Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Курсовая Риски.docx
Скачиваний:
28
Добавлен:
15.03.2015
Размер:
65.96 Кб
Скачать

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Московский Государственный Юридический Университет им. О.Е. Кутафина (МГЮА)»

Международно-правовой институт

Кафедра Международного Частного Права

Курсовая работа на тему:

«ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ В ТРАНСГРАНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ»

Студент: Р.М. Лобанов

Группа: 1

Курс: 5

Научный руководитель:

к.ю.н., доцент, Мажорина Мария Викторовна

Москва, 2014 г.

Содержание

Введение 3

Понятие риска и его классификация

в международной торговле 5

Подходы к определению момента перехода риска 12

Переход риска в соответствии с Венской Конвенцией 1980 г. 15

Вопросы определения применимого права

при переходе риска 17

Заключение 19

Список используемой литературы 21

ВВЕДЕНИЕ

На протяжении всей истории человечества наиболее развитой формой международных экономических отношений (МЭО) является внешняя торговля. Структурные экономические сдвиги, кооперирование в области промышленного производства, а также влияние научно-технического прогресса, все это служит предпосылками не только роста национальных экономик стран, но и вносит вклад в активизацию мировой торговли.

Сегодня, основываясь на принципах международного разделения труда, а также развиваясь в условиях глобализации государств, международная торговля становиться основной формой взаимодействия зарубежных коммерсантов, что приводит одновременно как к расширению мировых торговых площадок, так и экономической взаимозависимостью субъектов МЭО. Согласно данным Статистического отдела ООН, импорт продукции, который составлял в 2009 году 12.484.026 млн. долларов, к концу 2013 года достиг отметки почти в 19 млн. Подобная тенденция также нашла свое отражение в экспортных операциях с товарами1.

Вместе с тем, на рубеже ХХ – ХХI вв. внешнеэкономической деятельности органически присуще многообразие форм рисков. Наличие особых рисков в рассматриваемой сфере говорит о том, что международные проекты по своей природе и структуре, как правило, более сложны, чем национальные. Богатая палитра видов международной коммерческой деятельности, сопряженная с неопределенностями, требует от предпринимателя умение понимать природу рисков, сопровождающих операции на зарубежных рынках, использовать необходимые методы оценки риска и управлять им, с целью его уменьшения2. Одна из специфических черт предпринимательской деятельности, сформулированной американским экономистом Ф. Найтом, заключается в том, что «вся подлинная прибыль связана с неопределенностями (рисками)»3. Риск является неотъемлемой частью условий предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов, он лежит в основе массы коммерческих сделок, осложненных иностранным элементом.

Нельзя не отметить тот факт, что российским специалистам, как ученым, теоретикам, так и непосредственно правоприменителям, данная проблема представляет особый интерес в связи с заметной тенденцией повышения товарных экспортно-импортных операций на внешнем рынке России. Принимая во внимание сложившуюся на момент написания данной статьи ситуацию на мировой политической арене, в период обострившихся отношений между Россией и странами Запада, вопросы о разработке направлений по совершенствования управления рисками, анализ основных способов оптимизации рисков как условий стабилизации внешнеторговых операций, заслуживает всестороннего обсуждения.

Говоря о современной российской правовой науке, следует отметить, что она не пестрит работами по данному вопросу. Более внимательно к проблемам управления рисками в трансграничной торговле отнеслись западные ученые. В связи с этим, опираясь на материалы иностранных правоведов, а также монографии отечественных исследователей, целью настоящей работы является рассмотрение сущности и видов рисков, теоретический анализ положений, составляющих ядро института перехода риска по Венской конвенции 1980 года, а также определение применимого права в отношениях по переходу риска.

Понятие риска и его классификация в международной торговле

Риск и его последствия

Международные торговые операции между резидентами разных стран подвергаются рискам, которые, как правило, отсутствуют во внутренних операциях. Подобные риски, в первую очередь, связаны с тем, что сделки осуществляются в партнерстве с зарубежными контрагентами. Анализ специфики внешнего рынка приводит к тому, что компании сталкиваются с культурными особенностями зарубежных партнеров, различиями в государственном устройстве, законодательстве страны, трудностями при ведении финансовых операциях, которые влекут за собой дополнительные транзакционные издержки и т.д. В целом, при ведении торговли на зарубежных рынках можно выделить следующие сущностные аспекты риска: во-первых, обычный предпринимательский риск, а во-вторых, риск, вызванный отличительными чертами конкретной страны - «страновый риск». Страновой риск можно охарактеризовать как возможные «прямые убытки по материальным или финансовым активам, размещенным в данной стране, или непредвиденное снижение доходов по этим активам, обусловленные произошедшим в конкретной стране событиями макроэкономического, финансового или социально-политического характера, развитие которых не могли контролировать ни предприниматели, ни отдельные лица».

