Добавил:
MuvNY@mail.ru Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Тема 7. Вещные права.docx
Скачиваний:
12
Добавлен:
03.07.2023
Размер:
221.45 Кб
Скачать

4. Установление и прекращение владения.

1. Римские юристы считали, что владение приобретается «корпус и анимус»(тело и душа) но недостаточно одного corpus или одного animus.Теловладение – фактическое владение лица над вещью. Душавладение – намерение относиться к вещи как к собственной. Это означает, что владение устанавливается для дан­ного лица с того момента, когда у него соединились и телесный момент (corpus possessions), и владельческая воля в смысле намерения относиться к вещи как к своей.

«Корпус посессионес» и его приобретение. Нужно осуществить в отношении вещи те действия, которые обычно по отношению к таким вещам совешают собственники. При наличии «корпус» владения «анимус» презимируется. Для сохранения владения не требуется непрерывного господства над вещью. Если вещь используется собственником сезонно, то владелец пользуется вещью сезонно. Установить и доказать corpus possessionis, факт обла­дания данного лица данной вещью, по общему правилу, не представляет особых затруднений. Но как установить наме­рение, с которым данное лицо обладает вещью? Лицо является на земельный участок, вспахивает его, засевает и т.д.; лицо обладает лошадью, ездит на ней и т.п. Как узнать, делает ли оно все это «с намерением относиться к вещи как к своей» или признавая над собой какого-то собственника, т.е. как простой держатель вещи?

Ответ напрашивается сам собой: необходимо выяснить так называемую causa possessionis, т.е. то правовое основание, ко­торое привело к обладанию лица данной вещью. Одно лицо получило вещь путем покупки, сопровождавшейся передачей вещи продавцом, другое — получило такую же вещь по дого­вору найма во временное пользование. Осуществляя свое поль­зование, оба они совершают, быть может, одинаковые дей­ствия, но для первого лица эти действия являются показателем владельческой воли, а для второго — они лишь выражение его зависимого держания.

В отношении animus possessionis (владельческой воли) применялся принцип: «никто не может изменить сам себе осно­вание владения». Этот принцип не имел такого смысла, что если лицо в данный момент обладает вещью, допустим, по договору найма и, следовательно, является держателем вещи, то оно никогда и ни при каких условиях не может превратиться во владельца или, наоборот, владелец никогда не может стать держателем.

Владение может быть приобретено не только лично, но и через представителя (опекуна или попечителя), т.е. через лицо, действующее от имени и за счет другого лица.

Для приобретения владения через пред­ставителя требовались следующие условия: представитель должен был иметь полномочие приобрести владение для дру­гого лица, будет ли это полномочие вытекать из закона (как у опекуна) или из договора. Давая представителю такое полно­мочие, лицо тем самым заранее выражало свою владельческую волю (animus possessionis). Другой элемент владения (corpus possessionis) осуществлялся в лице представителя, но требова­лось, чтобы представитель, приобретая вещь, имел намерение приобрести ее не для себя, а для представляемого.

Прекращение владения. Владение утрачивалось с утра­той хотя бы одного из двух необходимых элементов — corpus possessionis или animus possessionis. Так, владение лица прек­ращалось, как только вещь выходила из его обладания или лицо выражало желание прекратить владение (отчуждало вещь). Владение прекраща­лось в случае гибели вещи или превращения ее во внеоборот­ную вещь. При передаче владения м/у новым и старым владельцем отсутствует правопреемство т.е. прежний м/б недобросовестным владельцем, а новый – добросовестным.

Если владение осуществлялось через представителя, то оно прекращалось, помимо воли владельца, в том случае, если прекратилась возможность обладания вещью и в лице пред­ъявителя и в лице представляемого. Пока тот или другой из них еще могли проявлять свою власть над вещью, вещь считалась во владении представляемого.

№2.

Во владении выделяли два элемента:

1. Тело владения – фактическое господство лица над вещью. Приобрести его – означало находиться в таком положении, в каком по отношению к аналогичным вещам обычно находятся

собственники;

2. Душа владения – это субъективное намерение лица относиться к вещи как к своей. При определении такого намерения исходили из презумпции: если есть тело, наличие души владения предполагается. Для опровержения данной презумпции необходимо было установить основание приобретения владения (если вещь владельцу подарена, значит, у него есть намерение относиться к ней как к собственной; если же вещь арендована, то душа владения отсутствует).

Изменение основания владения допускалось только по соглашению с собственником (ссудополучатель по соглашению с ссудодателем договорились о продаже ссудополучателю вещи).

Кроме того, основание владения менялось, если владелец открыто не признавал власти собственника, а собственник не предпринимал никаких мер для защиты своего права.

Завладеть вещью можно было одним из двух способов:

1) Путем неформальной передачи вещи (traditio);

2) Путем ее захвата (occupatio).

Для приобретения владения требовалось наличие обоих элементов (и тела владения, и души владения): его нельзя было приобрести только волей или только захватом вещи. С исчезновением хотя бы одного из этих двух элементов владение утрачивалось.

Владение приобреталось как самим лицом, так и через представителя. Для удержания владения не требовался постоянный телесный контакт с вещью, достаточно было вести себя так, как обычно ведёт себя собственник.

Владение утрачивалось, если кто-либо захватывал вещь, а прежний владелец не предпринимал никаких мер по ее возвращению.

При передаче владения одним лицом другому правопреемство отсутствовало, поскольку при этом передавалось лишь фактическое господство над вещью (возможна была ситуация, когда отчуждатель являлся недобросовестным владельцем, а приобретатель – добросовестным).

Владения прекращалось:

1) С утратой «души владения»;

2) С утратой «тела владения»;

3) Со смертью владельца;

4) С переходом вещи в разряд изъятых из оборота.

№3.

Владение может быть приобретено как самим лицом, способным приобретать право собственности, так и через его представителя.

Владение устанавливается с того момента, когда у лица соединились и телесный момент и владельческая воля в смысле намерения относиться к вещи, как к своей. Установить и доказать владение = выяснить правовое основание, кот.привело лицо к обладанию данной вещью. В отношении владельческой воли никто не может изменить сам себе основания владения, что значит: не считаются с одним изменением внутренних настроений лица, не проявившемся вовне. Т.о. изменить основание владения было можно, но не простым изменением намерения, а путем совершения соответствующих договоров, как в приведенных примерах, или путем иных действий прежнего держателя в отношении владельца.

Для удержания владения не требуется постоянный телесный контакт с вещью, достаточно вести себя так, как обычно ведет себя собственник. Например, если владелец покидает летнее пастбище на зимний период, он сохраняет владение в том случае, если у него есть намерение весной вернуться обратно. Владение сохраняется до тех пор, пока кто-либо его удерживает для владельца, например, раб или подвластный. Владение будет утрачено, если кто-либо захватил вещь, а прежний владелец не предпринимает никаких мер по возвращению вещи.

При передаче владения одним лицом другому отсутствует правопреемство, поскольку при этом передается лишь фактическое господство над вещью. В связи с этим возможна ситуация, когда отчуждатель был недобросовестным владельцем, а приобретатель является добросовестным владельцем.

Владение прекращается в следующих случаях:

1) с утратой animus; (воли)

2) с утратой corpus; (обладания)

3) со смертью владельца;

4) с гибелью вещи или переходом вещи в разряд изъятых из оборота.

Если владение осуществлялось через представителя, то оно прекращалось, помимо воли владельца, в том случае ,если прекратилась возможность обладания вещью и в лице представителя и в лице представляемого пока тот или другой из них еще могли проявлять свою власть над вещью, вещь считалась во владении представляемого.