, с. 29.

41Гуревич Н.М. Внешняя торговля Афганистана до Второй мировой войны. М., 1959, с. 18, 95, 135.

42Там же, с. 45.

43Там же, с. 197.

44Там же, с. 198.

45Там же, с. 199.

46Губар Мир Гулам Мухаммад. Афганистан на пути истории, с. 24.

47Gregorian Vartan, p. 186.

48Ibid., p. 24.

49Ibid., p. 42-43.

50Хабиби Абдулхай. Джомбеш-е машрутият дар Афганистан. (Конституционное движение в Афганистане.) Кабул, 1984 (на языке дари), с. 63.

51Там же, с. 6—7.

52Там же, с. 13-14.

53Подробнее см.: Хабиби Абдулхай, с. 23—48.

54Хашими Сеид Саадуддин. Афганистан-е моассер. (Современный Афганистан.) Кабул, 1980 (на языке дари), с. 124—125.

55Хабиби, Абдулхай, с. 49~54.

56Там же, с. 15.

57Губар Мир Гулам Мухаммад. Афганистан дар масир-е тарих. (Афганистан на пути истории). Кабул, 1967 (на языке дари), с. 717—718.

58Там же.

59Губар Мир Гулам Мухаммад. Афганистан на пути истории, с. 46.

60Там же, с. 47.

61Там же, с. 48.

62Gregorian Vartan, p. 166.

63Ibid.

" Ibid., p. 168.

65Ibid., p. 169.

66Ibid.

67Ibid., p. 170.

68Ibid., p. 174.

69Ibid., p. 175.

70Ibid.

71

Сирадж уль-ахбар. Первый год издания (1911), № 20, с. 7, 13.

72

Там же. Третий год издания (1913). № 6, с. 4.

73

Там же. Третий год издания, №

3, с. 3; Второй год издания, № 18,

 

с. 12, 15, 24.

 

74

Там же. Третий год издания, №

11, с. 11.

75 Gregorian Vartan , p. 213.

76Сирадж уль-ахбар. Второй год издания (1912), №7, с. 5; № 8, с. 5;

10, с. 7.

77Там же, № 16, с. 5.

78Gregorian Vartan, p. 214.

79 Сирадж уль-ахбар.

Четвертый год издания (1914), № 1, с. 6.

80

Gregorian Vartan, p.

220.

81

<ЗУшм.у Abdul Samad,

p. 25.

82Губар Мир Гулам Мухаммад. Афганистан на пути истории, с. 68.

83История Афганистана, с. 218.

84Там же.

85Там же, с. 219.

86Панин С.Б. Россия и Афганистан. Иркутск, 1995, с. 37-38.

87История Афганистана, с. 219.

88Там же.

89Ghaus Abdul Samad, p. 26.

90Ibid., p. 27; Панин С.Б. Россия и Афганистан, с. 40.

91Ghaus Abdul Samad, p. 28.

92Панин С.Б. Россия и Афганистан, с. 40.

93История Афганистана, с. 220.

94Gregorian Vartan, p. 222.

95История Афганистана, с. 220.

96 Stewart

Rea Tally.

Fire in Afghanistan, 1914-1929. New York, 1973,

p. 20;

Панин С.Б.

Россия и Афганистан, с. 46.

97История Афганистана, с. 224.

98Gregorian Vartan, p. 226.

 

Г л а в а

II

1 Reshtia S.Q. A Historical Document. -

The Afghanistan Studies Journal.

 

Nebraska, USA. Volume 3, p. 22.

 

2

Stewart Rea Tally, p. 27.

 

 

3

Ibid., p. 28, Gregorian Vartan, p.

226.

4

В западной литературе — клан

Мусахибан.

5

Stewart Rea Tally, p. 29.

 

 

6Ibid.

7Ibid., p. 31-32.

8Ibid., p. 32.

9Пятничная проповедь.

10 Stewart Rea Tally, p. 33.

11Ibid., p. 34.

12Ibid., p. 35.

13Губар Мир Гулам Мухаммад. Афганистан на пути истории, с. 75-76.

14Там же, с. 37.

15 Известия, 21.05.1921; Frazer-Tytler W.K. A History of Afghanistan. A Study of Political Development in Central Asia. Lahore, 1950, p. 37.

16Теплинский Л.Б. История советско-афганский отношений. М., 1988,

с.36.

17Stewart Rea Tally, p. 45.