Как мы видим, риски играют центральную роль в коммерции, в том числе и в отношениях по купле-продаже товаров (вопросы перехода риска). Положения в договоре о переходе риска, его распределении, являются неотъемлемой частью межгосударственных торговых контрактов. Иными словами, одна из главных задач договаривающихся сторон состоит в том, чтобы четко определить, кто из участников и при каких условиях обязуется нести риск убытков, и что причитается пострадавшей стороне, в случае неисполнения/ненадлежащего исполнения договора.

Однако ни Венская конвенция О договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. (далее – Венская конвенция), ни ИНКОТЕРМС 2010 не дают понятие «риска».

Вместе с тем, общий смысл положений упомянутых документов и комментариев к ним позволяет нам определить риск как событие или группу случайных событий, наносящих вред и приводящих к гибели или же повреждению объекта, обладающему данным риском. Что касается форм основных рисков, то в литературе отсутствует стройная система классификации внешнеторговых рисков.

Виды рисков

Существует множество подходов к классификации рисков, которые определяются разной природой их возникновения.

Во-первых, анализ соответствующих судебных решений свидетельствует о том, что нормы, регулирующие последствия причинения вреда или утраты товара, применяются вследствие следующих событий: посадка судна на мель или затопление корабля, используемого в качестве транспортировщика груза; ущерб, причиненный товару со стороны третьих лиц; аварийная разгрузка; кража; неумышленное действие или бездействие, совершенное перевозчиком груза или его работниками; нарушение правил хранения и др.4 Во-вторых, возможна классификация по роду опасности: выделяют природные, техногенные или смешанные риски. В-третьих, риски различаются по времени: ретроспективные, текущие, перспективные.

Тем не менее, существуют и другие негативные события, факторы, которые могут влечь за собой известные риски в международной торговой деятельности. Вследствие этого, для целей настоящей работы принято выделять две общие группы рисков: внешние события, не зависящие от исполнения/неисполнения контракта, и внутренние события, как следствие неисполнения или ненадлежащего исполнения договора купли-продажи.

Внешние неблагоприятные факторы: деятельность по осуществлению международной торговли всегда подвержена особым, внешним рискам, которые возникают не из договорных обязательств; рискам, которые не подвластны предприятиям и, соответственно, не могут быть контролируемыми. Единственная возможность минимизации настоящих рисков состоит в том, чтобы, опираясь на стратегический план хода торговой операции, управлять текущей ситуацией и стараться предвидеть развития неблагоприятных событий5. По содержанию подобные события подразделяются на:

  • риски физического ущерба, а именно неблагоприятные последствия в связи с естественными природными явлениями стихийного характера, обстоятельствами непреодолимой силы, действиями различных лиц неэкономического характера, таким как кража, забастовки, доставка груза не уполномоченному лицу и т.д.

  • регуляторные или политические риски, причинами которых является известная степень воздействия государства на определенную хозяйственную деятельность путем, издания приказов о конфискации товаров, отзыв лицензии, введение эмбарго, препятствование импортно-экспортных операций.

  • предпринимательские или экономические риски, представляющие собой наиболее известный вид внешних рисков, которые можно определить как неблагоприятные последствия, обусловленные негативными изменениями в экономическом климате страны/предприятия.

Как правило, говорить о переходе риска можно только при случаях («соntigencies»), которые влекут за собой физический ущерб или утрату предмета сделки6. Однако до конца не решенным остается вопрос, подпадают ли запреты/ограничения, наложенные международными организациями или государствами, под действия института перехода риска. В качестве примера, можно описать такую ситуацию, при которой груз, вверенный перевозчику, или само транспортное средство подлежит конфискации/аресту со стороны властей, или же путем ответных санкций, либо просто в качестве мер безопасности, суверенным государством накладывается запрет/ограничение на импорт или экспорт товаров. Ряд ученых высказываются против возложения ответственности за подобные события на какую-либо из сторон. С другой стороны, в литературе высказывается мнение, что понятием «риск» все же охватываются действия государств или международных организаций7.

