Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Христианская диакония.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
03.03.2015
Размер:
86.02 Кб
Скачать

Исторический и богословский опыт

Протопресвитер Виталий Боровой

Христианская диакония как проявление христианского свидетельства в жизни христиан и в благовествовании Церкви

1. Изначальная и вечная задача Церкви

Всегда, везде и в любом историческом контексте Церковь должна быть Церковью Христа, призванной свидетельствовать о Нем, всему миру; возвещать всем людям Его Евангелие Царствия Божия; Его Благую Весть о любви, братстве и спасении. И проявляться это свидетельство должно в христианской диаконии, в жизни христиан и их общин, в их служении нуждам людей, в попечении о благе и спасении их ближних.

Таким образом, христианская диакония органически и неразрывно связана с христианским свидетельством о Христе как необходимое проявление изначальной и вечной задачи Церкви, как проявление ее жизни и благовествования - в любых исторических контекстах и условиях земной истории Церкви.

"Вы будете Мне свидетелями - даже до края земли" (Деян.1,8), - заповедовал Господь апостолам. Эта заповедь обращена и к современному христианству, ко всем Церквам, ко всем христианам, ко всем нам; особенно же теперь, когда пред разделенным и лежащим во зле миром (1 Ин.5,19) встал грозный призрак всеобщей гибели.

А что значит быть свидетелями даже "до края земли" (Деян.1,8)? Это значит быть свидетелями везде для всех и во всем.

И это уже не вопросы отвлеченного классического богословия и не вопросы стратегии и методов христианского участия в тех или иных усилиях по сохранению мира, утверждению справедливости и спасению целостности творения и окружающей нас среды и космоса. По существу это уже вопросы о будущности христианства и Церкви, об их роли и месте в истории человечества, в том числе и о будущности нашей Церкви в истории нашей страны.

Сегодня перед лицом нарастающего и развивающегося процесса секуляризации и дехристианизации современного мира принято говорить о кризисе веры, христианства и Церкви. Много спорят о причинах, размерах и последствиях этого исторического феномена. Однако факт кризиса налицо и никем не оспаривается.

Данные демографических подсчетов говорят, что соотношение христиан и нехристиан быстро изменяется, причем не в пользу христиан. В начале нашей эры все население земного шара не превышало 300 миллионов. В начале ХХ в. на полтора миллиарда населения было около полумиллиарда христиан (т.е. 1 к 3), а в настоящее время на 4 миллиарда всех людей около миллиарда христиан (т.е. 1 к 4) (а по другим подсчетам даже 1 к 5). Применительно к ситуации на Западе подсчеты ведут к еще худшим оценкам: примерно один процент сознательно верующих (и практикующих, т. е. активно церковных) христиан. В этих условиях христианам придется и уже приходится свидетельствовать о Христе в положении меньшинства в безразличном и порой даже отрицательно относящегося к их свидетельству окружении.

С большой остротой стоит этот вопрос и перед Русской Православной Церковью. Перед нею стоят очень сложные и необычайно трудные и ответственные проблемы и задачи в связи с открывшимися для нее новыми перспективами и условиями свидетельства о Христе в постсоветском обществе. На повестке дня задачи восстановления нормальной церковной жизни в епархиях и приходах после репрессивного и разрушительного господства тоталитарной материалистической системы; задачи новой христианизации, катехизации и евангелизации, миссионерства и духовного просвещения народов России и новых государств на территории бывшего Союза.

И все это затрудняется активной и широкомасштабной прозелитической деятельностью со стороны католиков, униатов и протестантов разных направлений. Дело осложняется для Русской Православной Церкви еще и тем, что такая планомерная деятельность миссионеров западных исторических церквей по времени и по месту действий совпадает с бурной деятельностью и агрессивным нашествием бесчисленного количества самых разнообразных и диковинных беззастенчивых сект из Америки, Европы и Азии; разного рода парарелигиозных группировок и восточных культов и движений. И все это, прикрываясь лозунгами "свидетельства о Христе, о Боге", паразитирует на бедствиях и трудностях русского православного народа и его Православной Церкви.

Так, в глазах многих русских православных были скомпрометированы благородные идеалы и святые мечты лучших людей христианства о "Церквах-сестрах" и их вера в возможность и необходимость "общего (совместного) свидетельства о Христе".

Очень важно, чтобы Русская Православная Церковь не растерялась перед лицом таких испытаний, правильно поняла "знамения времени"; осознала, что все, происходящее с нею сейчас - это Божий призыв к покаянию в старых (исторических) и современных грехах и в то же время властный Божий призыв к новому свидетельству  — перед своим народом и перед лицом всего мира в такое ответственное время, когда происходит очень болезненная, но крайне необходимая трансформация всего комплекса национального и культурного самосознания народов на территории бывшего Советского Союза. Старое умирает, а новое еще не родилось, ибо "роды" очень трудные и болезненные. Всем - в Европе, в России и в новых государствах бывшего Союза — необходимо понять, что процессы этих "родов" тесно между собою связаны, переплетаются и взаимообусловлены. Их удача и неудача теперь в одинаковой степени важны и для будущего России и Православной Церкви, и для будущего Европы, ее новых государств, и для будущего всего сообщества Европейских Церквей. Эти процессы отмирания старого и рождения нового, конечно, очень сложны и мучительны, но Церковь должна воспринимать это с радостью и надеждой, ибо открываются новые перспективы и возможности для свидетельства о Христе и служения (диаконии) во имя Христа и Его Церкви.

Каково же должно быть новое свидетельство и служение (диакония) нашей Церкви в изменившихся исторических условиях на постсоветском пространстве Восточной и Центральной Европы?

Как и в отношении свидетельства западных Церквей в их дехристианизирующемся мире, ответ у нас на этот вопрос может быть только один - ответ общий для свидетельства всех христианских Церквей, для любого христианского свидетельства во всем мире - даже до края земли (Деян.1,8). Чтобы наше современное свидетельство и наша диакония сумели снова найти путь в сердца нашего народа и находится "в любви всего народа" (Деян.2,47) и чтобы у нас и теперь "Господь ежедневно прилагал спасаемых к Церкви", как и во времена апостолов (Деян.2,47), наше свидетельство и диакония должны быть такими, каким было свидетельство апостолов и первых христиан в греко-римском языческом обществе того времени, в Древней Церкви.