В поддержку данной точки зрения можно привести решения Венгерского арбитражного суда, в соответствии с которым потери, причиненные вследствие введения ООН эмбарго на страны бывшей Югославии, лягут на плечи покупателей, так как все связанные с покупкой риски переходят на них8.

Профессор Рот в работе, посвященной рискам в международной торговле, придерживается мнения, что риск, к примеру, связанный с наложением ареста на имущество, не подчиняется его общим правила перехода9. В комментариях к Конвенции 1980 г. также преобладает мнение, согласно которому такие юридические риски как конфискация имущества, наложение ограничений на импортно-экспортные операции и т.п. не подлежат распределению между участниками сделки10.

В качестве еще одной классификации важно отметить следующее деление риска на группы, используемое в английском праве: риск повреждения товара («risk of damage to goods») за счет внешних факторов, а также возможная порча товара («risk of deterioration»), вызванная природными свойствами или естественными процессами продукта, например, плавление, размораживание, усыхание и т.д.

В приведенный классификации спорным остается вопрос, переходит ли все-таки риск порчи товара с продавца на покупателя. В правовой позиции Диплока Дж. по делу Mash & Murrel v. Joseph утверждается, что риск порчи товара лежит на стороне продавца до тех пор, пока груз не достигнет разгрузочного порта11. Данное мнение обосновано тем, что при транспортировки груза (подверженного ухудшению его качества в пути) товар должен обладать известной износостойкостью на время его перевозки («to be durable for voyage»), подтверждённой гарантиями. Иными словами, продавец при отправке груза обязан удостовериться в пригодности товара для длительной транспортировки.

Внутренние причины риска или риск невыполнения договорных обязательств. Существование данной группы рисков обусловлено возможной недобросовестностью коммерческих партнеров, несоблюдением ими принятых на себя контрактных обязательств. Следует отметить, что «любые незаконные действия сторон договора, а также действия, повлекшие за собой недействительность контракта, не могут подчиняться правила по распределению риска»12. Таким образом, любые убытки, потери или гибель имущества вследствие ненадлежащего поведения сторон не подпадают под понятие «риска» в рамках данной работы.

Внутренними причинами риска могут служить случаи несоответствия доставленного груза товару, определенному в договоре: ст. 35 Венской Конвенции гласит, что прямой обязанностью продавца является поставка товара, который по количеству, качеству и описанию соответствует требованиям соглашения. Поскольку доставка оговоренного товара является обязанностью продавца, то правила по переходу риска не применяются при несоответствии доставленной продукции. О подобной обязанности говорится в статьях 36, 37, 66 и 70 Венской Конвенции, согласно которым:

  • продавец ответственен за любые несоответствия товара, существующие как в момент перехода риска на покупателя, так и после;

  • переход риска на сторону покупателя не освобождает продавца от возмещения потерпевшей стороне ущерба, если вред был допущен вследствие существенного нарушения договора (например, поставка товара, несоответствующего требованиям контракта)

Пример: Продавец «А» (Германия), местом ведения предпринимательской деятельности которого является г. Берлин, продает автомобильные запчасти покупателю из Англии на условиях «FOB Hamburg». По дороге в Гамбургский порт товар, который перевозился с помощью железнодорожного транспорта, был уничтожен вследствие дорожной аварии (подразумевается, что данная ситуация проходила до момента передачи товара и до момента перехода риска). Как по немецкому законодательству, так и по Венской Конвенции риск лежит на стороне продавца, тем самым освобождая покупателя от уплаты денежных средств за утрату запчастей. Однако означает ли это, что продавец обязан поставить новые автомобильные запчасти продавцу? Конвенция однозначно дает положительный ответ на данный вопрос, так как продавец не исполнил свои обязательства в полном объеме. С другой стороны, по ГГУ продавец этого делать не обязан13.

Бремя доказывания перехода риска

К сожалению, ни международно-правовые договоры, ни национальные юридические документы не проясняют, на какой из сторон и в каком случае лежит бремя доказывания существования риска и его принятия. Практика свидетельствует о том, что данный факт, как правило, устанавливается по решению суда.

В качестве примера, приведу решение немецкого суда, в котором утверждалось, что обязанность по доказыванию лежит на стороне, заявляющей о применении правила перехода риска в отношение соответствующего лица14. В свою очередь испанский суд вынес решение, согласно которому покупатель несет риск убытков, вызванных порчей товаров, потому что им не были представлены доказательства ухудшения качества товара до передачи его перевозчику, в то время как продавец предъявил суду чистый бортовой коносамент (a bill of landing with a noteclean on board)15.